Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти св. равноап. кн. Владимира

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти св. равноап. кн. Владимира

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы празднуем память того незабвенного для нашего Отечества великого князя, которого наши предки называли не иначе, как солнцем земли Русской, а Святая Церковь наименовала равноапостольным. Он просветил всю землю Русскую светом веры Христовой, извел ее из тьмы идолослужения в чудный свет благодати Божией и возродил ее святым крещением. Он утвердил в Отечестве нашем Православную Церковь, столп и утверждение истины, и таким образом водворил в царстве русском Царство Христово  источник радости, жизни и счастья.

Святой Владимир был князем Руси в самое древнее время. Русские жили тогда в язычестве, не зная истинного Бога, они поклонялись деревянным, каменным идолам, истуканам. Так и сам Владимир был ревностным язычником-идолопоклонником, он умножал идолов по всей Руси, украшал их золотом, серебром и приносил им всяческие жертвы, даже готов был приносить в жертву людей. Он предавался грубым страстям, плотским наслаждениям, пированиям. Но от природы он был умным князем и имел добрую душу, и недолго проводил он такую греховную жизнь. Скоро умом своим понял, что ему и народу русскому недостает духовного света и радости души, что все они живут в какой-то тьме, не видят истины и не понимают добра. Сердце его почувствовало, что во всех плотских удовольствиях одна только пустота и зло. Владимир сердцем и умом понял, что нет у них духовной радости и счастья оттого, что они не знают истинного Бога.

Дорогие братия и сестры, и действительно там, где люди не знают истинного Бога, не может быть истинного света, счастья и радости! Ведь душа наша создана по образу и подобию Божию, поэтому она может быть счастлива, радостна и разумна в мыслях, в делах только тогда, когда знает Бога, исполняет закон Божий и святую волю Его. А все наши мирские и плотские наслаждения, как бы широки и роскошны ни были, ничего доброго не оставляют в душе, кроме пустоты и душевно-телесной порчи.

Осознав таким образом крайнюю нужду познать истинного Бога, Владимир задумался: а где же найти истинную веру? Ведь разные народы имеют разные веры  которая же вера лучше? Вопрос этот был очень важным и трудным: тут для князя дело шло не только о его душе и жизни, но и о жизни и душах всего народа на все времена. Найти истинную веру  значило спасти свои души, а если принять какое-либо учение еретическое, лжеверное — значило погубить свои души навеки. Тогда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, стали посылать к нему своих людей похвалять свою веру, чтобы постараться склонить его к ней. К Владимиру приходили евреи, магометане, латинские христиане и греки. Не понравилось никакое учение князю, кроме православного греческого. Когда греки изложили ему свое вероучение и особенно когда показали ему картину Страшного Суда Христова, то Владимир принял это к сердцу и сказал: «Не эта ли и есть истинная вера?» Когда он созвал своих старейшин, то все они решили еще лучше испытать истинную веру, послав посольства в чужие страны, и на местах посмотреть, как люди живут и молятся, чья вера лучше.

Хотя мы исповедуем истинную православную веру, братия и сестры, но часто мы можем встретить и к нам могут приходить разные еретики, которые выступают против Православной Церкви и ее пастырей. И если будут склонять вас к своей вере, не слушайте их, ибо всех их ждет вечная погибель, если они не покаются и не придут во Святую Церковь, ибо спасение только в Православной Церкви.

Итак, обойдя разные страны, послы Владимира испытали разные веры, и ни одна не понравилась им. А когда они пришли в Царьград, в храм святой Софии, где совершалось православное богослужение, то увидели всю красоту, благолепие храма и богослужения, увидели, как молятся православные; все это так их поразило, что им показалось, будто они уже не на земле, а на небе.

И поспешили они возвратиться на родину и высказать все, что чувствовали в святом православном греческом храме.

Князь Владимир, приняв святое крещение, полностью истребил идолов, а на месте языческих капищ начал строить церкви и монастыри и в году крестил весь народ.

Православная вера, какая была у православных греков, перешла к нам во всей чистоте и совершенстве и сохранилась на все времена неизменной. И мы сегодня точно так же исповедуем Иисуса Христа, точно так же молимся Ему, так же совершаем богослужение, те же имеем книги и то же учение и правило жизни исповедуем, как все это было при святом князе Владимире. Вместе с открытием церквей святой Владимир начал открывать при каждой церкви школы, в которых священники преподавали детям Закон Божий и русскую грамоту.

Наконец князь Владимир, полный душевной радости и благодатного утешения в том, что Бог помог ему устроить такое спасительное дело, как крещение всего русского народа, и сам лично стал иным человеком, каким он не был в язычестве. Он обуздал свои страсти, бросил прежние пороки, стал кроток, милостив, благотворен. Одевал нагих, питал алчущих, помогал бедным, принимал странников, был заступником обижаемых. Своей святой жизнью он угодил Богу и удостоился быть причисленным к лику святых с именем равноапостольного.

Так и мы, дорогие братия и сестры, во Христа крестившись, должны и во Христа облечься. Подобно князю Владимиру, мы должны оставить грешные мысли, чувства и дела, жить во всем по заповедям Христа и по закону Божию. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди.  Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


28 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...