Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти вмц. Ирины. Об исповедании

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира)  в день памяти вмц. Ирины. Об исповедании

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Оти,ем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Оти,ем Моим Небесным... Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня ! [1] Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии [в вечной жизни], когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит дамы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми [2].

Вот слово Божие. Вслушаемся, чему оно учит нас, что повелевает нам? Во-первых, оно повелевает нам исповедовать Господа Бога перед людьми. Исповедовать Бога — значит не скрывать ни от кого своей искренней любви и преданности Богу, а, напротив, проявлять эту любовь и преданность так, чтобы другие видели это и сами проникались любовью и преданностью к Нему.

Но одного исповедания Бога перед людьми недостаточно для спасения. Такое исповедание подобно цветущему, но не приносящему плодов дереву, лишь ласкающему наш взор, но не услаждающему и не питающему нас. Истинное исповедание Господа — в делах. Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа [3]. Это главное, потому что неправда, ложь, лукавство составляют основные качества диавола-богоборца. «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди», — говорит Христос [4]. Соблюдать заповеди — значит друг друга тяготы носить [5] и не себе угождать [6].

И все это для того, чтобы этот заимствованный от Христа свет наш светил пред людьми, а они, видя наши добрые дела прославляли Отца ... Небесного [7]. Если же мы будем скрываться от людей, как бы стыдясь явиться исповедниками Бога, людьми Божиими, что тогда могут подумать о нас люди? Они могут подумать, что наш Бог не есть истинный Бог, что Он есть лишь плод нашей праздной фантазии, и скажут: «Нет Бога» [8]. И мы, таким образом, явимся проповедниками неправды!

Такому исповеданию Господа ничто не должно препятствовать: ни отец, ни мать, ни родственники, ни друзья, ни богатство, ни всякие сокровища... От всего этого мы должны отказаться, все это должны оставить, если оно встает между нами и Христом Богом, преграждая нам тесное с Ним общение и выполнение Его воли. Это необходимо для достижения жизни вечной! В этом смысле и сказано, что, если кто будет любить кого-либо и что-либо более, нежели Бога, тот недостоин своего Творца.

Но лучше, конечно, если человек сумеет наладить свои житейские отношения с родными и близкими так, чтобы ему не только не приходилось оставлять их ради Бога, но чтобы и они были привлечены к самоотверженному исповеданию Господа перед людьми и служению Ему до конца дней своих.

Пример такого исповедничества за имя Христово мы видим в житии святой великомученицы Ирины, память которой сегодня благоговейно и молитвенно чтим.

Святая Ирина жила в I веке и была дочерью язычника Ликиния, правителя города Мигдонии. Под влиянием благодатных уроков христианского учителя Апелиана святая Ирина поверила в Господа Иисуса Христа, приняла крещение от апостола Тимофея и, отказавшись от замужества, всецело посвятила себя Богу. Она обратила к вере и мать свою, которая радовалась небесной радостью, но отец ее, Ликиний, вскоре стал требовать от нее поклонения идолам. Когда же святая Ирина твердо и решительно отказалась делать это, то разгневанный отец приказал связать свою дочь и бросить под копыта свирепых коней. Но кони оставались неподвижными, лишь один из них сорвался с привязи, ринулся на Ликиния и убил его. Тогда святую деву развязали, и, по ее молитвам, Ликиний в присутствии очевидцев воскрес, встал невредимым. Видя такое чудо, Ликиний со всей своей семьей и множеством народа, около трех тысяч человек, уверовали во Христа и приняли крещение. После этого святая Ирина начала проповедовать учение Христово среди язычников и обратила ко Христу более десяти тысяч человек.

В ответ на убеждение нового правителя, Седекия, прекратить проповедь о Христе, святая Ирина бестрепетно исповедала свою веру перед ним, не устрашившись угроз, с молитвой готовилась достойно претерпеть страдания за Христа. По приказанию правителя она была брошена в ров, наполненный змеями. Десять дней пробыв во рву, святая осталась невредима, ибо ангел Господень хранил ее и приносил ей пищу. Не вразумившись чудом, Седекий предал святую на страшную пытку: приказал перепилить ее железной пилой. Но пилы ломались одна за другой, не причинив вреда святой деве. Видя такое знамение милости Божией, тысячи людей обратились ко Христу, а правителя изгнали из города. После этого святая Ирина посетила многие города с проповедью о Христе, творя чудеса, исцеляя больных и претерпевая страдания за Христа. В городе Ефесе Господь открыл ей, что приблизилось время ее кончины. Тогда святая Ирина в сопровождении своего учителя Апелиана и других христиан удалилась из города. Приблизившись к горной пещере и осенив себя крестным знамением, она вошла в нее, указав своим спутникам закрыть вход в пещеру большим камнем, что и было исполнено. Когда на четвертый день после этого христиане вошли в пещеру, то тела святой в ней не обрели. Так святая великомученица Ирина переселилась в вечные небесные обители. Аминь.


Источник: архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Мф. 10, 32-33, 37-38.

[2] Мф. 19, 27-30.

[3] 2 Тим. 2, 19.

[4] Ин. 14, 15.

[5] Гал. 6, 2.

[6] Рим. 15, 1.

[7] Мф. 5, 16.

[8] Пс. 13, 1.


STSL.Ru


18 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...