Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти св. равноап. кн. Владимира

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти св. равноап. кн. Владимира

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! Сегодня мы празднуем память того незабвенного для нашего Отечества великого князя, которого наши предки называли не иначе, как солнцем земли Русской, а Святая Церковь наименовала равноапостольным. Он просветил всю землю Русскую светом веры Христовой, извел ее из тьмы идолослужения в чудный свет благодати Божией и возродил ее святым крещением. Он утвердил в Отечестве нашем Православную Церковь, столп и утверждение истины, и таким образом водворил в царстве русском Царство Христово  источник радости, жизни и счастья.

Святой Владимир был князем Руси в самое древнее время. Русские жили тогда в язычестве, не зная истинного Бога, они поклонялись деревянным, каменным идолам, истуканам. Так и сам Владимир был ревностным язычником-идолопоклонником, он умножал идолов по всей Руси, украшал их золотом, серебром и приносил им всяческие жертвы, даже готов был приносить в жертву людей. Он предавался грубым страстям, плотским наслаждениям, пированиям. Но от природы он был умным князем и имел добрую душу, и недолго проводил он такую греховную жизнь. Скоро умом своим понял, что ему и народу русскому недостает духовного света и радости души, что все они живут в какой-то тьме, не видят истины и не понимают добра. Сердце его почувствовало, что во всех плотских удовольствиях одна только пустота и зло. Владимир сердцем и умом понял, что нет у них духовной радости и счастья оттого, что они не знают истинного Бога.

Дорогие братия и сестры, и действительно там, где люди не знают истинного Бога, не может быть истинного света, счастья и радости! Ведь душа наша создана по образу и подобию Божию, поэтому она может быть счастлива, радостна и разумна в мыслях, в делах только тогда, когда знает Бога, исполняет закон Божий и святую волю Его. А все наши мирские и плотские наслаждения, как бы широки и роскошны ни были, ничего доброго не оставляют в душе, кроме пустоты и душевно-телесной порчи.

Осознав таким образом крайнюю нужду познать истинного Бога, Владимир задумался: а где же найти истинную веру? Ведь разные народы имеют разные веры  которая же вера лучше? Вопрос этот был очень важным и трудным: тут для князя дело шло не только о его душе и жизни, но и о жизни и душах всего народа на все времена. Найти истинную веру  значило спасти свои души, а если принять какое-либо учение еретическое, лжеверное — значило погубить свои души навеки. Тогда прослышали разные народы, что русский князь хочет переменить веру, стали посылать к нему своих людей похвалять свою веру, чтобы постараться склонить его к ней. К Владимиру приходили евреи, магометане, латинские христиане и греки. Не понравилось никакое учение князю, кроме православного греческого. Когда греки изложили ему свое вероучение и особенно когда показали ему картину Страшного Суда Христова, то Владимир принял это к сердцу и сказал: «Не эта ли и есть истинная вера?» Когда он созвал своих старейшин, то все они решили еще лучше испытать истинную веру, послав посольства в чужие страны, и на местах посмотреть, как люди живут и молятся, чья вера лучше.

Хотя мы исповедуем истинную православную веру, братия и сестры, но часто мы можем встретить и к нам могут приходить разные еретики, которые выступают против Православной Церкви и ее пастырей. И если будут склонять вас к своей вере, не слушайте их, ибо всех их ждет вечная погибель, если они не покаются и не придут во Святую Церковь, ибо спасение только в Православной Церкви.

Итак, обойдя разные страны, послы Владимира испытали разные веры, и ни одна не понравилась им. А когда они пришли в Царьград, в храм святой Софии, где совершалось православное богослужение, то увидели всю красоту, благолепие храма и богослужения, увидели, как молятся православные; все это так их поразило, что им показалось, будто они уже не на земле, а на небе.

И поспешили они возвратиться на родину и высказать все, что чувствовали в святом православном греческом храме.

Князь Владимир, приняв святое крещение, полностью истребил идолов, а на месте языческих капищ начал строить церкви и монастыри и в году крестил весь народ.

Православная вера, какая была у православных греков, перешла к нам во всей чистоте и совершенстве и сохранилась на все времена неизменной. И мы сегодня точно так же исповедуем Иисуса Христа, точно так же молимся Ему, так же совершаем богослужение, те же имеем книги и то же учение и правило жизни исповедуем, как все это было при святом князе Владимире. Вместе с открытием церквей святой Владимир начал открывать при каждой церкви школы, в которых священники преподавали детям Закон Божий и русскую грамоту.

Наконец князь Владимир, полный душевной радости и благодатного утешения в том, что Бог помог ему устроить такое спасительное дело, как крещение всего русского народа, и сам лично стал иным человеком, каким он не был в язычестве. Он обуздал свои страсти, бросил прежние пороки, стал кроток, милостив, благотворен. Одевал нагих, питал алчущих, помогал бедным, принимал странников, был заступником обижаемых. Своей святой жизнью он угодил Богу и удостоился быть причисленным к лику святых с именем равноапостольного.

Так и мы, дорогие братия и сестры, во Христа крестившись, должны и во Христа облечься. Подобно князю Владимиру, мы должны оставить грешные мысли, чувства и дела, жить во всем по заповедям Христа и по закону Божию. Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архим. Проповеди.  Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


28 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.