Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти свт. Макария (Невского), митр. Московского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно прославляем угодника Божия, апостола Алтая, Макария (Невского), митрополита Московского (1912—1917).


Святитель Макарий (Невский)

В судьбе владыки, как замечал один из его почитателей, был особый «промысл Божий. С одной стороны, высота сана, с другой — великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа — дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». И, конечно же, — от монашеских обетов, от молитвенного подвига, вплоть до скрупулезного соблюдения келейного правила.

Будущий владыка был шестым ребенком причетника сельского храма Андрея Парвицкого, который впоследствии вместе с семьей переселился в Сибирь. При рождении получил имя Михаил, а при поступлении в семинарию ему была присвоена фамилия Невский. Был вторым по успеваемости на курсе, но отказался от поступления в Духовную академию для того, чтобы заняться миссионерской деятельностью в Алтайской Духовной миссии. Он был чтецом, путешествовал, занимался в школе, учил молитвам новообращенных, ухаживал за больными, копал грядки, обмазывал стены скромных жилищ глиной, к тому же в течение двух лет изучил алтайский язык, переводил на него молитвы и богослужения, составил первый «Алтайский букварь». Иногда, чтобы найти новый термин, иеромонаху Макарию приходилось на несколько недель, даже месяцев, уезжать в далекие деревни, разговаривать с местными жителями, чтобы убедиться, что все они под одним словом имеют в виду один и тот же смысл. Вместе с тем он занимался и медицинской деятельностью, исцелял тяжелобольных алтайцев. С 14 ноября 1864 стал наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря.

«Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов... Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки».

Живя в Петербурге, святитель печатал православные книги на алтайском языке. Живя в Казани, организовал богослужение на татарском языке, создал хор из крещеных татар и создал для него церковные напевы по образцу алтайских.

Когда вернулся на Алтай, организовал училище с общежитием для семидесяти человек, которое выпускало учителей для других школ. За многолетние миссионерские труды его назвали апостолом Алтая.

При владыке учредили противораскольническое братство во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского. Острым был конфликт епископа Макария со старообрядцами. В 1886 году произошел пожар в архиерейском доме. Тогда сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и катихизаторское училище. Ответственными за случившееся были старообрядцы.

Владыка был начальником Алтайской Духовной миссии, председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. В архиерейском доме он открыл библиотеку, в ней занимались богословием, историей, географией. В томских духовно-учебных за-ведениях появились новые здания и новые предметы: химия, естественная история, космография, рисование, пение, музыка, гигиена. Владыка занимался благотворительностью, основал «Пчельник» (Томское общество попечения о бедных и бездомных), открыл городской приют для бездомных и нищих людей.

С 1912 года он стал митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, председателем Православного миссионерского общества. Однако не пользовался авторитетом среди московского духовенства из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов и лживых слухов о том, что был назначен на Московскую кафедру благодаря Григорию Распутину. Дважды под угрозами обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства), прибывшего с вооруженной стражей на митрополичье подворье в Петрограде, был вынужден писать прошение об увольнении на покой. Впоследствии был реабилитирован, но возвращение на Московскую кафедру убежденного монархиста и якобы «распутинца» было уже политически невозможно.

Однако в покое владыку не оставляли. В 1918 году его келию дважды обыскивали представители советской власти, однажды на-пали вооруженные бандиты в поисках не существовавших у престарелого владыки денег.

Владыка управлял алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, в котором жил с 1917 года, служил в соборе монастыря, говорил проповеди, принимал духовных чад, известных церковных деятелей, в том числе патриарха Тихона. Был парализован частично в 1920 году. После закрытия Николо-Угрешского монастыря в 1925 году жил в селе Котельники, близ Люберец, где преставился ко Господу от воспаления легких. В 1957 нетленные мощи святителя перезахоронили в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры — в храме Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополит Макарий был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Святость святителя Макария обнаруживалась необыкновенным благоуханием, исходящим из его могилы-склепа, которое я не раз ощущал, исповедуя народ в 70-е годы прошлого, XX века.

Когда, по благословению святейшего патриарха Кирилла, в июне 2011 года, накануне Пятидесятницы, были открыты мощи святителя, то оказалось, что гроб истлел, а мощи и одежда оставались нетленными и от них источалось миро и исходило необыкновенное благоухание. О чем свидетельствовали члены собора старцев Лавры и я с ними, бывшие при обретении мощей.

Совершая память великого угодника Божия, апостола Алтая, дорогие братья и сестры, будем усердно молиться ему, чтобы он помог и нам быть подражателями его святой жизни, быть примерными учителями народа Божия и унаследовать вечную блаженную жизнь. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. – 2-е изд., доп. – СТСЛ, 2016

6 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
Возвращение в Троице-Сергиеву Лавру иеромонаха Смарагда
28 марта 1917 года после произнесения мятежной проповеди в пустыни Святого Параклита в Троице-Сергиеву Лавру был возвращен иеромонах Смарагд, в прошлом священник 3-го Рижского пограничного полка.


101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева
101-летие со дня рождения выдающегося церковного композитора диакона Сергия Трубачева

Отец Сергий Трубачев родился 26 марта 1919 года в с. Подосиновце в семье протоиерея Зосимы Васильевича Трубачева и его супруги Клавдии Георгиевны, урожденной Санковой. По примеру отца Сергей с юных лет пел в церковном хоре и прислуживал в алтаре...

День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры
День преставления княжны Евдокии, погребенной в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры

26 марта 1589 года преставилась ко Господу юная княжна Евдокия Магнусовна (+ 1589), дочь вдовой королевы Марфы Владимировны и племянница Иоанна IV Грозного, внучка последнего Старицкого князя Владимира Андреевича. Погребена в Успенском соборе Троицкой обители.

Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»
Троице-Сергиева Лавра понесла убыток от «великой бури»

В ночь на 26 марта 1821 года «великая буря» сорвала железную кровлю со всеми стропилами и обрешеткой с ограды Троице-Сергиевой Лавры между Красной и Ректорской башнями. Убыток составил около 800 рублей.

Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича
Рождение Великого князя Московского Василия III Иоанновича

25 марта 1479 года, 540 лет назад, у великого князя Московского Иоанна III Великого и Софии Палеолог родился сын княжич Василий. Зачатию предшествовало явление Софии преподобного Сергия Радонежского.