Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в день памяти свт. Макария (Невского), митр. Московского

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня мы молитвенно прославляем угодника Божия, апостола Алтая, Макария (Невского), митрополита Московского (1912—1917).


Святитель Макарий (Невский)

В судьбе владыки, как замечал один из его почитателей, был особый «промысл Божий. С одной стороны, высота сана, с другой — великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа — дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». И, конечно же, — от монашеских обетов, от молитвенного подвига, вплоть до скрупулезного соблюдения келейного правила.

Будущий владыка был шестым ребенком причетника сельского храма Андрея Парвицкого, который впоследствии вместе с семьей переселился в Сибирь. При рождении получил имя Михаил, а при поступлении в семинарию ему была присвоена фамилия Невский. Был вторым по успеваемости на курсе, но отказался от поступления в Духовную академию для того, чтобы заняться миссионерской деятельностью в Алтайской Духовной миссии. Он был чтецом, путешествовал, занимался в школе, учил молитвам новообращенных, ухаживал за больными, копал грядки, обмазывал стены скромных жилищ глиной, к тому же в течение двух лет изучил алтайский язык, переводил на него молитвы и богослужения, составил первый «Алтайский букварь». Иногда, чтобы найти новый термин, иеромонаху Макарию приходилось на несколько недель, даже месяцев, уезжать в далекие деревни, разговаривать с местными жителями, чтобы убедиться, что все они под одним словом имеют в виду один и тот же смысл. Вместе с тем он занимался и медицинской деятельностью, исцелял тяжелобольных алтайцев. С 14 ноября 1864 стал наместником Чулышманского Благовещенского миссионерского монастыря.

«Служение миссионерское, как служение апостольское, есть более всего ряд скорбей, болезней и трудов... Мы не говорим о трудностях миссионерских путешествий, которые доводится совершать редко в экипаже, никогда в вагоне, но нередко пешком, на лыжах, часто верхом, на лодке, под дождем, иногда в снежную метель, все это — болезни и труды для тела. Но есть страдания большие — страдания души. Миссионер — страдалец, он страдает душой в начале служения своего от среды, в которую попадает, там нет ни родной семьи, ни родного общества, ни привычной для него жизненной обстановки».

Живя в Петербурге, святитель печатал православные книги на алтайском языке. Живя в Казани, организовал богослужение на татарском языке, создал хор из крещеных татар и создал для него церковные напевы по образцу алтайских.

Когда вернулся на Алтай, организовал училище с общежитием для семидесяти человек, которое выпускало учителей для других школ. За многолетние миссионерские труды его назвали апостолом Алтая.

При владыке учредили противораскольническое братство во имя святого Димитрия, митрополита Ростовского. Острым был конфликт епископа Макария со старообрядцами. В 1886 году произошел пожар в архиерейском доме. Тогда сгорели дом с ценной библиотекой и архивом миссии и катихизаторское училище. Ответственными за случившееся были старообрядцы.

Владыка был начальником Алтайской Духовной миссии, председателем Томского комитета Православного миссионерского общества. В архиерейском доме он открыл библиотеку, в ней занимались богословием, историей, географией. В томских духовно-учебных за-ведениях появились новые здания и новые предметы: химия, естественная история, космография, рисование, пение, музыка, гигиена. Владыка занимался благотворительностью, основал «Пчельник» (Томское общество попечения о бедных и бездомных), открыл городской приют для бездомных и нищих людей.

С 1912 года он стал митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой Лавры, председателем Православного миссионерского общества. Однако не пользовался авторитетом среди московского духовенства из-за пожилого возраста, крайне консервативных взглядов и лживых слухов о том, что был назначен на Московскую кафедру благодаря Григорию Распутину. Дважды под угрозами обер-прокурора Синода (в составе Временного правительства), прибывшего с вооруженной стражей на митрополичье подворье в Петрограде, был вынужден писать прошение об увольнении на покой. Впоследствии был реабилитирован, но возвращение на Московскую кафедру убежденного монархиста и якобы «распутинца» было уже политически невозможно.

Однако в покое владыку не оставляли. В 1918 году его келию дважды обыскивали представители советской власти, однажды на-пали вооруженные бандиты в поисках не существовавших у престарелого владыки денег.

Владыка управлял алтайской паствой из Николо-Угрешского монастыря, в котором жил с 1917 года, служил в соборе монастыря, говорил проповеди, принимал духовных чад, известных церковных деятелей, в том числе патриарха Тихона. Был парализован частично в 1920 году. После закрытия Николо-Угрешского монастыря в 1925 году жил в селе Котельники, близ Люберец, где преставился ко Господу от воспаления легких. В 1957 нетленные мощи святителя перезахоронили в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры — в храме Всех святых, в земле Российской просиявших.

Митрополит Макарий был причислен к лику святых на Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

Святость святителя Макария обнаруживалась необыкновенным благоуханием, исходящим из его могилы-склепа, которое я не раз ощущал, исповедуя народ в 70-е годы прошлого, XX века.

Когда, по благословению святейшего патриарха Кирилла, в июне 2011 года, накануне Пятидесятницы, были открыты мощи святителя, то оказалось, что гроб истлел, а мощи и одежда оставались нетленными и от них источалось миро и исходило необыкновенное благоухание. О чем свидетельствовали члены собора старцев Лавры и я с ними, бывшие при обретении мощей.

Совершая память великого угодника Божия, апостола Алтая, дорогие братья и сестры, будем усердно молиться ему, чтобы он помог и нам быть подражателями его святой жизни, быть примерными учителями народа Божия и унаследовать вечную блаженную жизнь. Аминь.


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. – 2-е изд., доп. – СТСЛ, 2016

6 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...