Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в Неделю 14-ю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Много званых, а мало избранных [1].

Дорогие братия и сестры! В притче о званных на брачный пир, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении [2], Господь сказал, что Царство Небесное подобно брачному пиру, который уст­роил царь для сына своего. Гости были приглашены царем заблаго­временно, и потому могли приготовиться, чтобы по первому зову явиться в назначенный для того час. Однако они не пошли, когда царь послал рабов своих звать их. Тогда царь посылает к ним ска­зать, что все уже готово, ждут только их, чтобы начать пир, прихо­дите же! Но они так и не пришли. Одни отправились на свое поле, другие занялись торговлей, прочие же оскорбили и убили посланных к ним рабов. Тогда разгневанный царь посылает войско, истребляет убийц и сжигает их город, но брачного пира не отменяет. Он посы­лает своих слуг на распутье звать на пир всех, кто встретится. Слу­ги, выйдя на дорогу, собрали всех, кого нашли, и злых, и добрых, и брачный пир наполнился возлежащими. Царь, увидев человека, оде­того не в брачную одежду, сказал слугам: «Связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов; ибо много званых, а мало избранных».

Пир  это Царство Божие. Царь, устроивший его,  Отец Небесный; сын  это Христос Спаситель; слуги, звавшие на пир,  пророки и апостолы; званые  все люди. Отказавшиеся получили возмездие, пришедшие на пир насладились духовным тор­жеством и благодатной пищей.

Вначале притча Христова объясняла, за что и как Бог наказал народ иудейский и его старейшин и учителей, которые явно отвергли благовестие и спасение, объяснила и как войдут в Царствие Божие язычники. Теперь Господь предостерегает нас о том, что и из всех, которые войдут в Его Церковь, не все будут достойны Царства Его, не все спасутся. Всем гостям, призванным на царский пир, выдава­лась приличная одежда: все вступающие в Церковь Христову в та­инстве крещения облекаются в ризу правды, в светлую одежду чис­тоты духовной, становятся новыми людьми по благодати и должны хранить эту чистоту души, не оскверняя ее новыми грехами. Брачная одежда есть чистая и непорочная жизнь, подобно одежде, сотканной из добродетели. «Итак облекитесь,  говорит святой апостол Па­вел,  как избранные Божии, святые и возлюбленные, в мило­сердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерепение» [3]. «Под одеждою,  говорит святитель Иоанн Златоуст,  разуме­ются дела жизни... Хотя призвание и очищение есть дело благодати, но то, чтобы призванные и облеченные в чистую одежду постоянно ее сохраняли такою, зависит от старания призванных. Призвание бывает не по достоинству, но по благодати. Поэтому должно соот­ветствовать благодати послушанием, и, получив честь, не показывать такого нечестия... Поэтому великое наказание ожидает нерадивых. Ты, уклоняясь к развратной жизни, также оскорбляешь Бога, как и они оскорбили Его тем, что не пришли к Нему. Войти в нечистой одежде  означает, имея нечистую жизнь, лишиться благодати» [4].

И Господь даст нам все средства, чтобы мы могли жить по вере и спасаться. В таинствах Его Святой Церкви мы обретаем и очище­ние, и обновление духа и освящение, так что не будет нам никакого извинения, если не облечемся в праведность, как в одежду, которую всегда готов подать нам Небесный Царь, лишь бы всем сердцем стремились исполнить святую волю Его и взывали к Нему: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду вонь: просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя» [5].

Дорогие братия и сестры! Мы должны всегда приводить на па­мять эти грозные слова Спасителя: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Особенно тогда, когда готовимся к причащению пречистых и божественных тайн Христовых. С каким же страхом и трепетом, с какою чистотою сердца и души должны мы приступать к нему! «Никто же достоин от связавшихся плотскими похотьми и страстьми приходити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы» [6]. Но благостный Царь славы Сам же и одежду предлагает всем желающим приступить к Его духовной трапезе: эта одежда есть благодать покаяния. Поэтому постараемся перед причащением очистить себя искренним покаянием и облечься в ризу правды, и, ес­ли мы и недостойны, Господь по милосердию Своему удостоит нас за наше смирение вкусить Его бессмертной трапезы.

Грозны и другие слова Христовы: много званых, а мало избран­ных. Много людей, именующих себя христианами, но все ли они, действительно, войдут в Царство Небесное, на великую вечерю Христову? Сколько таких, которые остаются в той же одежде, в ка­кой застал их на распутиях мира зов спасающей благодати,  не пе­ременивших своего сердца, не исправивших своей жизни.

«Живи так,  поучает нас святитель Феофан Затворник,  чтобы Бог любви возлюбил тебя любовью вечною. Исходи на тор­говлю свою, но смотри, чтобы через стяжание мирских благ, не про­дать миру души своей. Исходи на поля свои, удобряй землю свою и сей на ней семена, чтобы плодами их мог укрепить тело свое, но осо­бенно сей на ниве души твоей семена добродетели, да пожнешь от них плоды жизни вечной. Сохраняй чистою, незапятнанною одежду, полученную во святом крещении, до конца жизни твоей, да будешь достойным участником брачного чертога, куда входят только те, ко­торые имеют чистую одежду и светильники, горящие в руках» [7]. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. – СТСЛ. 2010. С. 279-281


Примечания:

[1] Мф. 22,14.

[2] См.: Мф. 22, 1-14.

[3] Кол. 3,12.

[4] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т. 2. Беседа 69. С. 704.

[5] Светилен Великого Понедельника.

[6] Молитва иерея во время Херувимской песни.

[7] Святоотеческое толкование на Евангелие от Матфея. Изд. журнала «Вечное». 1951. С. 54.



22 сентября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.