Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в четвертую неделю Великого поста. О вере

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. [1] Дорогие братия и сестры! Проповедуя Евангелие Царствия Божия, Господь наш Иисус Христос требовал от людей прежде всего веры, веры живой и несомненной, и ради такой веры Он совершал великие знамения и чудеса. Насколько велико значение веры в человеческой жизни, видно из сегодняшнего евангельского чтения.

Исцеление.jpg

У одного человека был сын, с детства одержимый духом немым [2], то есть наиболее упорным в своей власти над человеком. Жестоко и бесчеловечно обращался этот бес со своим подчиненным, бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его [3]. Власть диавола настолько сильна, что когда он был изгнан, то больной сделался, как мертвый . [4]

Духу этому могла противостоять лишь горячая вера в силу Божию, могущую избавить больного от этого упорного и жестокого беса. Такой силы веры у отца, по-видимому, не было. На слова Христа, что все возможно верующему, он воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.[5]

Отец скромно сознавал, что у него нет этой всемогущей веры, и вместе с тем верил и исповедовал, что Христос может, если сжалится, помочь им [6]. Веру отца действительно восполнила любовь, жалость Христа, восхотевшая помочь и действительно оказавшая помощь им: больной был исцелен. [7]

Такова сила веры в истинного Бога! Для верующего человека все возможно. «Истинно, истинно говорю вам, — сказал Спаситель Христос, — верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» [8]. И действительно, сначала апостолы Христовы, потом мученики, исповедники, святители и все преподобные угодники Божий именем Христовым, по живой вере в Него, совершали величайшие чудеса. Они покоряли природу, открывали источники вод в безводных местах, укрощали лютость зверей, чудесно сами исцелялись и исцеляли других от язв и болезней и воскрешали мертвых. История христианской Церкви полна самыми разнообразными и бесчисленными такими чрезвычайными знамениями и чудесами. Вот что говорится о твердой вере в Господа Иисуса Христа в житии преподобного Феодора, епископа Эдесского. Одна женщина после смерти мужа осталась с тремя сыновьями. Два старших ее сына умерли, и третий сын уже был при смерти. Бедная мать взяла умирающего и поспешила к столпнику Феодосию, который подвизался вблизи города Эдессы. Но по пути младенец умер. По Божию усмотрению встретилась ей женщина-грешница, которую она со слезами стала умолять, чтобы та помолилась Богу о ее сыне. Грешница сказала о своем недостоинстве, но, видя слезы, горе и неотступное моление матери, взяла младенца, стала бить себя в грудь и, обливаясь слезами, сказала: «Господи! Я недостойна даже на небо воззреть из-за своих грехов, ни воспомянуть устами Твое пресвятое имя, но не ради меня, грешной, а ради веры той несчастной матери воскреси этого неповинного младенца» — и младенец тотчас ожил. «Я же, — говорит Феодосий-столпник, — со столпа, по Божию откровению, увидел пресветлый свет, который осиял молящуюся грешницу, умершее отроча и плачущую матерь, воздал хвалу Богу». [9]

Итак, братия и сестры, нам необходимо возгревать в своей душе веру в своего Создателя и хранить ее. Что же такое вера? Святой апостол Павел отвечает: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом [10], как и видимом, желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем». Вера служит основой угождения Богу, ибо без веры угодить Богу невозможно [11], и только верующие наследуют вечную блаженную жизнь. Вера заключается в том, чтобы принять всецело учение о Боге, открытое Самим Богом. Это учение божественное, богооткровенное, оно превосходит человеческий разум и поэтому не может быть принято иначе, как сердечным чувством, верой. Веровать в Бога — значит чувствовать Его в своем сердце, всегда ощущать себя под Его всевидящим оком и во всем доверять Ему. «Я знаю, что Бог есть, — учит святитель Василий Великий, — но что такое есть сущность Его, поставляю это выше разумения. А поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что есть Бог (а не что такое Он есть), и ищущим Его воздает [12] [открывается и благодетельствует]» [13].

Чтобы унаследовать вечную блаженную жизнь, христианин должен иметь веру живую, твердую и неколеблющуюся — веру, действующую любовью [14]. Иметь живую веру в Бога — значит больше всего в жизни бояться греха и поэтому во всем и всегда проверять себя: а так ли я думаю, говорю и поступаю? Не выйдет ли греха и беды из того, что я сейчас задумал, что захотел сказать или сделать? Живет в Боге тот, кто постоянно помнит вечные истины о бессмертии человеческой души и вечной жизни за гробом. Верить в Бога — значит испытывать постоянное влечение и любовь к Нему как Источнику всех духовных благ и наших благих начинаний, всех надежд на светлую жизнь за гробом.

Для верующей души отказаться от Бога — значит отказаться от самой жизни, ибо Бог — это и есть жизнь и дыхание и всё [15]. Господи, помоги нашему неверию, маловерию, умножь в нас веру и приди к нам, чтобы спасти нас. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 130-132.


ПРИМЕЧАНИЕ 

[1] Мк. 9, 23.

[2] Мк. 9, 17.

[3] Мк. 9, 22.

[4] Мк. 9, 26.

[5] Мк. 9, 24.

[6] См.: Мк. 9, 22.

[7] Мк. 9, 25.

[8] Ин. 14, 12.

[9] Жития святых свт. Димитрия Ростовского. Июль. Введенская Оптина пустынь, 1992. С. 229-230.

[10] Евр. 11, 1.

[11] Евр. 11, 6.

[12] Евр. 11, 6.

[13] Свт. Василий Великий. Творения. Ч. 7. C. 139.

[14] Гал. 5, 6.

[15] Деян. 17, 25. 


STSL.Ru



30 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...