Проповедь насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Илии (Рейзмира) в 22-ю неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! Господь призывает нас, чтобы мы были милосердными и милостивыми, как Отец наш Небесный. Он дает солнце и урожай для грешников и праведников и мы должны прощать, заботиться, любить и помогать тем людям, которые нас окружают, независимо от того, православные они или неправославные, близкие родные или посторонние нам люди. А фарисеи поступали иначе, считали близкими только иудеев. Но не так учил Господь. Он рассказал своим ученикам притчу о милосердном самарянине. На одного человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, по дороге напали разбойники, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В таком безпомощном положении несчастный лежал при пути, не будучи в состоянии что-либо предпринять для своего спасения от окончательной гибели. Все те люди, от которых он вправе был ожидать помощи, прошли мимо. Прошел мимо священник, прошел мимо левит. Помощь оказал ему человек, от которого он никак не мог ожидать ее — некий самарянин.

Притча о милосердном самарянине.jpg

Самаряне находились в упорной вековечной вражде с евреями: евреи презирали их и гнушались ими. И вот этот презираемый евреями самарянин оказал еврею помощь, в которой отказали несчастному «свои люди», «ближние», да еще какие: священник и левит — служители истинного Бога! Самарянин подошел к несчастному, сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая на них для утоления боли масло и вино, и, посадив его на своего осла, отвез его в гостиницу, где еще ухаживал за ним до утра. А на другой день, при отъезде, дал хозяину два динария, прося его довести до конца необходимое попечение о несчастном и обещая ему при возвращении возместить все понесенные им расходы.

Рассказав эту притчу, Господь спросил законника: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?»

Не посмел законник произнести ненавистное ему имя «самарянина», но должен был сказать:«оказавший ему милость». И сказал ему Иисус: «Иди, и ты твори такожде!» (Лк. 10:37).

Богатый юноша спросил: «Господи, а кто мой ближний? Господь в притче показал, кто ближний. Всякий человек окружающий нас, тем более попавший в беду, есть ближний. Оказывай милость и милосердие всем людям. Эта заповедь актуальна в наше время, как никогда. Сколько сейчас одиноких старушек, стариков! Бывает, что некому уборку сделать старушке или призвать священника причастить ее, пособоровать или продукты занести в кватиру. Мы должны заботиться о них. Бывает, что люди живут в одном подъезде, на одной лестничной площадке и не знают друг друга, не общаются. Как говорится в пословице: «Моя хата с краю, я ничего не знаю». Не должно так быть среди нас, православных. Сегодня или завтра Господь позовет нас на Страшный Суд. Смерть наступит. Какой ответ мы дадим на мытарствах страшных за свое равнодушие?

Дорогие братья и сестры! Так всегда было на Святой Руси. Люди заботились друг о друге. И милосердие Господне было к нам. Мы не должны спрашивать «кто нам ближний?», а должны, во имя христианской любви, сами стать «ближними» для каждого человека. Мы должны благодарить и усердно молиться Господу, Матери Божией, преподобному Сергию и всем святым, чтобы они помогли нам свою гордыню, самолюбие, самость, тщеславие вырвать, искоренить, а запастись добром, милосердием, кротостью, терпением, любовью, добрыми делами. Поэтому будем, совершая память святых угодников, молиться. Особенно усердно надо молиться Матери Божией и преподобному Сергию. Он был великий милосерд, как и преподобный Серафим Саровский. Когда избили его рабойники, думали, что у него запасы денег есть, он не обиделся. А ходатайствовал за них, когда их поймали и хотели судить. Он добился, чтобы их не судили. Так и мы должны в таких случаях не судить людей, не осуждать, а помочь, чем можем. Материально если не можем помочь или заступиться, то хоть добрым словом, а лучше всего помолиться. Усердно помолиться всякий из нас может и должен. Итак, будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд. Аминь. 

Свято-Троицкая Сергиева Лавра 24.11.2013


STSL.Ru


21 Января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...