Проповедь архиепископа Феогноста в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Проповедь архиепископа Феогноста в понедельник 1-й седмицы Великого поста

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне Иудейской началась призывом к покаянию: «Покайтеся, приближибося Царство Небесное…» (Мф. 3, 2). Эти слова прозвучали почти две тысячи лет назад, но вместе с тем мы живем в мире, который далек от Царства Божиего. Если во времена Иоанна Крестителя Царство Божие было недалеко, то почему сейчас оно так далеко от нас? Очень глубокий смысл содержится в словах Иоанна Крестителя. «Покайтесь, приблизилось Царство Божие…», – т.е. оно рядом, но необходимо покаяние, чтобы войти в него. Мы все живем как бы одинаково и в одном мире, но на самом деле это не так. Тот, кто, действительно, покаялся, уже здесь живет в Царствии Божием, которое приблизилось и которое рядом. В это Царство нельзя войти ни за деньги, ни силой, ни с помощью какой-то земной власти. Только покаяние приближает к нам Царство Божие и дает нам ключи от входа в него.

Но что же такое покаяние, о котором так много сказано и написано? В Неделю, предшествующую Неделе о блудном сыне, читается Евангелие о Закхее. Когда Господь зашел в Иерихон, народ встречал Его по-разному: кто с любопытством, кто с интересом, кто-то с недоброжелательностью. Господь внимательно смотрел на всех, но почему-то обратил внимание на начальника мытарей, человека презренного среди народа иудейского, потому что тот собирал дань в пользу Рима, который так ненавидели иудеи. Христос сказал Закхею, который, чтобы увидеть Иисуса, влез на дерево, потому что был малого роста: «Закхее, нынче мне подобает быть у тебя в дому…» (см.: Лк. 19, 5). Закхей был в радости и ввел Господа в дом, но в это время и он, и окружающие увидели, с каким недоброжелательством смотрели на это люди, которые соблюдали Закон. Они осуждали Христа за то, что Он вошел в дом к человеку грешному и презираемому всеми. Но Господь молчал. И тогда Закхей сказал: «Господи! Пол-имения моего отдам нищим, а кого чем обидел, воздам четверицею» (см.: Лк. 19, 8). Вот это и есть плод покаяния. Мытарь увидел, как Господа осуждают за милость к нему, грешному Закхею, и он принес этот плод.

Милостью Божией мы живем в Церкви. Господь входит к нам в причащении Святых Христовых Таин, дает нам благодать Духа Святого, несмотря на то, что мы этому не соответствуем и недостойны этого. Каждый из нас должен как Закхей что-то сделать, принести плод. Необязательно деньги, необязательно сделать что-то великое, но ведь каждый что-то может. Каждый может сделать что-то доброе в жизни, чтобы люди, глядя на нас, сказали: «Каков их Бог – таковы и они. Если они такие милостивые и добродетельные, значит, и Господь их силен, милостив и человеколюбив».

Но для того, чтобы покаяться, нужно хотя бы понять, в чем каяться. Приносить покаяние только в том, что согрешил делом, словом, помышлением или съел, выпил, пропустил службу, не вычитал правило и еще что-то… Это тоже очень важно, но это не самое главное. Главное – понять, за что у тебя болит совесть, и признаться в этом самому себе. Самое трудное для начала – это признаться самому себе, что это не сосед, не брат, не жена и не муж, не сослуживцы по работе, а на мне грех. Признаться и взять на себя эту вину. Ну а затем следующий шаг – набраться смелости и исповедовать грех своему духовнику. И вот тогда, признавшись и исповедовавшись, благодатию Божиею можно победить грех, преодолеть духовную болезнь, которая у каждого человека своя.

Когда человек признался себе, исповедался духовнику и начинает с Божией помощью совершать покаяние, вот тогда-то и приходит исправление, а у исправления должно быть свидетельство, должен быть плод. И я снова повторяю: необязательно сделать что-то великое – достаточно хотя бы не обижаться на ближнего, не осуждать тех, кто рядом с нами, просто по-доброму улыбнуться тому, кто тебя не любит, презирает. Набраться мужества и смирения быть самим собой и жить по-Божьи. Вот это и есть плод покаяния. И тогда вход в то Царство Божие, которое рядом и которое приблизилось, будет открыт нам. И мы будем оставаться вместе со всеми людьми, но одновременно благодать Божия покроет нас. И тогда с нами будет так, как говорится о мучениках: «Сия телесныя мучения веселие суть рабом Твоим…» (из чина пения двенадцати псалмов), т.е. для тех, кто живет в Благодати, все претерпеваемые мучения – это веселие и радость.

И да поможет нам Господь осознать эти простые истины и каждому, подобно Закхею-мытарю, принести свой плод, и возблагодарить Бога, и прославить Его, ибо когда увидят наши добрые дела, то прославят Отца нашего, Который на Небесех (см.: Мф. 5, 16). Аминь.

Слушать проповедь (*.mp3):




Успенский собор Свято-Троицкой сергиевой Лавры, 19 февраля 2018 г.


11 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...