Проповедь наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста в среду Первой седмицы Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

"Покаяния отверзи ми двери..." (Покаянный тропарь)

Именно с проповеди покаяния началась проповедь Иоанна Крестителя: покайтеся, приближися бо царство небесное (Мф. гл. 4, 17). Но если в то время, почти две тысячи лет назад, Иоанн Креститель говорил о том, что приблизилось Царство Божие, наверно, сегодня оно должно быть уже ближе. Так мы думаем, но, увы, не видим этого. Так о чем же говорил Святой Пророк Предтеча и Креститель Иоанн, когда говорил, что приблизилось Царство Божие? А говорил он о том, что приходит благодать, и эта благодать будет находиться рядом с людьми, но только тот, кто возжелает этой благодати, ее сподобится.

Миниатюра из Лицевого жития Преподобного Сергия Радонежского - копия.jpg

Миниатюра из лицевого жития преподобного Сергия Радонежского

Царство Божие находится здесь, рядом с нами, и мы можем войти в него уже сегодня. И есть один только ключ, который открывает двери в Царство Божие – это покаяние. Именно покаянием мы в ходим в то Царство, которое приблизилось к нам и находится уже здесь, рядом с нами. Сердце человеческое, ум человеческий, вся природа человека ищет в этой жизни смысла, ищет понимания того, для чего мы живем на этой земле. Но ответ дан уже давно. Мы живем на земле только для того, чтобы наследовать Царство Божие, но, увы, не многие желают этого, и немногие даже из тех, кто желает, прилагают к этому усилия. Ибо царствие небесное нудится, и нуждницы восхищают е (Мф. гл 11, 12). Царство Божие пришло. Оно есть, оно рядом, но нужно приложить усилие к усилию, труд к труду, подвиг к подвигу, чтобы наследовать это Царство. И покаяние - это та дорога, это тот ключ, который открывает нам врата Царства Божия.

Вновь и вновь мы, повторяя это слово "покаяние", о чем говорим, и какой смыл вкладываем в это? Смысл один: уже на протяжении двух тысяч лет призыв к покаянию – это призыв к тому, чтобы мы изменили свою жизнь. Ибо покаяние – это не перечисление наших грехов. Покаяние - это непросто признание наших грехов, это изменение ума. В Евангелии Господь говорит: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. гл. 6, 21). И если сокровище наше действительно будет на небесах, то и сердце наше будет там. В евангелии есть притча о некотором купце, который собирал жемчуг, и было много у него этого жемчуга. И, наконец, он нашел такую жемчужину, которая была настолько прекрасна, что он захотел ее купить. Но для того, чтобы ее купить, ему пришлось отказаться от всего того, что он имел. Также и Царство Божие – это есть та самая жемчужина, ради которой мы должны отказаться от всех остальных земных благ. И когда Господь призывает нас к покаянию, он говорит нам: «Глаголю вам, друзи не рабы». Ибо от нас свободный выбор. Господу не нужны рабы, которых насильно приводят в Царство Божие. Ему нужны те, кто добровольно избирают это Царство. И покаяние есть не что иное, как изменение своего ума и стремление поэтому изменить свою жизнь. И вот здесь мы вновь вспоминаем слова пророка Давида: Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, eмуже не вменит Господь греха (Пс. 31, 1-2). То есть тому человеку, который покаялся, Господь не вменит греха, и беззакония его покроются. В творениях древних христианских авторов есть такие слова Господа нашего Иисуса Христа: «В чем Я найду вас, в том и буду судить... Согрешит праведник, не помяну праведности его. Покается беззаконник, не помяну беззаконий его». «В чем Я найду вас, в том и буду судить». Именно в этом великая милость Божия и долготерпение, ибо мы говорим, Господь многомилостив и долготерпелив, и милость его с нами, и Господь терпит и ждет нашего обращения, ждет, когда мы изменим свой ум, изменим свою жизнь.

Изменив свой ум, мы меняем всю нашу жизнь, ибо так она устроена, что, как только мы изменяемся, изменяется мир. И не надо бояться того, как мы будем жить, ведь не каждый может оставить все и прийти в монастырь. Да и те, кто пришли в монастырь - не все могут отказаться от всего. Нет. Главное – это наша память смертная, память о том, для чего мы живем на этой земле. Не надо бояться того, что мы останемся ни с чем. Ибо трудящийся достоин своего пропитания (Мф. гл 10, 9). И апостол Павел, проповедник евангелия, человек, который всю свою жизнь без остатка посвятил проповеди евангелия, сказал: «Я ни у кого из вас ничего не брал, и все чем я питался, я добывал сам». Потому-то проповедь Царства Божия и проповедь покаяния – это не значит наше отречение от земных трудов. Мы должны трудиться. Просто помнить, что это только средство, и это не цель. В Священном Писании есть слова, которые объясняют нам то, как мы должны относиться к богатству: Богатство аще течет, не прилагайте сердца (Пс. 61, 10). То есть принимайте с благодарностью, но помните, что все, что на земли мы приобретаем, то воры подкапывают, моль поедает и ржа поедает. Потому-то Господь и, призывая нас к покаянию, говорит: Не бойся, малое стадо… Аз есмь с вами, и никто же на вы.

И пост, Святая Великая Четыредесятница – это то время, когда мы должны с особой силой вспоминать именно об этом и прилагать усилия к тому, чтобы изменить свою жизнь и найти, поверить, что подлинное наше богатство там, где нет ни болезней, ни печали, но жизнь бесконечная. И да поможет нам Господь молитвами преподобных и богоносных отец наших стать на путь покаяния. Аминь.   


STSL.Ru                                         

14 Марта 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...