Проповедь архимандрита Виталия (Мешкова, † 2014) в день Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Покайтеся, приближся бо
 
Царство Небесное! 

Мф. 4,17

Недавно, дорогие братия и сестры, мы с вами праздновали пришествие на землю Христа Спасителя во плоти. Вчера мы вспоминали спасительное для нас событие на Иордане, когда во время Крещения Христа Спасителя впервые явилась для нас тайна Святой Троицы, когда Иисус Христос изволил омыть первородный грех человечества в водах Иордана.


Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 
Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Еще в нашем сердце звучат праздничные песнопения, а Христос Спаситель уже заботится о нашем спасении, заботится о том, чтобы мы явились достойными сынами Царствия Божия. Господь Иисус Христос после Своего Крещения выступает на общественное и спасительное служение человеческому роду.

Он начинает Свою проповедь с призывом к покаянию: Покайтеся приближися бо Царство Небесное. С тех пор и до сего дня Христос Спаситель непрестанно взывает к нам этими словами, непрестанно зовет нас к покаянию.

Спаситель пришел на землю благовестить избавление. Он пришел на землю в образе раба, чтобы исцелить человека, сделавшегося рабом греха, принял на Себя человечество, чтобы послужить человеку; смирился, чтобы возвысить его, смирившегося под тяжестью греха; пришел, как поет Св. Церковь «разрешить осуждение Адама первозданного», а с ним, и осуждение всего человечества.

«Очищения же яко Бог не требуя, Он и падшего очищает в Иордане» (Канон на богоявление ирмос 5 песни) и к каждому из нас взывает: Покайтеся, приближися бо Царствие Небесное (Мф. 4, 17).

Братия и сестры, мы с вами являемся странниками здесь на земле, странниками, которые стремятся по широкому пути, при неумолкающем шуме попечений, развлечений и увеселений. Мы являемся странниками, которые спешат по этому пути к концу своей жизни, ко гробу, ко мрачной, темной и страшной вечности.

Нам крайне необходимо обратить внимание на это полезное и спасительное увещание Иисуса Христа. Мы созданы Богом для вечной блаженной жизни, а не для вечной погибели. Наша земная жизнь скоро кончится, и гроб откроет нам дверь в бесконечную вечность. Там в вечности мы не исчезнем, не потеряемся, а будем жить, жить сообразно с тем, как мы провели нашу земную жизнь, будем или вечно радоваться, подобно как и все праведники, или же вечно томиться в нескончаемых муках.

Поэтому Христос Спаситель, придя на землю, начинает Свое служение на земле словами: «Покайтеся», - и тем хочет отвлечь нас от пути, по которому нас манит сатана в вечную погибель. «Покайтесь!» Что такое покаяние, и что значит покаяться?

Покаяться, - значит сознаться, раскаяться в грехах своих, проникнуть в глубину души, увидеть все, что там есть плохого, осознать необходимость нравственной перемены и просить у Бога помощи для исправления жизни, оставить греховную жизнь и уже больше не возвращаться ко греху. Покаяться – значит отвергнуть от себя не только явные грехи – убийство, грабительство, блуд, клевету, ложь, но и всё, что запрещает нам Святое Евангелие. Мало того, чтобы покаяться, но надо и принести плоды покаяния. Например, если кто-то украл или приобрел те или иные вещи нечестным путем, то должен вернуть эти вещи, а если нет возможности вернуть, то раздать их бедным.

Или другой пример. Если женщина убила во чреве своего дитя, то должна искупить этот грех добродетелями. Услышали, что кто-то хочет совершить этот же грех, любыми путями нужно убедить того человека, чтобы не делал этот тяжкий грех.

Или знаешь бедную семью, у которой много детей и которые нуждаются в помощи, помоги этой семье, материально. Или узнали, что есть ребенок безродный, воспитывающийся в большой бедной семье, возьми этого ребенка и воспитай. И, конечно, надо молиться всю жизнь и оплакивать этот тяжкий грех.

И если человек согрешил блудом и прелюбодейством, то должен в течении своей жизни жить чисто и целомудренно и не допускать даже нечистых скверных мыслей. И также молиться со слезами всю свою жизнь, вспоминая свое падение.

Если человек впал в недуг пьянства, то он должен оказывать милосердие ближним. Если появилась у него лишняя копейка, то истратить её нужно не на выпивку, а пойти и отдать бедным, нуждающимся в помощи, и тогда этого человека коснется благодать Святаго Духа, темные силы покинут его и он тогда может избавиться от этого недуга – пьянства. И конечно, человек впавший в недуг пьянства, должен пойти немедленно на исповедь, искренне раскаяться в этом недуге, а также читать святое Евангелие и молиться со слезами Господу, Матери Божией иконе «Взыскание погибших» и мученику Вонифатию. И человек избавится от этого страшного недуга.

Дорогие братья и сестры, когда человек искренне кается и несет плоды покаяния, то он очищает свою душу и тело и тем самым приближается к Богу, ему открывается небо, возвращается то первобытное, блаженное состояние, которое он потерял через грехопадение.

Но легко ли покаяться и возможно ли покаяние? Когда человек думает о покаянии, когда появляется мысль и желание исправить свою жизнь, очистить себя от греха, тогда часто нападает на него уныние и душевное расслабление. В таком унынии грешный человек представляет себе покаяние невозможным, превышающим его слабые силы. Он старается ответить своей совести такими словами: «Я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременной греховной жизнью греховные навыки; они обратились от продолжительного времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние невозможным».

Эти мрачные мысли внушает нам враг рода человеческого – дьявол. Он знает силу покаяния, он боится, чтобы человек не освободился из его власти. Но установитель покаяния – Господь Бог – Он наш Творец, Он создал нас из ничего, он может претворить наше сердце, может воссоздать нас. Он может сделать из сердца грехолюбивого, любящее Бога, сделать из сердца чувственного, плотского, сладострастного, сердце чистое, духовное, святое. Поэтому и святой псалмопевец Давид молил Богу о воссоздании его сердца: Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50, 10).

Спаситель именно и пришел на землю для того, чтобы сделать наше покаяние возможным. Он подает нам спасительную силу для борьбы с врагом. И каждому из нас дана благодать по мере дара Христова – говорит апостол Павел.

А благодать Божия – это такая спасительная сила Божия, - сила Святого Духа, даруемая нам ради искупительных заслуг Христа Спасителя, при помощи Которой совершается наше спасение. При помощи спасительно благодати Божией возможно и наше спасение. Поэтому не нужно впадать в отчаяние, когда тяготят на нашей совести тяжкие и застарелые грехи. Нужно только идти навстречу благодати Божией, нужно внимательно относиться к зову Христа Спасителя. Господь готов очистить наши грехи, готов сделать нас из чада гнева, чадами Божиими. Изменитеся и чисти будете, очистите лукавства от душ ваших…, - говорит Он через пророка Исаию. И еще будут греси яко багряное, яко снег убелю; еще же будут яко червленое, яко волную убелю.

Если мы внимательно отнесемся к словам Христа Спасителя и будем искренно искать покаяния и исправления нашей греховной жизни, тогда ещё больше будет возрастать в нас благодать Божия и ещё больше будет способствовать нам следовать по Евангельским заповедям.

Переходя от силы в силу, мы достигнем по словам апостола Павла в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13).

Помолимся дорогие браться и сестры и великому угоднику Божию Предтече и Крестителю Господню Иоанну – первому проповеднику покаяния, память, которого сегодня совершает святая Церковь. Чтобы по его молитвам Господь даровал нам искреннее покаяние, и чтобы принести достойные плоды покаяния и только тогда мы сможем достойно встретить приблизившееся Царство Небесное, которое проповедовал Христос Спаситель во время Своей земной жизни. Аминь.


20 января 1985 год


Источник: STSL.Ru
20 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...