Жить вечно. Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) в Лазареву субботу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры! Среди немногих верных друзей Спасителя было семейство Лазаря, со­стоящее из него самого и двух его сестер — Марфы и Марии. Спаситель любил посещать их дом. И сейчас вот Он идет к ним в Вифанию.

Но обычно тихая Вифания, в которой Он имел воз­можность хотя бы на недолго «приклонить главу», погрузилась в скорбь и сетование. Сестры встречают Учителя и в безотрадном горе повергаются к Его но­гам. С горечью, со слезами они говорят Спасителю: «Если бы Ты был здесь, брат наш Лазарь не умер бы» [1]Господь пришел к ним в последний раз, уже по пути в Иерусалим, где ждали Его крест и смерть. Он идет на страдания и более, чем прежде, благотворит...

_20120422_1117850480.jpg
Воскрешение праведного Лазаря

«...Прежде Твоея страсти... из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже» [2]. Он творит чудо непости­жимое, невероятное, никем не ожидаемое. Его даже не просят о таком чуде, как совершенно невозмож­ном. Что осталось от четверодневного мертвеца, ко­торый уже смердит? [3] А Христос просто и властно по­велевает, и мертвец выходит из гроба живым на гла­зах у всех.

Для чего Господь наш Иисус Христос творит это чу­до? Только ли ради дружбы? Только ли из-за печаль­ных слез сестер умершего? Нет. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя...» Чтобы уверить нас в непреложности нашего будущего воскресения и веч­ной жизни. Чтобы явить в последний раз перед стра­даниями поразительным чудом Свою божественную силу и власть над жизнью и смертью, над законами естества. Что может быть выше радости этих слов: «Аз есмъ воскрешение и живот; веруяй в Мя, аще и ум­рет, оживет» [4].

Все мы, каждый из нас, оживет, будет жить вечно и никогда не исчезнет, не уничтожится. Это не пустые утешения, не далекие обещания, это — великая ре­альная действительность. «Знаю, — печально гово­рит Марфа, — что воскреснет брат мой в последний день» [5]. Каким далеким, сомнительным кажется ей это воскресение... Нет, оно не далеко, оно тут, перед ней, во власти Сына Божия. Я есмъ воскресение и жизнь... И кто крепко любит Господа Иисуса Христа, кто веру­ет Его словам, кто доверил Ему свою жизнь и всю на­дежду, все радости и скорби полагает в сладчайшем Иисусе, тот будет вечно жить, никогда не разлучится со Своим Господом Спасителем.

Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день [6].

Господь всегда жив, всегда силен, и мы, по мило­сти Божией, имеем бесконечное счастье и блаженст­во соединяться с Ним в Святых Тайнах Христовых, вкушать от этого бессмертного источника, обнов­ляться душой, изменяться и, находясь еще на земле, имеем залог вечной жизни на небе. «Но как это воз­можно?» — возразят некоторые. Как может быть, что разложившееся тело, совсем уничтожившееся, вновь оживет, да еще в более совершенной форме? И мно­гие так говорят, всё отвергают, даже смеются над са­мой мыслью о воскресении и вечной жизни.

«Безрассудный! — отвечает таким святой апостол Павел. — То, что ты сеешь, не оживет, если не ум­рет» [7]. Посмотри на земледельца. Он бросает в землю зерна, будто бы губит их, и если зерно не умрет, не разложится, то действительно не даст плода и погиб­нет бесследно. Так и при воскресении мертвых: сеет­ся тело душевное, восстает тело духовное [8]. Умрет, исчезнет это тело, но в последний день всеобщего воскресения мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся [9]. Восстанем все в новом виде, в каком яв­лялся Господь наш Иисус Христос Своим ученикам по Своем воскресении.

Учитель Церкви Тертуллиан говорит: «Возведи очи свои на догорающий закат — угасает день, тьма по­беждает свет, все тонет во мраке: красота цветов, дивные здания, сады, вся природа погружается в бес­цветную, непроницаемую тьму. Неужели это навсе­гда, неужели тьма воцарилась на земле? Но нет. Ти­хая заря снова разливается по горизонту, лучи солнца падают на спящую землю, и кругом снова видна кра­сота, свет, ясный день и жизнь. День, который кажет­ся особенно ярким, особенно ослепительным после, пережитой ночи. День, который надеемся мы уви­деть, бесконечный, невечерний день Царствия Не­бесного».

Возлюбленные братия и сестры, как мы счастливы этой надеждой вечного света и блаженства! Она про­гоняет всякое уныние, всякую безнадежность, вся­кую печаль и страх. И как жаль людей, которые этой надежды не имеют. Как трудна их смерть, и даже всю жизнь может отравить сознание, что все это кончит­ся и исчезнет без следа.

В одной книге рассказывается, что умирал языч­ник. Он жил долго и в довольстве. Но вот наступил конец, и его охватила глубокая печаль. Все оказа­лось пусто и ничтожно: его жизнь, его дела, его стремления и планы... Он всё оставлял на земле, а за гробом для него надежды не было. «Зачем вообще зажглась во мне жизнь, — сетовал он, — если она так быстро должна угаснуть? Зачем мое сердце на­полнилось чувством?.. Теперь мне остается только горечь разлуки и сомнения. Для чего я столько тру­дился, искал и добивался чего-то, любил близких мне людей, для чего многого достиг в жизни? Те­перь это все не нужно. Я больше не увижу дорогие мне лица, не возьму с собой ничего из ценностей, а сам весь истлею безвозвратно...»

Увы, он был прав. Какая может быть надежда по смерти для человека, который жизнь свою провел вдали от источника жизни вечной — Бога. А для тех, кто живет со Христом, для них еще на земле смерть — приобретение, по слову апостола [10]. Те, кто в простоте сердца верует словам Спасителя, смотрят на смерть иначе.

Вот святой юноша Антонин Анкирский. В тяжелых мучениях умирал он за веру. Его окружили родные, близкие, плакали и говорили, жалея его: «Отрекись от Христа. Зачем упорствовать, зачем так безрассуд­но терять молодую жизнь, лишать себя всех наслаж­дений этого мира? Зачем такая жертва, такое безу­мие?..» А он среди мук, сияя от счастья близости веч­ной жизни, говорил им: «Нет, ни за что. Я благодарю Господа моего, что Он меня удостоил пострадать за Него. Он меня призывает к Себе и принимает в веч­ные чертоги славы Своей. Я ни о чем не жалею. Ни­что земное не может сравниться с красотой, чисто­той небесной жизни и вечного блаженства...» Говоря так, он с радостью преклонил свою честную главу под меч и получил от Господа неувядаемый венец муче­ничества.

Так умирали мученики, так должны поступать и мы, освещая свою жизнь небесной надеждой, окры­ляясь ею.

Святой апостол Павел говорит: «... нынешние вре­менные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» [11]. А ведь святой апо­стол сам много страдал, много нес трудов, много тер­пел лишений, злостраданий и опасностей и говорил, что все это ничто в сравнении с вечной славой.

Не горюйте, возлюбленные братия и сестры, если в этой краткой земной жизни злострадания и скорби обрушиваются на нас. Если нас не понимают, осуж­дают, унижают, порицают, считают гордыми, упор­ными. Если ваши руки и сердце чисты, а вас подозре­вают в лукавстве и сочиняют всякие нелепости. Если вы честны и трудолюбивы, а вас порицают за леность и двуличие и за то, что вы не идете общим широким путем. Это все отойдет, как сон, как ночь темная. Гос­подь поднимет нас из земного праха для новой жиз-

ни, как поднял Лазаря, и покажет нам светлую зарю Своего воскресения.

И еще хочется сказать вот о чем. Господь у гроба Лазаря плакал. О чем плакал Господь? О Лазаре? О печали его близких? Он плакал от жалости ко всему человечеству, находящемуся под тиранией смерти. Он плакал об ожесточении людей, которые не про­никлись верой и горячей благодарностью ко Христу, видя такое свидетельство Его божественной силы. Он плакал и о нашем ожесточении, дорогие мои, потому что и доныне мы живем в сомнении и нерадении, ко­торые проникают в наши души, отравляя сознание и живую веру.

Будем же глубоко благодарны Господу за счастье жить вечно, за счастье надежды, которую Он дает нам. И тогда, по вере нашей, Он воскресит нас по смерти к иной вечной жизни и, как у гроба Лазаря, скажет и нам: «Душе, гряди из гроба вон для вечной жизни» [12]. Аминь.


Источник: архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 172-177.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Ин. 11, 21.

[2] Тропарь Лазаревой субботы

[3] Ин. 11, 39.

[4] Ин. 11, 25.

[5] Ин. 11, 24.

[6] Ин. 6, 54.

[7] 1 Кор. 15, 36.

[8] 1 Кор. 15, 44.

[9] 1 Кор. 15, 51.

[10] Флп. 1, 21.

[11] Рим. 8, 18.

[12] Ср.: Ин. 11, 43.



20 Апреля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...