Сильнее жизни. Проповедь архимандрита Тихона (Агрикова) в день памяти святых сорока мучеников Севастийских

Архимандрит Тихон (Агриков)

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Возлюбленные братия и сестры, есть такое сокро­вище, которое дороже всех богатств, дороже всего на свете настолько, что люди отдают за него даже свою жизнь. Это — святая, высокая, спасительная любовь к Богу. Есть такое блаженство, есть такая награда, с которой ничто не может сравниться, — это золотой венец мученичества. «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни», — сказал Господь [1].

И когда мы ныне празднуем память святых муче­ников, наше сердце исполняется особой нежностью, сочувствием к этим людям, пострадавшим за святую правду, за Христа, мы испытываем глубокое уваже­ние к ним, удивляемся их подвигу и невольно заду­мываемся, насколько же они умели ценить любовь Христову и отвечать на нее любовью. Стыдно стано­вится за свою жизнь, дорогие мои. Ведь и мы веруем в Господа и думаем о спасении, но в душе у нас и в жизни совсем нет того горения, той ревности, той живой любви, которая особенно отличала первых христиан да и всех истинно верующих во все времена нашей христианской истории.

Сорок мучеников Севастийских.jpg
Сорок мучеников Севастийских

Мы почти ничем не жертвуем во имя Господа, мы не хотим понести никаких лишений, порой боимся открыто исповедовать свою святую веру в Бога. А ве­рующие по-настоящему отдавали все: богатство, честь, молодость, благополучие, жертвовали самой жизнью. Они все принесли на алтарь Своему Спаси­телю, Господу нашему Иисусу Христу: все земные интересы, выгоды и привязанности не могли переве­сить чашу их огромной, пламенной любви к Богу, ко­торая неверующим казалась безумием.

И что особенно замечательно — так это мучениче­ство за правду, самоотверженность молодых, даже совсем юных, чистых душой, среди которых святые великомученики Георгий, Трифон, Пантелеймон, святые великомученицы Варвара, Екатерина, святые сестры мученицы Вера, Надежда, Любовь и многие, многие другие. Они были юны телом, но мудры ду­шой. И в слабом, немощном теле просияла такая сила духа, что слов не хватит описать все это, восхвалить их красоту и мужество.

Ведь были и те, что добровольно отдавали себя в руки мучителей, искали смерти за Христа. Какой ве­рой твердой, сознательной, нерушимой наполнялись их сердца! Какой постоянной, неизменной, небесной надеждой питались их души! Какой пламенной любо­вью, той, что сильнее самой жизни, исполнялось все их существо! Это были люди, во всем подобные нам. Они жили, трудились и скорбели, пока не призвал их Господь к высокому мученическому венцу.

Сегодня мы празднуем память святых сорока муче­ников Севастийских. Они были воинами, их принуж­дали отречься от Христа и принести жертву бесам. Их били, мучили, наконец, раздев донага, загнали на се­редину озера. Была зима, и дул пронзительный ветер, а на берегу мучители устроили теплую баню: язычни­ки хотели этим соблазнить святых мучеников. Но воины Христовы мужественно терпели стужу и лю­тый холод, укрепляя себя пением псалмов. Однако один все же не выдержал муки, побежал в баню, ду­мая тем спастись, но погубил и временную, и вечную жизнь. Едва коснулся он порога, как упал замертво.

Прочие же святые мученики печалились о нем. В третьем часу ночи засиял с неба дивный свет. Один из стражников не спал и увидел сходящие к мучени­кам в светлых лучах золотые венцы. Пораженный ви­дением, он разбудил других воинов, у них на виду снял свою одежду и стремительно вошел в воду, же­лая сподобиться мученического венца. Велика была радость святых, а мучители и отец их, диавол, были посрамлены. Мученики стояли в ледяной воде, благо­даря Бога, и вода стала для них теплой. Утром им пе­ребили голени и таким образом умертвили, а тела со­жгли, и даже кости бросили в реку, но останки их чу­десным образом были собраны и с честью похороне­ны христианами.

Дорогие братия и сестры, я назвал бы счастливыми тех людей, которые носят имена святых мучеников, а еще счастливее те, которые уподобляются им в своей жизни. Мученичество — знак избрания, великий дар, милость Божия. Страдальцы шли на мучения радост­но и на все угрозы дерзновенно отвечали мучителям: «Мучайте, изобретайте новые муки, тем самым вы только усугубляете наши венцы». И апостол говорит христианам: «... вам дано ради Христа не только ве­ровать в Него, но и страдать за Него» [2].

«Мученицы Твои, Господи, во страданиих своих венцы прияша нетленныя от Тебе, Бога нашего...» — поет Святая Церковь [3]. И кто из нас не пожелал бы по­лучить золотой венец? Кто не хотел бы наследовать эту неизреченную награду?

Высоким душам свойственно стремление к подви­гу. Когда кончились времена гонений, люди стали понуждать себя к страданиям ради спасения и очищения души. Они уходили в пустыни, в затворы, под­нимались на столпы, опускались в пропасти, и жиз­ненный подвиг этих великих подвижников был не легче самого мученичества. Их воздержание, нестя­жание, их бесстрастие и равноангельская жизнь нам, людям XX века, кажутся непосильными, неудобовыполнимыми, а иные считают это безумием. К чему такое самоистязание, ради чего и зачем все это? Не можем постигнуть мы счастья этих страданий, их ис­тинной цели и ценности пред Богом.

Однажды собрались некие великие отцы и, рассуж­дая о своих делах, спрашивали: «Что сделали мы?» На это один из них, великой жизни авва, отвечал: «Мы исполнили слово Спасителя: Блаженны вы, когда бу­дут поносить вас и гнать и всячески неправедно зло­словить за Меня» [4].

Если человек всем желает только добра, а ему пла­тят ненавистью, если его добрые дела остаются без благодарности, а любовь неразделенной и он в тиши уединения проливает слезы за тех, которые не веда­ют, что творят [5], — это ли не бескровное мученичест­во? Если, не жалея себя, человек честно выполняет свой долг, а его порицают, злословят, обвиняют в ко­рысти — это ли не мученичество?

Если, наконец, человек, спасая свою душу, борется с грехом, подвизается против страстей, слезами омы­вает свою греховность, с болью сердца преодолевает дурные привычки, мужественно переносит искуше­ния и соблазны, хранит верность Божественным за­поведям в любых обстоятельствах — это ли не добро­вольное мученичество за Христа? Знайте, что Гос­подь примет все, наградит и за самую малость.

Рассказывают, что у одного старца был ученик. Ве­чером он всегда приходил к духовному отцу за на­ставлением и благословением на ночь. Однажды ста­рец задремал, а ученик не посмел его разбудить и си­дел, терпеливо ожидая, когда тот проснется. Помыс­лы возмущали его душу, побуждали идти отдыхать, но он противился им, не смея уйти без благослове­ния. И так семь раз в течение ночи ученик отражал эти искушения. Пробудившись, старец удивился, что ученик еще бодрствует, дал ему обычное благослове­ние и отпустил, но в видении увидел вдруг семь пре­красных венцов и услышал голос: «Эти семь венцов заслужил твой ученик в эту ночь». В страхе очнулся старец и поспешил узнать, чем же занимался его уче­ник в эту ночь. Тот все отрицал и говорил, что он со­всем ничего не делал. Наконец, поскольку старец не отступал, ученик сказал: «Прости, отче, я ничего не знаю за собой доброго, разве что семь раз помысл побуждал меня уйти без благословения, а я семь раз противился ему». Понял тогда старец, за что награж­ден ученик, но ему самому ничего не сказал, ради его смирения, а другим рассказал эту историю на пользу души, чтобы все знали, как щедр наш Гос­подь и милостив.

Повторю, дорогие мои: счастливы те, которые по жизни уподобляются святым мученикам. Да не устра­шится чье-либо сердце от этих слов. Святые мучени­ки встречали мучения как праздник.

В житии Адриана и Наталии говорится, что Ната­лия, супруга Адриана, радовалась и благодарила Бо­га за то, что сподобилась быть женой мученика, и не только словом укрепляла своего мужа в терпении, но и сама возлагала его руки и ноги на тяжелую на­ковальню, где они были раздроблены. Она желала своему мужу мученического венца и опасалась, что он устрашится мук. Вот истинная христианская лю­бовь, основанная на глубочайшей, искренней вере в Господа!

Да не устрашится кто-либо, слушая рассказы о страданиях. Когда в чистом сердце горит огонь люб­ви к Богу, когда в душе живет святая преданность своему Спасителю, Господу нашему Иисусу Христу, тогда не страшны никакие лишения, никакие труды, никакие муки, тогда ничтожными кажутся все зем­ные привязанности, вся суета и забота этой жизни, тогда легки и желанны подвиги.

Дорогие мои! Господь нас всех призывает идти Его путем — узким, скорбным, крестным. Он призывает, Он Сам и поможет, и укрепит, даст терпение и силы. Если Он кого призовет и на явное мученичество, то знайте и верьте: Он будет рядом с вами в те минуты, и с Ним вы будете сильнее всех на свете, вы будете сильнее всякой злобы человеческой и диавольской, сильнее самой смерти.

«...Держи... дабы кто не восхитил венца твое­го», — предупреждает Господь [6]. Спаситель знает о на­шей немощи, но святая любовь может вознести нас выше всех страхов, выше боязни смерти.

Да сподобит Господь каждого из нас возлюбить Его сильнее всего на свете и пройти до конца Его путем. Мы не знаем, может быть, кто-то и будет призван к мученичеству. Но пока все призваны по мере сил по­трудиться в исполнении Его заповедей и пронести че­рез все испытания свою веру и свою верность. Гос­подь сказал: «Будь Мне верен до смерти, и дам тебе венец жизни». Аминь.


Источник: архимандрит Тихон( Агриков). Жизнеописание, проповеди, письма. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. С. 154-159.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Откр. 2, 10.

[2] Флп. 1, 29.

[3] Тропарь общий мученикам

[4] Мф. 5, 11.

[5] Ср.: Лк. 23, 34.

[6] Откр. 3, 11.





22 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...