Проповедь архимандрита Иоанна (Захарченко) в день памяти великомученика Димитрия Солунского

Великий страстотерпец Христов святой великомученик Димитрий пострадал за Христа в 306 году в своем родном городе Солуни.

Его отец — воевода города — был христианином. Святой Димитрий, будучи храбрым воином и обладая незауряд­ным умом, по повелению императора Максимиана был назначен правителем всей Солунской области. Основным требованием к новому воеводе было очистить город от нечестивых христиан, предавая их лютой смерти. Святой Димитрий сам был христиа­нином, поэтому вместо преследования христиан, он стал пропо­ведовать Христову веру, обращая ко Христу многих язычников. Слух об этом дошел до царя, который, возвращаясь с Сармат­ской войны, остановился в Солуни. Солунский воевода мужест­венно исповедал пред царем святую веру во Христа, обличая языческое многобожие. За это он был заключен в темницу, где его пронзили копьями посланные от царя воины.

Великомученик Димитрий Солунский.jpg
Великомученик Димитрий Солунский. 
Икона из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

После мученической кончины страстотерпца от прославлен­ных Церковью святых мощей совершались многие знамения и чудеса. Он явился особенным покровителем своего родного го­рода Солуни, неоднократно защищая его от нашествия врагов

Страдания и подвиг святого Димитрия и всех святых муче­ников есть не что иное, как исполнение заповедей Божиих, ко­торые оставил нам Иисус Христос. О первой заповеди любви к Богу Он сказал: Всякого, кто исповедает Меня пред людьми того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным (Мф. 10, 32-33). Вторую заповедь о любви к врагам Господь выразил такими словами: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф. 5, 44-45).

Исполняя эти две заповеди, мученики исполнили все Хри­стовы заповеди. Из Святого Писания мы знаем, что в любви к Богу и ближнему, простирающейся даже до любви к врагам, заключается весь закон и пророки.


Великомученик Димитрий Солунский

Святые мученики так легко исполнили главную заповедь любви к Богу, потому что у них было правильное понятие об от­ношении к врагам и людям, причиняющим им зло. Вниматель­но читая жизнеописания святых мучеников, мы увидим, что они не считали своих гонителей и мучителей врагами. Напро­тив, они видели в них первых благодетелей и относились к ним как к слепым орудиям Промысла Божия, доставляющим им спасение. Хорошо помня слова Спасителя о том, что без воли Божией не падает и волос с головы, они хорошо понимали, что не может быть ничего случайного в таком великом деле, как спасение души. Перед ними всегда стоял живой образ нашего Учителя и Спасителя Иисуса Христа, которому они и старались подражать своей жизнью. Когда Христос предстал на суд пред Пилатом, то на Его молчание Пилат сказал: Мне ли не отвеча­ешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? На это Иисус ответил: Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано те­бе свыше (Ин. 19, 10-11). Говоря так, Христос указал на Божий Промысл, на то, что Он не случайно стоит перед Пилатом, кото­рый, конечно, не понимал того, что это уничижение Христа не­обходимо для спасения мира. Один святитель, как бы от лица Христа, так говорит о Пилате: «Ты только слепое орудие Про­мысла Божия, что даже не подозреваешь и не понимаешь, на какое дело ты употребляешься».

Также было и с мучителями, которые, подвергая нечелове­ческим мучениям свои жертвы, думали, что причиняют им только боль и страдания, даже не подозревая, что этим возво­дят их в большую славу на небесах. Помня об этом, святые му­ченики считали своих мучителей первыми благодетелями, мо­лились о них, а не проклинали, дабы Господь не вменил им гре­ха жестокости сердца. Так действуя и поступая, они быстро возрастали в заповедях Божиих, в любви к Богу и человекам.

Теперь обратимся к своей совести. Без преувеличения можем сказать, что как далеко отстоим от образа жизни святых мучени­ков, так же далеки и от исполнения заповедей Божиих. О том, что мы имеем любовь к Богу, нам и помыслить грешно, если еще раз вспомнить, что она начинается с любви к ближним и даже к врагам. После ежедневных столкновений с окружающими со­весть говорит нам, что мы не только не исполняем заповедь люб­ви к ближнему, но порой сознательно противимся ей. Ибо, чтобы ее исполнить, необходимо по примеру святых мучеников видеть в причиняющих нам зло людях не врагов, а благодетелей. Не следует думать, что это противно нашей природе. Да, мы знаем, что после грехопадения природа наша преисполнена различны­ми страстями и пороками. Но для их очищения мы и должны пройти через огонь искушений и скорбей, которые чаще всего возникают при столкновении с людьми. Святые Отцы учат, что Бог промыслительно попускает наносить нам всякого рода ос­корбления и поношения от окружающих нас людей, иногда даже самых близких, чтобы мы через это познали свое внутреннее уст­роение, благодаря чему обнаружатся наши страсти, об искорене­нии которых мы могли бы позаботиться.

Один из отцов говорит так: «Не полагайте, будто от других вам наносятся скорби. Нет! Они изнутри вас происходят; а лю­ди это суть только орудия, которыми действует Бог в деле на­шего спасения к нашему очищению».

Именно для очищения нашего сердца попускаются оскорбле­ния от окружающих нас людей. Но по причине нашего самолюбия мы видим в своих недоброжелятелях только обидчиков, но никак не увидим в них своих благодетелей, исцеляющих наши души от страстей и тем самым доставляющих нам вечное спасение. Здесь очевидна наша духовная слепота или, что еще хуже, сознательное противление заповеди Божией о любви к ближним.

Обвиняя в наносимых нам оскорблениях не себя, а ближних, мы не только не преуспеваем в духовной жизни и исполнении заповедей духовных, но ставим под угрозу само спасение. Один духоносный отец, рассуждая об этом, уподобляет такое наше уст­роение духовной ярмарке, на которой благоразумные и действующие по учению святых Отцов получают прибыль, а дейст­вующие по страсти самооправдания терпят большой убыток. Он пишет: «Ты говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает; а я скажу напротив — бывает, но вы плохо торгуете, и мало барыша получаете от невнимания вашего; всякий скорбный случай, до­сада от кого-либо, или уничижение, или укорение, или презре­ние и тому подобное — есть торг; а стечение многих таких случа­ев — есть ярмарка; торговать и получать прибыль на ярмарке состоит в произволении каждого переносить с самоукорением и смирением и приобретать от этого душевные исцеления от стра­стей; многие приобретают, а многие не только остаются без при­обретения, но даже и с убытком».

По учению святых Отцов, терпение христианами скорбей как заслуженных, с обвинением себя и своего падшего устрое­ния вменится Господом в мученичество; а кто ропщет, обвиняя других, тот не только не преуспеет в духовной жизни, но еще будет и осужден. Ропщущий, обвиняя других, показывает свою гордость, а гордость может явиться причиной попущения от Бога еще больших скорбей. Один святой отец говорит: «При об­винении себя будет упраздняться действие гордости, а при об­винении других умножится гордость, а с нею умножатся и скор­би. Кто же виною этому? Мы сами!» В другом месте он говорит, что за гордость, самомнение и ропот искушения попускаются даже свыше сил. Вот его слова: «Бог не посылает нам искуше­ний выше меры, разве только за гордость, за самомнение и за ропот, которым мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роп­тать и малодушествовать; великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягчают их».

Будем в своей христианской жизни подражать святым муче­никам в великодушном перенесении самой смерти. Если же бу­дем поступать иначе, то никогда не сможем возродить в себе да­же начатки любви к ближнему, не говоря уже о любви к Богу. Для начала постараемся приобрести хотя бы непамятозлобное расположение к своим досадителям. А для этого станем призы­вать себе в помощь святого великомученика Димитрия и про­чих святых мучеников. Аминь.


Источник: архимандрит Иоанн (Захарченко). Проповеди. - Киев, 2000.


STSL.Ru


Источник: STSL.Ru
8 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...