Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вот опять перед нами Крест Господень и опять воспоминание о страданиях Христа. Так будет продолжаться несколько недель Великого поста. Воспоминания эти будут все усиливаться до тех пор, пока не достигнут наивысшего напряжения. Минорные похоронные напевы будут все нарастать в нашем сознании до того момента, пока в своем воспоминании мы не дойдем до смерти Бога Христа. Тогда Церковь скажет нам: «Молчи». Это будет в Великую субботу. Церковь скажет: «Да молчит всякая плоть человеча». Бог умер... Что ваши слезы тогда, что ваши страдания! Тогда ни росинки слез не будет в глазах, в них будет один ужас. Умер Бог... В смерти Бога — драма, мировая драма. Начало этой драмы в самом рождестве Христа. Он родился в пещере, и положен в скотские ясли, и тотчас злоба обрушивается на Него: Его, Младенца, ищут убить. За что? И Он должен бежать в Египет. Три года служения Спасителя народу — это одни только страдания. Вы забыли, как ненавидели Его? Говорили, что Он творил чудеса «силою веельзевула» [1], называли Его блудником, другом грешников, прелюбодеев и мытарей. Вы помните, как Он говорил Своим ученикам: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» [2].

Что можно сказать о народе? Толпа шла за Ним, но не потому, что видела в Нем Бога. Она требовала чудес, получала их и потому шла за Ним. Но Христос знал настроение толпы, и вы, наверное, помните, как Он говорил об этой толпе после чуда насыщения пятью хлебами: «Вы думаете, они верят в Меня как в Бога? Нет, они просили у Меня хлеба, и Я дал его им»[3]. Толпа шла за Ним, пораженная внешним видом чуда, она кричала Ему: «Осанна» [4], но знал Христос, что эта же толпа закричит: «Распни Его» [5].

Но что говорить про эту грубую, тупую и невежественную толпу, когда ученики Его, эти избранные любимцы, оставили Его? Один, самый преданный, самый крепкий, отрекается, другой предает. Он, Который всю Свою жизнь не имел «где главу приклонить» [6], Который все отдал людям, остается всеми покинутый, оплеванный, поруганный, израненный. Один... Вы знаете, что такое одиночество? Не физическое, а нравственное одиночество. Это — ужас, и его переносил Христос. Немудрено, что перед молитвой в Гефсиманском саду человеческая душа Его смущалась. Накануне Своих смертных страданий Он подводит итог Своей жизни, смотрит назад: каков же итог? Позади — пустыня, впереди бесславная смерть...

Какая же цель Креста и смысл страданий? Ведь если бы Христос умирал смертью героя за народ, тогда эти страдания понятны. А то ведь Он умирал бесславно... Душа Его скорбит за тот народ, среди которого Он посеял семена учения Отца Своего, и молит Он Отца, чтобы Отец прославил имя Свое. И был голос: «Прославил и паки прославлю»[7].

И Христос, одинокий, поруганный, израненный, обнаженный, под крики неистовствующей толпы и ругань висящего с Ним разбойника, отдает Свой дух Отцу. Что же это? Насмешка? Нет, не насмешка. Прошло два дня, и Отец прославил Его. За Крестом был гроб, а за гробом — Воскресение, победа над смертью. Нет больше смерти, есть вечная жизнь! Вот в чем смысл, во-первых, страданий и Креста, а во-вторых, путь Креста Христова — это наш путь. «Если вы не несете креста, вы — не Мои ученики» [8], — говорит Господь. Приидите, поклонитесь Кресту. Пусть будет он для вас предметом глубочайшего почитания, вашей святыней. Ведь он — величайшая святыня и наша помощь, защита и спасение. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] См.: Лк. 11, 15. Мк. 3, 22. Мф. 9, 34. Мф. 12, 24.

[2] Мф. 8, 20.

[3] Ср.: Ин. 6, 26.

[4] Мф. 21, 9. Мк. 11, 10.

[5] Мк. 15, 13-14. Лк. 23, 21.

[6] Мф. 8, 20. Лк. 9, 58.

[7] Ин. 12, 28.

[8] Лк. 14, 27.


31 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...