Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вот опять перед нами Крест Господень и опять воспоминание о страданиях Христа. Так будет продолжаться несколько недель Великого поста. Воспоминания эти будут все усиливаться до тех пор, пока не достигнут наивысшего напряжения. Минорные похоронные напевы будут все нарастать в нашем сознании до того момента, пока в своем воспоминании мы не дойдем до смерти Бога Христа. Тогда Церковь скажет нам: «Молчи». Это будет в Великую субботу. Церковь скажет: «Да молчит всякая плоть человеча». Бог умер... Что ваши слезы тогда, что ваши страдания! Тогда ни росинки слез не будет в глазах, в них будет один ужас. Умер Бог... В смерти Бога — драма, мировая драма. Начало этой драмы в самом рождестве Христа. Он родился в пещере, и положен в скотские ясли, и тотчас злоба обрушивается на Него: Его, Младенца, ищут убить. За что? И Он должен бежать в Египет. Три года служения Спасителя народу — это одни только страдания. Вы забыли, как ненавидели Его? Говорили, что Он творил чудеса «силою веельзевула» [1], называли Его блудником, другом грешников, прелюбодеев и мытарей. Вы помните, как Он говорил Своим ученикам: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» [2].

Что можно сказать о народе? Толпа шла за Ним, но не потому, что видела в Нем Бога. Она требовала чудес, получала их и потому шла за Ним. Но Христос знал настроение толпы, и вы, наверное, помните, как Он говорил об этой толпе после чуда насыщения пятью хлебами: «Вы думаете, они верят в Меня как в Бога? Нет, они просили у Меня хлеба, и Я дал его им»[3]. Толпа шла за Ним, пораженная внешним видом чуда, она кричала Ему: «Осанна» [4], но знал Христос, что эта же толпа закричит: «Распни Его» [5].

Но что говорить про эту грубую, тупую и невежественную толпу, когда ученики Его, эти избранные любимцы, оставили Его? Один, самый преданный, самый крепкий, отрекается, другой предает. Он, Который всю Свою жизнь не имел «где главу приклонить» [6], Который все отдал людям, остается всеми покинутый, оплеванный, поруганный, израненный. Один... Вы знаете, что такое одиночество? Не физическое, а нравственное одиночество. Это — ужас, и его переносил Христос. Немудрено, что перед молитвой в Гефсиманском саду человеческая душа Его смущалась. Накануне Своих смертных страданий Он подводит итог Своей жизни, смотрит назад: каков же итог? Позади — пустыня, впереди бесславная смерть...

Какая же цель Креста и смысл страданий? Ведь если бы Христос умирал смертью героя за народ, тогда эти страдания понятны. А то ведь Он умирал бесславно... Душа Его скорбит за тот народ, среди которого Он посеял семена учения Отца Своего, и молит Он Отца, чтобы Отец прославил имя Свое. И был голос: «Прославил и паки прославлю»[7].

И Христос, одинокий, поруганный, израненный, обнаженный, под крики неистовствующей толпы и ругань висящего с Ним разбойника, отдает Свой дух Отцу. Что же это? Насмешка? Нет, не насмешка. Прошло два дня, и Отец прославил Его. За Крестом был гроб, а за гробом — Воскресение, победа над смертью. Нет больше смерти, есть вечная жизнь! Вот в чем смысл, во-первых, страданий и Креста, а во-вторых, путь Креста Христова — это наш путь. «Если вы не несете креста, вы — не Мои ученики» [8], — говорит Господь. Приидите, поклонитесь Кресту. Пусть будет он для вас предметом глубочайшего почитания, вашей святыней. Ведь он — величайшая святыня и наша помощь, защита и спасение. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] См.: Лк. 11, 15. Мк. 3, 22. Мф. 9, 34. Мф. 12, 24.

[2] Мф. 8, 20.

[3] Ср.: Ин. 6, 26.

[4] Мф. 21, 9. Мк. 11, 10.

[5] Мк. 15, 13-14. Лк. 23, 21.

[6] Мф. 8, 20. Лк. 9, 58.

[7] Ин. 12, 28.

[8] Лк. 14, 27.


22 Марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.