Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Проповедь насельника Троице-Сергиевой Лавры архим. Илии (Рейзмира) в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Вот опять перед нами Крест Господень и опять воспоминание о страданиях Христа. Так будет продолжаться несколько недель Великого поста. Воспоминания эти будут все усиливаться до тех пор, пока не достигнут наивысшего напряжения. Минорные похоронные напевы будут все нарастать в нашем сознании до того момента, пока в своем воспоминании мы не дойдем до смерти Бога Христа. Тогда Церковь скажет нам: «Молчи». Это будет в Великую субботу. Церковь скажет: «Да молчит всякая плоть человеча». Бог умер... Что ваши слезы тогда, что ваши страдания! Тогда ни росинки слез не будет в глазах, в них будет один ужас. Умер Бог... В смерти Бога — драма, мировая драма. Начало этой драмы в самом рождестве Христа. Он родился в пещере, и положен в скотские ясли, и тотчас злоба обрушивается на Него: Его, Младенца, ищут убить. За что? И Он должен бежать в Египет. Три года служения Спасителя народу — это одни только страдания. Вы забыли, как ненавидели Его? Говорили, что Он творил чудеса «силою веельзевула» [1], называли Его блудником, другом грешников, прелюбодеев и мытарей. Вы помните, как Он говорил Своим ученикам: «Лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет где приклонить голову» [2].

Что можно сказать о народе? Толпа шла за Ним, но не потому, что видела в Нем Бога. Она требовала чудес, получала их и потому шла за Ним. Но Христос знал настроение толпы, и вы, наверное, помните, как Он говорил об этой толпе после чуда насыщения пятью хлебами: «Вы думаете, они верят в Меня как в Бога? Нет, они просили у Меня хлеба, и Я дал его им»[3]. Толпа шла за Ним, пораженная внешним видом чуда, она кричала Ему: «Осанна» [4], но знал Христос, что эта же толпа закричит: «Распни Его» [5].

Но что говорить про эту грубую, тупую и невежественную толпу, когда ученики Его, эти избранные любимцы, оставили Его? Один, самый преданный, самый крепкий, отрекается, другой предает. Он, Который всю Свою жизнь не имел «где главу приклонить» [6], Который все отдал людям, остается всеми покинутый, оплеванный, поруганный, израненный. Один... Вы знаете, что такое одиночество? Не физическое, а нравственное одиночество. Это — ужас, и его переносил Христос. Немудрено, что перед молитвой в Гефсиманском саду человеческая душа Его смущалась. Накануне Своих смертных страданий Он подводит итог Своей жизни, смотрит назад: каков же итог? Позади — пустыня, впереди бесславная смерть...

Какая же цель Креста и смысл страданий? Ведь если бы Христос умирал смертью героя за народ, тогда эти страдания понятны. А то ведь Он умирал бесславно... Душа Его скорбит за тот народ, среди которого Он посеял семена учения Отца Своего, и молит Он Отца, чтобы Отец прославил имя Свое. И был голос: «Прославил и паки прославлю»[7].

И Христос, одинокий, поруганный, израненный, обнаженный, под крики неистовствующей толпы и ругань висящего с Ним разбойника, отдает Свой дух Отцу. Что же это? Насмешка? Нет, не насмешка. Прошло два дня, и Отец прославил Его. За Крестом был гроб, а за гробом — Воскресение, победа над смертью. Нет больше смерти, есть вечная жизнь! Вот в чем смысл, во-первых, страданий и Креста, а во-вторых, путь Креста Христова — это наш путь. «Если вы не несете креста, вы — не Мои ученики» [8], — говорит Господь. Приидите, поклонитесь Кресту. Пусть будет он для вас предметом глубочайшего почитания, вашей святыней. Ведь он — величайшая святыня и наша помощь, защита и спасение. «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Аминь.

Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. - 2-е изд., доп. - СТСЛ, 2016.


Примечания

[1] См.: Лк. 11, 15. Мк. 3, 22. Мф. 9, 34. Мф. 12, 24.

[2] Мф. 8, 20.

[3] Ср.: Ин. 6, 26.

[4] Мф. 21, 9. Мк. 11, 10.

[5] Мк. 15, 13-14. Лк. 23, 21.

[6] Мф. 8, 20. Лк. 9, 58.

[7] Ин. 12, 28.

[8] Лк. 14, 27.


22 марта 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.