Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в двадцать первую неделю по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Дорогие братия и сестры! Сегодня за литургией было прочитано святое Евангелие об исцелении Господом нашим Иисусом Христом тяжко страждущего бесноватого в Гадаринской стране [1]. Как жалок был этот человек! Он не одевался в одежду, жил не в доме, а в гробах. Долгое время бесы мучили его и до того сильно, что он бил­ся о камни, его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус Христос спросил его: как тебе имя? не потому, конечно, что не знал, ибо не может быть что-либо неизвестно Всеведущему Богу? А потому, чтобы людям стало известно, сколько нечистых мучителей было в человеке. Он сказал: легион, потому что много бесов вошло в него. По тогдашнему римскому счету, легион заключал в себе шесть тысяч. Значит, шесть тысяч бесов изгнал Господь из человека. Один бес может столько зла сделать, а тут шесть тысяч - и как только они не замучили жалкого человека? Конечно, по воле Божией не могли этого сделать, так как Бог допустил им настолько му­чить бесноватого, насколько это было нужно, по божественному правосудию, для вразумления и для научения прочих людей - язычников, живших в той стране, какому тяжелому наказанию мо­гут они подвергнуться от Бога, если не обратятся от идолов к истинному Богу и не покаются в своих грехах. Такова власть Гос­подня над бесами! Они могут причинять человеку зло настолько, насколько попустит им Господь, больше - ни на йоту. И над жи­вотными они не имеют никакой власти, если Господь не попустит им войти в них и мучить; это видно из того, что бесы просили у Господа позволения войти в стадо свиное, что и было им позволено. И тотчас все стадо бросилось в море и утонуло. Если бы такая власть дана была от Бога бесам над людьми, то они, по свойствен­ной им злобе в несколько часов или даже минут погубили бы весь род человеческий. Но Господь удерживает, державе Его со страхом повинуется все темное сатанинское царство.


Исцеление гадаринского бесноватого.jpg


Позволив войти бесам в свиней, Господь показал, что человек дороже многих животных, и не только животных, но и всего видимо­го мира с его материальным богатством. Нет ничего в этом мире равноценного бессмертной и богоподобной душе человека.


Святитель Иоанн Златоуст говорит, что здесь нужно еще пони­мать таинственно, иносказательно, что под этими животными нечис­тыми понимаются грешные люди. Ибо Господь попускает бесам войти в грешного человека за его грехи и мучить его, а демоны осо­бенно любят вселяться в блудно живущих людей.


Дорогие братия и сестры, бесноватый человек, которого исцелил Господь, - это образ всего человеческого рода, мучимого диаволом. Бесноватые были прежде, они есть и теперь, только теперь они действуют скрытнее и хитрее, чем до пришествия Христова. И те­перь бесноватых очень много, есть и явные, но большинство из бес­новатых неявные. Это скрытое беснование страшнее для человека, потому что он не признает его за собой и не думает об исцелении, не стремится изгнать легион бесов, скрыто действующих в нем.


Кому из нас не известен нынешний такой род бесноватых, как пьяницы? Кто не слышал и кто не знает, как они терзают и мучают не только самих себя, но жен своих, детей, родителей. Как по дей­ствию бесовскому или сами доводят себя до самоубийства или тер­занием, побоями доводят до смерти родных. Не хватит сил опла­кать тот дом, где завелся пьяница: ад, истинный ад воцаряется в нем; каждый день слезы и стоны. О, ужасная страсть! Ужасное беснование! Кто тут виноват? Конечно, сам пьяница, дошедший до этого демонского состояния через свою алчность к вину. Чтобы из­бавиться от этого беснования, человеку надо решительно бросить пьянство и всем сердцем обратиться к помощи Господа Иисуса , Христа, Который один Своею благодатью может уврачевать эту ужасную, гибельную страсть. Полчища бесов вселяются в человека за невоздержание, нерадение о себе, за леность и холодность к молитве, за маловерие и неверие, за удаление от Бога и Святой Церк­ви. Бывают и настоящие бесноватые, в которых вселяются бесы по неисповедимым судьбам Божиим и производят в них умственное помешательство, произносят через них страшные хулы и скверно­словия, гонят и мучают их. Таковых, как пишет апостол, Бог пре­дал сатане во измождение плоти, да дух спасется. [2]Такие бесноватые находятся в состоянии невменяемости, они не сознают, что делают, Господь их спасет. А пьяницам вменяются их поступки, ибо они ума и свободы действия не лишены и с них взыщется за их пьянство и за их безобразия. Пьяницы …Царствия Божия не наследят, [3]конечно, если не оставят пьянство и не покаются, не изме­нят своей жизни.


Но есть, братия и сестры, другой род беснующихся. Это - злые люди, раздражительные, гневливые. Видали вы гневливых, серди­тых, злых людей? Как они нехороши в гневе! Как обезображивается у них все лицо, глаза! Все мы бываем раздражительны, все склонны к гневу, а потому все должны в покаянии просить у Господа духа кротости, смирения и терпения. Есть еще несколько видов тихого (молчаливого) или злоречивого беснования: таково беснование лю­дей завистливых, которых снедает чужое счастье или благосостояние и которые либо в молчании страдают, видя счастье ближних, либо поносят, клевещут на тех, которым завидуют.


Есть беснование скупых, алчных до денег, которые для прибыли и умножения их готовы на всякую неправду, а из-за их утраты гото­вы наложить на себя руки, у которых демоны до того ожесточили сердца, что их не может растрогать никакое бедствие или несчастье ближних.


Есть бешенство плотской страсти: одержимые им впадают в тос­ку и отчаяние, если не удовлетворяют свою страсть, или решаются на самые позорные действия ради ее удовлетворения. Чтобы не одо­лела та или другая бешеная страсть, надо обуздывать ее в самом за­родыше; когда она усилится, тогда крайне трудно овладеть ею, да без благодати Божией и невозможно.


Есть бесовская страсть к зрелищам. Есть еще у людей беснова­ние, когда человек боится или отвращается Церкви, богослужения, псалмопения и чтения слова Божия и вообще святыни. Сюда же от­носится беснование нигилизма, отвергающее все святое, все истины откровения, все, что дорого для разумного существа, особенно для христианина, что утешает, укрепляет, украшает и возвышает челове­ка. Есть беснование срамословия, сквернящее сердце, душу и уста сквернослова. Вот сколько видов беснования, да еще и не все они перечислены.


Чтобы не стать жертвой коварства лукавых, злых и нечистых демонов, нужно врачеваться от этой нравственной болезни, а исце­ляется она только смиренною верою в Господа Иисуса Христа, по­правшего силу диавольскую искренним, глубоким покаянием, молит­вою и постом. «Сей же род изгоняется молитвою и постом», - говорит Господь. [4] Для того, между прочим, и установ­лены Святой Церковью посты, чтобы христиане имели своего рода оружие против диавола и бесчисленных козней его. Помоги нам, Господи, избавиться от всех козней диавольских, укрепи в нас веру и наставь, вразуми и помоги нам спастись. Аминь.


ПРИМЕЧАНИЯ


[1] См.: Лк. 8, 26-39.

[2] 1 Кор. 5, 5.

[3] 1 Кор. 6, 10.

[4] Мф. 17, 21.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.


STSL.Ru



13 ноября 2016

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
14 Октября 1812г. Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
4 Октября 1738г. В Троице-Сергиевой лавре введено соборное правление
Из истории обители известно, что в этот же день, 21 сентября (4 октября н.ст.) в 1738 году, Указом Императрицы Анны Иоанновны было введено соборное правление.
«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.