Проповедь архим. Илии (Рейзмира) в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Сегодня наша Святая Церковь молитвенно прославляет трех своих великих святителей и учителей. Равно велики они перед Богом!


Собор святых Вселенских учителей и святителей
Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

Святой Василий Великий с детства воспринял семена небесного учения из уст своей бабушки Макрины, духовной ученицы святителя Григория Чудотворца. Семена небесной мудрости успешно возрастали в его душе и стали приносить плоды по роду своему. Сначала святой Василий изучает многие земные науки. Учась в Афинах, он сдружился с будущим великим Григорием Богословом, они знают лишь две дороги: в училище небесной мудрости — храм и в училище земной мудрости — школу. Извлекши из мудрости земной все, что можно было превратить в мед мудрости небесной, святой Василий спешит к урокам мудрости совершенной. Он посещает великих православных подвижников Египта, Палестины, Сирии, Месопотамии. Окрепший духовно, он возвращается на свою родину и сначала в сане пресвитера, а потом и архиепископа отдает все свои силы на служение Богу, Церкви и спасению людей. После смерти архиепископа Кесарии Евсевия он поставляется на эту кафедру. То было время усиленной борьбы с арианской ересью. Тогда корабль Церкви сильно обуревался и, казалось, был близок к погибели. Нужен был особый, Богом посланный мудрый кормчий. И им стал святой Василий, который из Кесарии распространял свои заботы и на Церковь по всей земле. Занимаясь устроением церковных дел, святой Василий не забывает и о земных нуждах паствы. Он заботится о вдовах, сиротах, больных, нищих, странниках. В это время составляет он и Божественную литургию, молитвы которой показывают духовную высоту святителя. Дивный подвижник Христов преподобный Ефрем Сирин, издалека пришедший видеть святого Василия, воскликнул: «Воистину велик Василий, воистину он есть столп огненный, воистину Дух Святой говорит его устами». Со словами благодарения на устах святитель Василий предал дух свой Господу 1 января 379 года.

Достойный друг святителя Василия благоглаголивый святитель Григорий родился после пламенных молитв матери своей, святой Нонны, еще до рождения посвятившей сына своего Господу. С дней детства имел он в душе своей любовь к благовидной чистоте и целомудрию, которые явились ему еще в отрочестве в сонном видении в образе прекрасных дев, предстоящих Христу, убеждающих Григория соединить ум свой с их умами и обещавших за то поставить его, блистающего светлостью, близ троичного Света. Это видение дало направление всей жизни святителя Григория. В Афинах он встретился со святителем Василием, шел одним с ним путем жизни, подвизался вместе с ним в Понтийской пустыне, мольбы старца-отца, епископа Григория, вызвали его из пустыни, оторвали от излюбленных духовных созерцаний, ради блага Церкви: святой призывался отцом на помощь в борьбе с арианством. Ради нужд Церкви, обуреваемой в то время арианством, по усиленной просьбе святителя Василия, святитель Григорий принял посвящение во епископа, помогал отцу в городе Назианзе, но после смерти отца и матери тайно удалился от славы епископства.

Оттуда он был снова вызван святителем Василием на служение Церкви, для попечения о богадельнях и больницах. По убеждению того же святителя Василия, святитель Григорий вскоре должен был отправиться в Константинополь, для борьбы с вновь возникшею ересью Македония, называвшего Духа Святого созданием Божиим, а не Богом истинным. Оплакав скончавшегося святителя Василия, святитель Григорий прибыл в Константинополь. Собрав здесь оставшееся малое стадо православных в храме святой Анастасии и отверзши богоглаголивые свои уста, красноречивыми проповедями постоянно увеличивал число православных. За эти проповеди он и получил название Богослова. Много ему пришлось потрудиться, пострадать в борьбе с еретиками. Враги покушались не раз убить святого, и лишь особое попечение Божие сохраняло его, переносившего злобу врагов с дивною Христовою кротостью. Всегда устремленный духом горе, восходя от света к свету, пришедши в меру полного возраста Христова, святитель Григорий преставился к невечернему Свету 25 января 389 года.

Третий вселенский светильник — златословесный пастырь Христова стада Иоанн, воспитанный матерью-христианкой Анфусой, которая в двадцать лет стала вдовой и не захотела искать радостей нового супружества, но всецело отдалась воспитанию сына. Иоанн изучал в юности и светские науки, учился в Афинах. Он скоро познал всю суету радостей мира, земной мудрости и начал устремляться духом в пустыню, но по мольбам матери не уходил туда до кончины ее. По смерти матери своей Иоанн раздал все свое имение и удалился в близлежащий от Антиохии монастырь, предавшись там самым суровым подвигам. Уже тогда было о нем дивное видение одному из иноков монастыря. Он увидел, будто к Иоанну подошли святые апостолы Иоанн Богослов и Петр, причем первый дал ему свиток Божественных откровений, чтобы, извлекая оттуда глубины премудрости, питал он Христовым учением людей, а Петр вручил ему ключи, чтобы он вязал и разрешал данною от Бога властью. По особому видению патриарх Антиохийский Флавиан посвятил Иоанна в пресвитера. И начал он неутомимо изъяснять народу слово Божие. Сам апостол Павел, по видению послушника Прокла, как бы шептал на ухо Иоанну слова, когда тот писал толкование на Послания апостола Павла. На беседы святого Иоанна приходили жители всего города, оставляя свои занятия. Златоустом назвала его одна простая женщина, усладившаяся его учением. Когда нужно было избрать достойного преемника Константинопольскому патриарху Нектарию, выбор пал на святого Иоанна. Но при великой народной любви лишь тайно можно было увезти его из Антиохии. Изливались златые слова из уст Иоанна и в столице. Более всего он проповедовал покаяние, говоря, что одна капля слез сердечного покаяния может омыть множество грехов. Неустанно говорил он о милосердии, сам являя пример его.

Бесстрашно обличал он пороки людей простых и знатных, не исключая и самой царицы Евдоксии. Разгневанная царица отправила его в ссылку. Но землетрясение, случившееся вскоре в Константинополе, в котором все увидели гнев Божий за изгнание праведника, побудило саму царицу просить о возвращении святителя Иоанна. Вскоре, однако, поднялись на него новые клеветы врагов, и он опять был осужден на изгнание. Много страдал святой на пути и от крайнего утомления, и от болезней, и от ругательства воинов. Из Kyкуза, где назначено ему было место ссылки, его вскоре перевели в отдаленный город Питиунт (ныне Пицунда). Святой, не дойдя до него, скончался в Команах 11 сентября 407 года. Перед кончиной ему явились святые апостол Петр и Иоанн, а также святой мученик Василиск. Умер он со словами на устах: «Слава Богу за все!»

Как прекрасное видение, и окончившись, все еще долго стоит пред глазами, так да остаются долго перед нашими мысленными очами и восстают снова в памяти духовные облики великих святителей. Зрение их неописуемой духовной красоты да оставит отпечаток в наших душах, чтобы не предстать нам пред Господом с пустыми душами, когда должны будем дать Ему отчет о делах своей жизни. Будем усиленно молить великих святителей, чтобы помогли они нам от своего духовного богатства обогатиться, исходатайствовали у Господа для нас хотя бы последнее место в Царствии Божием, чтобы нам хотя бы издали зреть Христа, Которому предстоят они лицом к лицу. Аминь. 


Источник: Илия (Рейзмир), архимандрит. Проповеди. — 2-е изд., доп. — СТСЛ, 2016. 

12 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...