Проповедь архимандрита Илии (Рейзмира) в четвертую неделю по Пятидесятнице. Сила веры и смирения

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Дорогие братия и сестры! После Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос направил Свои стопы в город Капернаум. Там стоял отряд римского войска под начальством сотника. Сотник же этот был язычник, но его честная, добрая и искренняя душа уже познала всю ложь язычества и прилепилась к вере иудейской, как к единой истинной вере, исповедающей единого Бога. И он по собственному усердию даже построил для иудеев синагогу. Ко времени прибытия Иисуса Христа в Капернаум у этого сотника тяжело заболел любимый слуга, или раб. В глазах язычника раб не считался за человека: если он становился старым или больным, то его продавали, как бесполезную вещь. Но, видно, сотник имел особенно доброе сердце: он окружил раба заботой, болел за него душой. Но все было напрасно. И вот сотник узнает, что в Капернаум возвращается Тот Самый Пророк — Чудотворец, Который недавно здесь же, в Капернауме, исцелил сына царедворца и множество больных. Как же он, чужой избранному народу Божию, обратится к божественному Учителю с мольбой об исцелении слуги? Но вера, как и любовь, изобретательна. Он обратился к иудейским старейшинам, которые охотно отозвались на просьбу доброго, всеми уважаемого сотника о посредничестве. И те, придя к Иисусу, как повествует святой евангелист Лука, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш [1]. Надо сказать, что Сердцеведец Господь видел и его пламенную веру, видел его глубокое смирение, видел его тревогу и тотчас пошел с ними к его дому. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Не подумай, что я не пришел по лености, но потому, что считаю себя недостойным принять Тебя в доме своем, но скажи слово, и выздоровеет слуга мой [2]. В конце концов, когда болезнь стала угрожать смертью, сотник и сам поспешил навстречу грядущему Исцелителю и начал просить Его: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает» [3].

Иисус Христос и Капернаумский сотник....jpg

По великому своему смирению сотник не ожидал, что Христос послушает его и тотчас отзовется, он сознавал себя недостойным не только благодеяния, но и того, чтобы пришел Господь в дом. Поэтому-то, сказав: «Слуга мой лежит», ничего к этому не прибавил. «Что же делает Иисус? — спрашивает святитель Иоанн Златоуст. — То, чего прежде нигде не делал. Во всех других случаях Он сообразовался с желанием просителей, а здесь Сам предупреждает желание сотника и обещается не только исцелить, но и прийти в его дом. (Иисус говорит ему: «Я приду и исцелю его» [4].) А это делает для того, чтобы мы познали добродетели сотника: его веру и великое смирение» [5]. Что же делает сотник? Можно было ожидать, что он обрадуется такому неожиданному Гостю-благодетелю. Но в смиренном сердце он помышляет только о своем недостоинстве: «Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой» [6]. Поистине, только вера, проникнутая глубоким чувством смирения, сознанием своего недостоинства, есть вера спасающая. «В то время, — говорит блаженный Августин, — когда сотник считал себя недостойным принять Господа в свой дом, он был достойнейшим, потому что Иисус Христос вошел не под кров его дома, но в самое сердце его». «Послушаем это мы, намеревающиеся принять Христа, — увещевает святитель Иоанн Златоуст, — ведь и ныне можно Его принять, послушаем и поревнуем и примем с таким же тщанием. В самом деле, когда ты принял бедного, алчущего и нагого, то принял и напитал Его Самого. Смотри, как и сотник, подобно прокаженному, имеет надлежащее понятие о Христе. И он не сказал: призови Бога; не сказал: помолись и умилостиви Его; но только — повели...» [7], и выздоровеет слуга мой! Воистину удивительно, что человек не из числа иудеев имел столь высокое представление о Христе. Потом, опасаясь, чтобы Христос, по Своему смирению, не отказался исцелить его слугу словом Своим, сотник говорит Ему: «Ибо я ... подвластный человек...», то есть «Ты Бог, я человек; я под властью, Ты же не под властью. Итак, если я, будучи человеком и находясь под властью, столько могу, то не гораздо ли более можешь Ты, будучи Богом и не находясь под властью? Если я, будучи таким же человеком, как и подчиненные мои, и находясь под властью, имею такую силу, что никто мне не противоречит, но что я приказываю, то и делают — говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает [8], — то не гораздо ли большую силу имеешь Ты? Ты можешь управлять смертью, как слугою, и повелевать ей, как владыка. Если Ты запретишь смерти прийти к моему слуге, то она и не придет». Видите, какую он имел веру? Сотник уже ясно открыл то, что впоследствии должно было всем открыться, то есть что Христос имеет власть над смертью и жизнью, что может низводить во врата ада и возводить оттуда. И несмотря на то, что имел такую веру, он почитал себя недостойным. А Христос показал, что он достоин. Сотник засвидетельствовал власть Спасителя, и Господь не только не осудил его, но и одобрил и похвалил. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: ...ив Израиле не нашел Я такой веры. [9] 

Не нашел Он такой веры даже у тех, которые хвалятся, что они — избранный Божий народ. Вот почему Господь и дарует этому сотнику более, чем он просил: тот пришел искать телесного здравия слуге, а возвратился, получив Царствие Небесное. Если среди язычников, погибавших в бездне неверия, отчаяния и развращения, встречались такие добрые души, как этот благочестивый сотник, то значит, в этой непроглядной тьме языческого мира тлела искра Божия, таилось зерно добра; придет час — и эта искра Божия воспламенится, это зерно, согретое благодатью евангельской проповеди, возрастет и станет великим деревом и покроет всю землю. И время это уже близко: Христос Спаситель видит в сотнике начаток спасаемых из язычников, алчущих и жаждущих правды Божией, — видит и в пророческом духе, как Всеведущий Бог, возвещает обретение язычниками Царствия Божия. «Говорю... вам, что многие придут с востока и запада, — со всего света, согласно пророчествам, придут ко Мне через веру и возлягут на вечере Божией — в вечном блаженстве вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном; а сыны царства, то есть иудеи, считавшие себя законными наследниками этого Царствия, за свое неверие извержены будут во тьму внешнюю, на вечные мучения, там будет плач и скрежет зубов». [10]

Дорогие братия и сестры, но это же может относиться и к нам, православным христианам. И мы — чада Православной Церкви, сыны Царствия Божия; наша вера — единая, истинная, вера спасающая; но если мы будем исповедовать ее только устами и не подкреплять делами, если будем только превозноситься своим Православием, а жить — по-язычески, то и мы будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены во тьму кромешную.

Господь наш Иисус Христос похвалил веру сотника и оправдал ее проявлением Своего всемогущества. И сказал Иисус сотнику: «Ты веруешь, что Я могу повелевать болезням так же, как ты приказывать своим подчиненным; веруешь, что могу одним словом исцелить твоего слугу; за эту веру твою Я и говорю тебе: "Иди, и, как ты веровал, да будет тебе". И за всемогущим творческим Божиим словом будет тотчас последовало самое дело: и выздоровел слуга его в тот час». [11]

Дорогие братия и сестры! Постараемся и мы молитвой, добрыми делами, очищением душ слезами покаяния стяжать такую же крепкую веру и глубокое смирение, какие имел этот сотник-язычник; и еще больше, чем он имел, потому что нам даны все средства к святости, а он был язычник некрещеный и не имел благодати Святого Духа. Если же при помощи Божией у нас будут глубокое смирение и твердая вера в Господа, в Его Святую Церковь, то, чего ни попросим за наших родных и близких, Он все подаст: дарует прощение грехов, исцеление тела и души, откроет очи духовные и поможет спастись всем. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 2010. С. 236-239 


ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Лк. 7, 4-5.

[2] Лк. 7, 6-7.

[3] Мф. 8, 6.

[4] Мф. 8, 7.

[5] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т.1. Беседа 26. С. 292.

[6] Мф. 8,8.

[7] Свт. Иоанн Златоуст. Толкование... Т.1. С. 293. 

[8] Мф. 8, 9.

[9] Мф. 8, 10.

[10] Мф. 8, 11-12.

[11] Мф. 8, 13.  


STSL.Ru


6 Июля 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.