Пролог в поучениях. Праздник Знамения Пресвятой Богородицы

Декабрь. 10-й день  

(Воспоминание бывшего знамения и чудесе от иконы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, яже в Великом Новгороде)

Сегодня у нас праздник Знамения Пресвятой Богородицы. Откуда он получил начало и какая история его? Выслушайте о сем, братие, в ваше назидание.

В 1170 году князь Андрей Суздальский, негодуя на Новгородцев, собрав большое войско, послал с ним на Новгород сына своего Романа. С Андреем еще соединились князь Мстислав и других семьдесят князей и вместе с огромными силами приступили к Новгороду. Новгородцы, не видя ниоткуда помощи, всю надежду возложили лишь на Господа Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь, и, наскоро устроивши вокруг города укрепления, стали ожидать врагов. Последние не замедлили прийти и, в продолжение трех дней, со всех сторон все более окружали город. Но, вот, в третью ночь осады, Господь явил Свое милосердие осажденным. Когда архиепископ Иоанн молился об избавлении города пред образом Спасителя, вдруг слышит голос: «Пойди в церковь Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и возьми там образ Пресвятой Богородицы; поставь его на городские стены против врагов, и узришь спасение городу». Утром архиепископ о бывшем к нему голосе рассказал всему освященному собору и народу, и все прославили Бога. Затем святитель вошел в церковь, пал на колена пред образом Богоматери и стал молиться о заступлении от врагов. Во время молитвы его образ сам подвигся со своего места, и все в умилении воскликнули: «Господи, помилуй!» Святитель, взяв икону, передал ее диаконам и велел нести ее на городские стены, а сам с клиром и народом следовал за нею. Когда же икона была поставлена на указанное место и обращена лицом против врагов, то они еще более озлобились и пустили в осажденных тысячи стрел. Но в это время, о, чудо! Вдруг икона обращается лицом к городу, и на глазах Богоматери появляются слезы. И разгневался Господь на сопротивных, и покрыла их тьма, и стали поражать друг друга. Новгородцы, видя сие, вышли из города и избили врагов. Новгород был спасен. Теперь вы знаете, братие, событие праздника, и остается нам лишь взять от него назидание. Какое же возьмем от него? То, братие, чтобы мы, прежде всего, воспоминали о великих благодеяниях Божьей Матери, явленных нашему отечеству, и благодарили Ее, Заступницу нашу, за оные. Затем, воспоминая об этих благодеяниях, не забывали бы и того, что заступление Царицею Небесною нашей родины было плодом живой веры наших предков, их добрых нравов, их пламенных молитв и горячей любви к своей родине. А в заключение, само собою открывается для нас, из всего сказанного, последнее назидание и то, чтобы мы подражали сколько можно более и постояннее усердию к вере благочестивых предков наших, их чистоте нравов и простоте жизни, а, наконец, и их безграничному самоотвержению там, где шло дело об опасности Церкви и отечества. Аминь.




В день тот же.
Против злословия

(Слово, да не осуждаем монахов)

В церковном слове, на 27-й день ноября, о злословии, между прочим, пишется следующее: «Многие из безумных, – сказано там, – безрассудно злословят монахов. Когда видят одного из них согрешающим, говорят, что так Господь не велел, а сами между тем тьмами согрешают и насилуют других и грабят. И если видят кого-либо сладкую снедь вкушающего, начинают еще больше злословить; а сами пьянствуют каждый день и тем вечный огонь себе собирают». Слыша cиe, очень может быть многие и спросят: для чего же ты привел нам слово cиe, и что из оного явствует?

На это мы ответим вам вот что: для того мы привели вам слово церковное, чтобы вы из него поняли то, что кто злословить другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Вас удивляет это? Не удивляйтесь. Выслушайте, что говорит о злоречивых преподобный Ефрем Сирин, и вы убедитесь в истине слов наших. «Кто услаждается, – говорит Преподобный, – злословием других, тот ясно показывает, что сам уловлен тем, за что злословит, других. Ибо кто злословит другого, тот сам себя осуждает. Он человек плотский, запутавшийся в сетях мира. В злоречивом все есть: и клеветничество, и ненависть, и наушничество; поэтому признается он братоубийцей, безжалостным, немилосердным. А кто всегда имеет в себе страх Божий, и у кого сердце чистое, тот не любит злословить других, не услаждается чужими тайнами, но ищет себе отрады в падении других. Поэтому подлинно стоить слез и плача, кто приучил себя к злоречию. И что этого ненавистнее? Почему и святой апостол, запрещая дела порочные, причисляет к творящим их и злоречивого: «Ни досадители, ни хищницы Царствия Божия не, наследят» (Кор. 6, 10) (Твор. Ефрем. Сир. Ч. 1, стр. 27). Итак, братие, правду мы сказали, что кто злословит другого, тот сам почти всегда бывает худым человеком и сам почти всегда в десять раз бывает хуже злословимого им. Поэтому, когда придет на ум лукавая мысль сказать что-нибудь худое про ближнего, сейчас же и скажите самим себе: «Это потому диавол влагает мне такую мысль, чтобы, чрез приведение ей в дело, сделать самого меня злым, безжалостным, худшим против того, кого я хочу злословить, и погубить меня». И когда так помыслите, злая мысль злословить ближнего отойдет от вас, и вы удержите язык свой от зла. А для того, чтобы и навсегда покончить с грехом злоречия, выслушайте в заключение и еще последнее слово вышеупомянутого преподобного отца нашего Ефрема Сирина. «Блажен, – говорил он, – и троекратно блажен, кто не повредил языка своего злословием других, кто языком не осквернил сердца, но разумеет, что все мы состоим под наказанием, и не услаждается злословием других, но раздражен против этой страсти. Ибо кто не злословит другого, тот соблюл себя неукоризненным. Ему не было преткновения, и совесть его неосквернена. Кто бегает злоречивого духа, тот соблюл себя от сближения с людьми злыми и победил полчища бесов. Кто не приобрел злоречивого языка, тот приобрел неокрадываемое сокровище. Кто не склонен к злословию других, тот избег братоубийства, того другие не будут злословить. Кто не уловлен духом злоречия, тот истинно познал, что сам он человек плотяной, и соблюл себя незапятнанным Кто не в сообществе со злоречивыми, тот водворится с ангелами. Кто не отравил ушей и языка злоречием, тот исполнен врачевством любви. Кто не оскверняет уст своих злословием, у того уста благоухают плодами Святого Духа. Посему истинно блажен, и еще скажу, блажен, кто соблюл себя от злоречия» (Твор. Св. Ефр. Сир. Ч. 1, стр. 26-27). Аминь.


Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.



10 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...