Пролог в поучениях. О различии между христианами древними и нынешними


Мученики Марфа, Мария и Ликарион отрок

Февраль. 18-й день (н.ст.) 
(Память св. мучениц Марфы и Марии)  

Многие говорят, что между христианами древними и христианами нынешними есть большое различие. Правда ли это?

Вот пред нами пример из жизни христиан древних.

В дни нечестивых царей были мучимы святые за имя Христово, Между ними были две сестры-девы Марфа и Мария. Однажды мимо их дома шел воевода, и, увидавши его, сестры воскликнули: «Мы христианки!» Слова их воевода услышал, а они паки возопили: «Мы христианки!» Воевода сказал им: «Уходите, вы еще молоды, и убивать вас не стоит». Марфа отвечала: «О, воевода, смерть мученическая есть не смерть, но жизнь во веки!» Воевода пришел в гнев и поставил сестер пред собою. Мария сказала: «Что говорила сестра моя, то подтверждаю и я. Мы – христианки!» А в это время подошел еще отрок в иноческой одежде и тоже воскликнул: «Что говорили Марфа и Мария, то же говорю и я. И я – христианин!» Пришедший в ярость военачальник велел распять их на трех крестах. Около них стояла их мать и, одобряя их, говорила: «Спаситесь же, дети мои: вы уже взяли венец у Христа». Мария с креста отвечала ей: «Будь спасена и ты, матерь наша, вместе с нами, ибо ты принесла нас в жертву Христу». И сказала еще палачу: «Подожди немного и дай нам помолиться». Палач согласился, и Марфа воспела: «К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: так и очи наши ко Господу, Богу нашему, дондеже ущедрит ны». И по окончании молитвы Марфа сказала: «Если кто из братьев наших хочет, то пусть приходит и прощается с нами». Мария же сказала: «Нужно ли приглашать? Ведь так, пожалуй, много народа придет». Марфа отвечала: «Не стыдись, сестра, что мы умираем позорною смертью за Христа. Ведь сегодня же мы будем в Иерусалиме небесном». И много народа собралось проститься со святыми. Началась казнь, и сестры с отроком Карионом, сказано, предаша Господеви души своя с веселием. Мать видела казнь своих детей и перед нею ободряла и укрепляла их.

Такова была жизнь древних христиан. Посмотрим, как теперь живут нынешние. Не говорим про всех, но очень многие стыдятся именоваться христианами, стыдятся изображать на себе крестное знамение, стыдятся ходить в церковь. 0 соблюдении постов и не помышляют, вместо церкви ходят лишь на соблазнительные зрелища, о христианском воспитании детей и знать не хотят, и очень часто дети растут у них, как дикая неухоженная яблоня, и дают плоды самые горькие. О, что сказать о нравственной жизни многих и очень многих из нынешних христиан? О, лучше бы и не говорить о ней, так часто она бывает гнусна и позорна! Такова жизнь многих из христиан нынешних.

Да, братие, правду говорят многие, что есть большое различие между христианами древними и христианами нынешними. Но мы скажем, что не только есть большое различие, но и целая лежит бездна. Вглядитесь в большинство нынешних христиан: где у большинства святость мыслей и чистота намерений? Где подвиги самоотвержения и любви? Где плоды правды? Везде сухость и бесплодие, терн на терне и камень на камне. Так ли было в древности? С псалмами и песнями духовными шли последователи Христа на кресты и костры, и далее: инии избиени быша, не приемше избавления, друзи же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами, и темницею. Каменем побиени быша, претрени быша, искушены быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин весь мир, в пустынях скитающеся и в горах и в вертепах и пропастех земных (Евр. 11:35-38). Вот каковы были древние христиане, и вот какая глубокая бездна лежит между ними и христианами нынешними.

Помолимся, братие, чтобы Господь соделал нас подражателями первых и дал покаяние и исправление жизни последним и да будет Христос посреди всех нас. Аминь. 


Источник: Пролог в поучениях. Составил протоиерей Виктор Гурьев. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.


19 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...