Пролог в поучениях. Из жизни Филарета Милостивого

Декабрь. 14-й день 
(Память св. Филарета Милостиваго)

Не говоря уже о том, что полныя жизнеописания Святых суть богатыя сокровищницы, из которых мы можем почерпать все, потребное к животу и благочестию, должно заметить, что и краткия сказа­ния о жизни их весьма полезны для нас и подают нам весьма многие и спасительные уроки. Для убеждения вас в последнем, вот вам, 6paтиe, краткое сказание о жизни св. Филарета Милостиваго, приводимое нами ниже так, как оно изложено в Прологe, на славянском языке.

Святой и праведный Филарет Милостивый.jpg

Святой и праведный Филарет Милостивый

«Сей, -сказано про Филарета, - бяше при Константине и Иринe, сын Георгиев и Аннин. От них же ко общению брака, жене честне при­прягся и земледельствию прилежа и оттуду притяжания многая стяжав. Бысть же богат убо и милостив. Темже и завистию диаволею обнища, якоже нeкогда Иова в толикую нищету сведе, яко лишитись ему и домашния пищи. Но Бог того не остави до конца томитися в нищете. Внуку убо его Mapию всяким благолепием личным быти сущу исполнену, и разумну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того таковой же чести сподоби и многому богатству властеля быти. Он же по обычаю требующим неоскудно подаваше. И уже времени отшествия его приспевшу, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Приложи же и сия: „Страннолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковнаго хождения не оставляйте." И вся собрав, рек: „Якоже мене видесте творяща, тако и вы твори­те." И сия рек, благословив, с миром успе."

Какие же, например, хотя это одно краткое ска­зание, может дать нам уроки для жизни нашей? Знай­те, 6paтиe, и одно это краткое сказание о Филарет может дать нам уроки для жизни нашей многие и спасительные. Выслушайте о сем со вниманием.

Сказание о Филарете прежде всего дает урок ленивым, чтобы они не говорили, что их бедность происходит будто бы оттого только, что на их долю выпало земледелие. Пусть вникнут они в то что и Филарет также земледельствию прилежа,но оттуду притяжания многа стяжав. Значит должны они понять то, что бедность их — не от доли их зависит, а скорee всего или от привычки их к разгулу или от праздности. Бегай они от праздности обуздай свои страсти, и бедности не будет и суетныя их отговорки кончатся.

Второй урок сказание о Филарете дает скупым которые думают, что если они будут помогать бедным, то придут в раззорение- и посему не трогаются ни слезами, ни мольбами вдов и сирот, а заводят лихих псов, чтобы нищие не знали порога их. Богатство, как видно из жизни Филарета, милости не мешает, равно как и милость богатству. Бысть же как слышали скупые про Филарета, богат убо и милостив. Да научатся же и они из сего примера помнить слова Давида: состарихся и не видех праведника оставлена, ниже семене его просяща хлеба (Пс. 36, 25) и пусть скупость заменят щедростию.

Третеий урок сказание о Филарет дает терпящим несчастия повидимому без вины, чтобы они не отчаивались, а возлагали надежду на Бога. Вот и Филарет завистию диaволею обнища; якоже некогда Иова в толикую нищету введе, яко лишитися ему и домашния пищи. Но Бог того не остави томитися в нищете. Внуку убо его Март, всяким благолепием личным быти и сущу исполнену и разу мну, царицыну сыну Константину в жену управи. И того (т. е. Филарета) таковый же чести сподоби, и многому богатству властеля быти. Значит, пусть помнят терпящие несчастия без вины, что Господь и их не оставит искуситися паче, нежели они могут, и их несчастие обратить в счастие и скорбь в веселье. Четвертый урок сказание о Филарете дает нахо­дящимся в счастии, чтобы они не зазнавались и не от­вращали лица своего от несчастных. Филарет и когда был богат, был милостив, и когда беден также и, когда сделался дедом царским, тоже, по обычаю требующим подавание. Пример достойный подражания!

Пятый урок сказание о Филарете подает уже и всем нам в том смысле, чтобы мы помнили, что, за милостыни к бедным, Господь награждает милостивых и в сей еще жизни не только телесно, но духовно. За милостыню, как видим, Филарет сподобился и дара пророчества. И уже времени отшествия ею приспевту, созвав своя вся сродники, и хотящия им сбытися прорече. Так-то Господь милостив к милостивым.

Шестой урок сказание о Филарете также подает всем нам в том отношении, чтобы мы, подавая ближним пример благочестия при жизни, зави­вали им следовать нашему примеру и при смерти. При кончине своей, Филарет, как слышали, говорил окружавшим его: страпнолюбия не забудите, о чуждих имениях не пецытеся, церковнаго хождения не оставляйте и якоже мене видесте творяща, тако и вы творите. И как поступил при кончине своей Филарет, так же, конечно, должны поступать и век мы, если только жили мы во славу Божию, на пользу ближних и спасете своей души.

Седьмой, наконец, урок получаем из сказания о Филарете тот, чтобы мы знали, что Господь мило­стивым посылает и кончину непостыдную и мирную, как о Филарете и говорится: благословив всех, с миром успе. А поелику кончина непостыдная и мир­ная есть дело великое; то значит, что она никому даром не достается и что есть средство получить ее и чрез милостыню.

Из всего сказаннаго нами, надеемся, вы убеди­лись в том, что и краткия сказания из жития святых могут дать нам уроки многиe и спасительные и открыть нам вход в обители небесныя. Аминь.


Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.


14 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...