Пролог в поучениях. Искупление из темниц должников имеет великую цену в очах Божиих


Декабрь. 16-й день   
(Память преподобного Феодула эпарха)

К делам милости телесной, между другими можно еще отнести искупление из темниц несостоятельных должников, или вообще облегчение их участи. Какую цену имеет это дело в очах Божиих, вы увидите из следующего случая, бывшего в жизни преподобного Феодула, память которого св. Церковь совершает в 3-й день декабря.

Сей святый, удалившись от Mиpa, близ Эдеса взошел на столп и на оном тридцать лет провел в посте и молитвах. Перед кончиною ему однажды пришла мысль просить Бога, чтобы Он указал ему тех, которые в сей жизни преимущественно перед другими угодили Ему. Молитва его дошла до Бога, и Феодул услышал следующий голос: „Корнилий, который родом из Мимон, тот стоит на высоте духовного совершенства и царства небесного достоин. Найдешь же ты его близ Дамаска, в селении, именуемом Пандуро." Феодул тотчас отправился искать этого Корнилия и нашел. Падши к ногам его, Феодул стал умолять, чтобы он открыл ему жизнь свою. „Грешник я, отвечал Корнилий, и никакого дела не сделал.” Старец не переставал просить. Тогда Корнилий сказал: „воспитан я, отче, в обществе дурных людей; но теперь, благодаря Бога, дал обещание жить целомудренно и быть милостивым, сколько можно, и забочусь о сем.” „Скажи мне и остальное о твоей жизни,” не переставал умолять Феодул. Тогда Корнилий сказал: „не так давно, отче свитый, был со мною следующий случай: некоторая женщина, славная родом, богатая и целомудренная, вступила в брак с одним человеком, который оказался не стоющим ея и вскоре не только ея имение истратил, но и много задолжал у людей. Заимодавцы бросили его в темницу, в которой он и пробыл долгое время. Пребывание его в темнице причиняло жене самыя тяжкия страданья. Не имея денег, она принуждена была выпрашивать милостыню для того, чтобы накормить мужа, а также день и ночь искала человека, который бы взялся выкупить его, и не находила. Женщине этой раз пришлось встретиться и со мною, и я, узнав о ея положены, сжалился над нею и, желая помочь, спросил: сколько должен муж ея? Она отвечала: четыреста пенязей.— А так как у меня в то время было только двести тридцать пенязей, то я, чтобы дополнить недостающее, продал некоторый из своих вещей, и вырученными деньгами дополнил недостающую сумму и передал все бедной женщине, сказав: возьми это и иди с миром; освободи своего мужа из темницы и помолись всем сердцем и о мне грешном, чтобы помиловал меня Господь на суде Своем.” Слыша cиe, Феодул прославил Бога, возвратился на свой столп и недолго после сего поживши, отошел к Господу.

Итак, братие, если имеете возможность, не забывайте и сего дела благотворения. Вы освободите ближних от долгов здесь, на земле, а вас Господь освободить от долгов ваших на небе.

И остави нам, Господи, долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим! Аминь.


В день тот же

Дела человечески.
(Слово пр. отца нашего Арсения о делах человеческих)

Как несомненно то, что все бы мы желали быть в царствии небесном, так не подлежит сомнению и то, что при всем желании войти в него, почти также все мы, на пути к нему, ставим сами себе препятствия, ради которых и остаемся вне его. В чем же именно состоять эти, нами самими делаемые себе препятствия? Что отвечать на сие? Ответим следующею вещею, которую некогда показал Ангел преподобному отцу Арсению, Великим именуемому.

Однажды, сидя в келлии, Арсений услышал голос, который говорил ему: „ступай, и я покажу тебе дела человеческия”. И встав, вышел он на некоторое место. — Тут Ангел Божий показал ему человека, который, нарубив тяжелое бремя дров, покушался поднять его и не мог. Вместо того, чтобы отложить тяжести, человек этот снова начинал рубить дрова и прилагать к бремени и так поступал много раз. Несколько далее, Ангел показал Арсению другого человека, который, стоя при колодце, черпал воду из оного и наливал в очень малое ведро; от этого вода снова изливалась в колодезь. „Подожди еще немного," сказал затем Ангел: „и я покажу тебе еще нечто.“ И вот, увидел Арсений церковь и двух мужей, сидевших на конях и силившихся внести бревно во врата храма; но поелику бревно они держали поперек ворот и ни один из них не хотел оборотить дерево в длину, то оба они и остались вне церкви. — Показавши все это, Ангел дал Арсению следующее объяснение виденного им: „оставшиеся," сказал он: „вне храма суть творящие добродетели с гордостию и не хотящие ходить смиренным путем духовным; ради этого они остаются вне царствия небеснаго. Секущий же дрова служить подобием тех, которые во многих грехах живут и вместо того, чтобы загладить их покаянием — к старым грехам прилагают еще новые. Черплющий же воду есть образ человека, который и добрыя дела творит, и грехов не оставляет и потому погубляет награду, которую бы должен получить от Бога." — „Достоит же“, заключил свое объяснение Ангел: „всякому человеку с чистотою добродетели стяжати, да не вотще трудится."

Не правда ли же, братие, что или в людях, оставшихся вне храма, или в человеке секущем дрова, или, наконец, и в черплющем воду, каждый из нас может узнать самого себя? Да, поистине так; ибо и мы нередко бываем духовно горды и к старым грехам постоянно прибавляем новые и, творя добрые дела, не оставляем в то же время и злых. „В виду же всего этого, на будущее время будем внимательны к своему нравственному состоянию”, обратим внимание на свое сердце и жизнь и будем смотреть, есть ли в них хотя начатки той чистоты и того совершенства, которые необходимы для того, чтобы войти в царствие Божие. Те, которые обретут в себе некоторый залог будущего блаженства, да поспешат принести его в дар Господу и Спасителю своему, как плод не столько собственных усилий, сколько Его всемощной благодати. А те, которые, приникая к лицу были своего, обретут образ души своей темным и неблаголепным, „те да не замедлят просветиться светом христианских добродетелей (Воскр. Чт. 1840 г. № 18, стр. 163). Аминь.


Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.



16 Декабря 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...