Пролог в поучениях. Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо

Пролог в поучениях. Добро, которое мы делаем ближним, обращается нам самим во благо

Месяц ноябрь. 8 ноябрь

(на слова о Мусхе-десятнике, како сотвори милость со убогою женой и не прикоснулся ей)

Пятая Заповедь Блаженства - блажени милостивы, яко тии помилованы будут - показывает нам, что желающие блаженства должны быть милостивы. Испол­нять сию заповедь можно посредством дел милости телесных и духовных. Дела милости телесной суть: алчущаго напитать, жаждущаго напоить, одеть наго­го, посетить находящегося в темнице, навестить больного, странника принять в дом и упокоить и погребать умерших в убожестве. Духовныя же дела милости следуюшия: неведущаго научить истине и до­бру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или непримечаемой им опасности; молиться за него Богу, утешить печальнаго, не воздавать за зло, которое сделали нам другие; от сердца про­щать обиды и отклонять грешника от rpеxa. О сем последнем деле милости духовной в соединении с милостью вещественною я ныне намерен сказать вам сколько несколько слов. Насколько, 6paтиe, велико бедствие человека, когда он стоит на пути погибели, настолько же велика и добродетель того, кто спасет погибающаго. Такой человек душу свою спасет и множество грехов своих покроет.

В городе Тире был сборщик податей по имени Мусх. Он рассказывал следующий случай из своей жизни. Раз, говорит он, поздно вечером, идя по городу, я встретил на пути жену и пригласил ее следовать за собою. Она не отказалась, и, когда пришла со мной в дом, я предложил ей вкусить со мною пищи. От пищи она отказалась, и я заметил, что отчаяние выражалось на лице ея. Немного спустя она вдруг вскричала: «Горе мне, страннице окаянной, погибшей и душею, и телом!» Слыша это, я удивился и спросил: «Что за причина вопля ея?» Тогда она со слезами рассказала мне, что ея муж-купец, везший морем товары свои и чужие, потерпел крушение и вот теперь за чужое добро сидит в темнице. «Не имея средств, - продолжала жена, - даже на то, чтобы снести ему кусок хлеба, я предалась отчаянию и решилась грехом снискать ему пропитание». «А сколько, - спросил я, - должен твой муж?» - «Пять литр золота», - отвечала она. Тогда я взял золото, дал ей и сказал: «Я имею страх Божий: возьми это, выкупи тво­его мужа и молись за меня, многогрешнаго». Прошел после того год, и затем оклеветали меня перед царем как вора. Вследствие этого имение мое взято было в казну, а сам я всажден в темницу. В темнице целое лето провел я в одном рубище; и, слыша, что царь хочет казнить меня смертно, потерял всякую надежду на избавление. Однажды, нахо­дясь в таком безотрадном состоянии, после горьких слез и рыдания я заснул и вижу во сне одолженную мною жену, которая говорит мне: «Что с тобою, господин мой, и за что ты страдаешь тут?» Я отвечал, что, оклеветан будучи перед царем, страдаю здесь и здесь же жду себе смерти. «Не хочешь ли, - возразила она, - чтобы я просила царя о твоем освобождении?» Я сказал: «Да знает ли тебя царь?» Она отвечала: «Знает». И тем сон мой кон­чился. Проснувшись, я никак не мог додуматься, что бы такое он значил. На другую же ночь та же жена опять является мне и говорит уже прямо: «Не бойся; я тебя отпущу». После этой последней ночи, утром, я позван был к царю, который, видя меня в жалком положении, сжалился надо мною и сказал: «Прощаю тебя». Я поднял на него глаза и вот с удивлением вижу около него стоящею жену ту, а она с улыбающимся лицем смотрела на него. За милостью прощения тут же последовали мне и другия милости: имение мое было возвращено; от царя даны богатые подарки и затем всех сборщиков податей я был сделан начальником. После этого счастли­вого дня ночью мне опять является та же жена и спрашивает: «Узнаешь ли меня?» Я молчал. «Я та, - продолжала она, - с которой ты милость сотворил, выкупивши мужа моего из темницы и тем спасши и меня саму от гpеxa. Вот за эту-то твою милость и тебя я от беды избавила".

Что мне теперь сказать вам в заключение этого повествования? Скажу словами апостола Иакова: "Братиe! Аще кто в вас заблудит от пути истины и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его спасет душу от смерти и покрыет множество грехов" (Иак. 5, 19-20). Аминь.


Источник: Пролог в поучениях. Часть 1. Составил протоиерей Виктор Гурьев. - Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.


STSL.Ru


8 Ноября 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...