«Призывай Ангела Хранителя твоего...»

«Призывай Ангела Хранителя твоего...»

Из писем к духовной дочери

Поделюсь сейчас прочитанным: иное знать христианство по книгам, а иное — жить по-христиански. По географическим картам можно в одно мгновение перебежать от города в город на пятьсот верст, но переехать на лошадях нужно пять или десять суток, много потрудиться, побеспокоиться. Так от суеты до истинной христианской жизни, от мира ко Христу по книгам скоро можно дойти; но делом пройти — ох, как тяжело! Придется и остановиться, сесть на мель, не раз вздохнуть, прослезиться, не раз сказать: Господи, помоги! В «Божьих искрах» вычитал, что кто-то желал иметь очки такие, чтобы чрез них видеть помышление сердец человеческих. Получил такие очки, и сам не рад стал жизни своей: все опостылили ему, даже самые близкие люди, любимые прежде; ибо чрез эти очки он видел у всех только злое. Когда он желал себе смерти, оставшись совершенно одиноким, ибо все оставили его, то явилась к нему любовь в виде Ангела и внушила ему обратить внимание на свое сердце. Ангел коснулся глаз его, и прежние очки упали к ногам его; тогда он увидел свое сердце, которое было гораздо хуже сердец ближних. Тогда он воскликнул: «Боже мой, какой я грешник! Прости меня!» — «Люби ближних, старайся прощать им недостатки — и ты будешь счастлив на земле и прощен на том свете», — сказал ему Ангел. Человек исполнил это, и весь мир, все люди стали казаться ему лучше и добрее. Теперь, глядя на других, он стал отыскивать только хорошие стороны, и через это сам стал лучше и счастливее. Заключение. Нам заповедано любить ближнего и не подыскиваться под его недостатки. Это — на сей день. А вот, пожалуй, еще. Какому-то грешнику, отлагавшему покаяние на некоторое время, сказано было невидимым голосом: «До этого времени еще успеешь належаться в земле». И действительно, он вскоре чуть не умер, и только за покаяние был помилован.

***

Если нет умиления, то Господь хоть на пост дает крест вместо этого. Можно ли так думать? Думаю, что это внушение Ангела Хранителя. Ведь Ангел послан был укреплять страждущего в Гефсимании Богочеловека. Вмешательство небожителей в нашу жизнь, а тем паче в жизнь восхотевших идти за Христом, гораздо больше, чем мы думаем.

***

Когда ложишься спать, помолись Ангелу Хранителю с особенным чувством, с верою огради себя крестным знамением и постель также.

***

Храните взаимный мир и любовь. Там рай и Ангелы, где обитает мир да любовь.

***

Некоторые души, начинающие дело спасения, вместо подвигов смирения, послушания и терпения стремятся к молитвенному и постному подвигам. Ощутивши иногда теплоту в душе и благодатное молитвенное настроение, они уже мечтают, что скоро достигнут той молитвы, которой молились святые и о которой пишется в святоотеческих книгах. Начинают напрягаться до экстаза, чтобы самим приобрести то молитвенное настроение, какое им дано было на некоторое время. Начинают это своевольно, без руководства и впадают в диавольскую сеть. Нил Синайский говорит: когда молишься, не придавай Божеству какого-либо облика и не попускай, чтобы в уме твоем печатлелся какой-либо образ, но невещественно приступи к Невещественному, и соединишься с Ним. Не желаю видеть чувством Ангелов или Силы, или Христа, чтобы с ума не сойти, приняв волка за пастыря и поклонившись врагам демонам. Св. Исаак говорит: пока человек употребляет усилие, чтобы духовное низошло к нему, оно не покоряется.

Продолжаю начатую выписку о молитве из отеческих писаний. Мир тебе и сущим с тобою. Св. Симеон Новый Богослов о состоянии молящегося человека говорит: когда кто, стоя на молитве и воздевая руки на небо и очи свои, и ум свой, держит в уме божественные помышления, воображает блага небесные, чины Ангелов, обители святых, а иной раз извлекает слезы и плачет, то при этом образе молитвы мало-помалу начинает он кичиться в сердце своем, сам того не понимая; ему кажется, что делаемое им Божие. А это есть знак прелести. Далее, по мнению того учителя Церкви, такое состояние может быть очень опасно для подвижника и, если случится, что не исступит он из ума, все же возможно ему будет стяжать добродетели или бесстрастия. На этом пути стоя, говорит далее св. Симеон, прельщаются и те, которые видят свет телесными очами своими, обоняют благовония обонянием своим, слышат гласы ушами своими и т. п. По этому предмету можешь прочитать из книги «Свет незримый» Лодыженского, которую я пошлю тебе. 

Из писем к сестре милосердия Матроне

Ангелы не падают, демоны пали и не встают, а человеку свойственно и падать, и вставать с помощью Божией.

***

Бегай от соблазнов. Борись с греховными привычками, борись с помыслами, ибо все начинается с помысла. А помыслы злые старается навеять враг. Чаще ограждай себя крестным знамением. Когда явится злой помысл, старайся прогнать его памятью о смерти, об адских мучениях. Представь, что Ангел стоит возле тебя; вспомни, что ты Христу принадлежишь, приобщаешься Его Божественного Тела и Крови.

***

Когда приходят к тебе искусительные помыслы, ты уклонись куда-нибудь и перекрестись раз, и два, и три, всем сердцем призывая на помощь Господа и Ангела Хранителя твоего.

***

Когда приходит час искушения, то борись, вспоминая то сладостное состояние души, какое она испытывает, одержавши победу над грехом, а также то ужасное уныние, недовольство собой, отчаяние, которое последует после грехопадения. Чтобы легче побеждать грех, нужно стараться всей силою прогонять от себя помысл, влекущий ко греху, заменив его добрым помыслом. Например, о том, что на тебя смотрит Господь, и Матерь Божия, и Ангел твой; что за грех — ждет ад, а за победу над грехом, над помыслом — сладостный рай, а здесь спокойствие совести, которое дороже всего на земле. Не привязывайся к этому миру, который может во зле сулить много утех, а дает одни горести, отчаяние и самоубийство. 

***

Моли Спасителя твоего, чтобы Он помог тебе в борьбе со врагом. Моли Ангела Хранителя твоего, чтобы поддержал, чаще журил тебя за то, в чем совесть упрекает тебя. 

***

Когда будет приходить лукавый помысл, ограждай себя крестным знамением с усердною молитвою, а сердце обращай ко Господу, Который стоит возле тебя. Призывай и Ангела Хранителя твоего, чтобы Он отгонял от тебя беса полуденного и полунощного.

Источник: Святитель Макарий (Невский). Не отчаиваюсь в Божией помощи: Сб. писем / Сост. Г. Г. Гуличкина. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006.


18 августа 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.