Призыв человека ко спасению

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся! [1] Счастливо было время, дорогие братия и сестры, когда из уст Самого Спасителя раздавалась проповедь: «Покайтесь!» Счастливы были люди, которые слышали эту проповедь и выполняли ее. Это была проповедь не обыкновенного учителя или даже пророка, это — проповедь сладчайшего Иисуса, проповедь воплощенной Любви. Как было не послушать такой проповеди? Как было не умилиться душой, не поплакать слезами раскаяния? Если бы теперь возвратилось к нам то счастливое время, если бы теперь явился среди нас Спаситель наш и сказал нам: «Покайтеся!» Думаю, что каждый из нас пал бы к пречистым ногам Его, облил бы их слезами сокрушения, покрыл бы их крепкими лобызаниями горячей любви и с глубокими сердечными вздохами повторял бы только: «Господи, каюсь я: приими мое покаяние. Господи, каюсь я: не помяни моих беззаконий...» Не так ли, дорогие братия и сестры? О, если бы это было так! Но не забудем, что Господь вчера и днесь Тойже, и во веки [2], не забудем, что Он и теперь, как и тогда, непрестанно взывает к нам: «Покайтеся!» С готовностью ли отзывается наше сердце на этот зов божественной любви? Конечно, нет. Наша рассеянность иногда доходит до того, что мы даже совсем не слышим его, хотя этот голос Господа, зовущего нас к Себе, раздается для нас всегда и везде. Не говоря уже о храмах святых, где так громко слышится глас Божий, не говоря и о Святом Евангелии, где так ясно возвещается нам святая воля Его. Надо только обратить внимательный взор на самих себя и на обстоятельства нашей жизни или посмотреть пристально на окружающую нас природу: и там и здесь мы можем слышать глас Господа, зовущий нас к Себе.

20591213_Nikolay_Losev_Bludnuyy_suyn_1882_szh.JPG

Господь нас зовет к Себе через нас самих. «Разве не знаете, — говорит святой апостол, — что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» [3] Итак, мы храм Божий и Дух Божий живет в нас: нужно ли после этого доказывать, что Господь нас зовет к Себе через нас самих? Мы Им живем и движемся и существуем [4], принимая от Него божественные силы Его дарований, потребные для жизни и благочестия [5]. Что же после этого означают наши светлые мысли, добрые чувства, как не благие вещания в нас Божиего Духа? А эта неземная радость, которой играет сердце наше после каждого доброго дела, эти упреки совести, так сильно терзающие нас за наши грехи, эти вздохи, вырывающиеся по временам из нашей груди, или слезы умиления, появляющиеся иногда на наших глазах, — что это такое, как не крепкий глас Того, Кто говорит о Себе: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» [6]?

Святой Варвар был в свое время страшным разбойником: триста душ пали под убийственным ножом его, в том числе и два священника. Кто бы мог поверить, что такой человек, заматерелый в убийствах, мог когда-нибудь одуматься? Но силен грех, а благодать Божия в нас еще сильнее. Не слышал Варвар гласа Божия в себе среди убийств и шумных бесед с товарищами; но, когда он остался один в вертепе, когда углубился в самого себя, тогда внутри него, в упреках совести, так громко и сильно раздался голос Божий, что Варвар вдруг совсем переменился. Подобны Варвару были преподобный Давид и Моисей Мурин, — и тот же глас Божий из ангелов тьмы превратил их в ангелов света. Слышится, дорогие братия и сестры, слышится и в нас этот голос Божий, но беда наша в том, что он остается без всякого воздействия на нас, подобно тому, как и в храмах раздаются глаголы Божий, но звучат как бы помимо нашего сердца или даже помимо нашего слуха.

Взывал некогда Господь к падшему Адаму: «Где ты?» [7] Адам слышал голос Божий, но вместо того чтобы отозваться на него с сокрушением сердца, сознанием своей виновности, он решил скрыться от Вездесущего между райских деревьев... Не то ли же бывает и с нами? Раздается иногда и в нашей душе: «Грешник, где ты? Еще шаг, и ты — в пропасти; одумайся, остановись...» А мы, вместо того чтобы одуматься и остановиться, бежим от преследования совести и думаем заглушить спасительный голос ее шумом мирских забав и удовольствий. И голос Божий остается в нас бесплоден.

Господь зовет нас к Себе через житейские обстоятельства. Жизнь наша — это училище, где Господь воздействует на нас подобно тому, как мудрый наставник на своих питомцев. Для преуспеяния питомцев в науке и нравственном становлении, наставник то награждает, то наказывает их, то сближает их с такими лицами, которые могли бы иметь на них благотворное влияние. Нечто подобное бывает и с нами. Господь изливает на нас Свои милости: дает богатство, наделяет силой, венчает честью и славой — не для того ли, чтобы мы чаще обращались к Нему с благодарной молитвой, чтобы своими избытками делились с меньшей братией Его, своей силой защищали невинных, своей властью отирали слезы несчастных? А все это не есть ли зов Его к нам: «Иди ко Мне» [8]. «Добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего» [9]. Преподобная Мелания Римляныня не знала ни числа, ни цены своему богатству, но знала, для чего Господь осыпал ее милостями, и что десницей принимала от Него, то левой рукой раздавала братии Его, — и, таким образом, богатство для Мелании было голосом, которым Господь воззвал ее в Царство Свое. А о бедности и нуждах и говорить нечего. Гром не грянет, человек не перекрестится, как гласит народная мудрость. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется», — говорит апостол [10]. И кто этого не чувствовал, кто не испытал? Когда мы бываем смиреннее, благочестивее, умереннее в желаниях, как не в горе и нужде? Когда у блудного сына, упоминаемого в Евангелии, было в руках отцовское наследство, он в дальней стороне только ел, пил и веселился, не думал ни об отце, ни о родине, а когда истратил все богатство, когда во время голода не только куска хлеба, но даже корма, которым питались животные, не мог нигде выпросить, — вот тогда-то он почувствовал всю тяжесть своего положения, тогда-то он вспомнил об отце и бросился в его объятия. О, если бы мы были внимательнее к обстоятельствам нашей жизни, как часто мы слышали бы голос Господа к нам: «Покайся!»

А обращаем ли мы должное внимание на тех людей, с которыми Господь сближает нас? Дети! У вас есть родители, давшие вам жизнь и воспитание. Родители! У вас есть дети, которые будут вас покоить и утешать в старости. Супруг! У тебя есть супруга, которая делит с тобой и радость и горе. Друзья! У вас есть близкие, которые подают вам добрые советы, заботятся о вашем счастье и услаждают ваши горести... Скажите сами, — немолчные ли это вестники, громко проповедующие, что Сам Господь силой любви пребывает внутри вашего семейства, что Он послал вам таких людей, за которых вы вечно должны благодарить и прославлять Его? Не земные ли это ангелы-хранители, через которых Сам Господь хранит и поддерживает нас на скользком пути жизни?..

Преподобный Нифонт во цвете лет сначала удивлял всех быстрыми успехами в науках и нравственном становлении, но после мало-помалу так привык к распутной жизни, что его и узнать было нельзя: праздность, пьянство, буйство было любимым состоянием юноши; его упрекали, ему угрожали, а он был бесчувственнее камня.

Но милосерд Господь! Встречается однажды с Нифонтом прежний его друг Никодим и, взглянув на лицо его, обезображенное развратом, с изумлением говорит: «Друг мой! Не узнаю тебя: лицо твое ужасно!» Немного слов, но они так сильно подействовали на юношу, что он переменился и столь угодил Богу святостью своей жизни, что удостоился от Него многих откровений. Подобным образом Господь призвал к Себе и мученика Иустина и преподобномученицу Евдокию. Так зовет Он к Себе каждого из нас, посылая к нам добрых людей и руководителей...

Господь зовет нас к Себе и через окружающую нас природу. Сам Он во время земной Своей жизни не раз указывал на нее, как на такую книгу, в которой для нас много полезных уроков, — и надо только смотреть на все в подобающем духе — и тогда природа откроет для нас целое училище благочестия.

Посмотрите на то, что открывается перед нами: небо и земля возвещают славу Божию и призывают нас к прославлению Бога, Творца и Правителя всего мира. «Небеса проповедают славу Божию, — говорит святой Псалмопевец, — и о делах рук Его вещает твердь» [11]. Эта проповедь не смолкает ни днем ни ночью, она слышна во всех концах вселенной, она понятна для всех народов. И солнце, и луна, и звезды, и неизмеримые пространства небес всегда и всем возвещают о всемогуществе, премудрости и беспредельном величии Божием. И земля, на которой мы живем, и все, что видим на ней, также славят Бога. Посмотрите на поля, леса, горы, холмы, долины, моря, реки, источники, озера, на самых разных животных, на растения — все это свидетельствует о всемогуществе, премудрости и благости Божией и все побуждает нас благоговеть перед Богом и служить Ему. Всякое создание Божие, великое и малое, говорит нам, что оно от Бога получило бытие и Им так мудро сохраняется в бытии для своих целей. Через каждое Свое творение Господь зовет нас к Себе, к исполнению Его закона и воли Божией. Вот почему один святой отец, указывая на природу, говорит: «Мне и книг не надо: у меня есть одна большая книга, в которой для меня написано все, что нужно для познания Бога и прославления Его, эта книга — природа». Вот почему святые мученица Христина и великомученица Варвара, когда с полным вниманием обозрели это величественное небо, — тотчас оставили идолопоклонство и признали единого истинного Бога.

Господи! Открой нам слух, раскрой наше сердце, да будем видеть и слышать Тебя всегда и везде. Да всем сердцем будем верны Тебе и прославим всесвятое и великолепое имя Твое Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.


Источник: Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. Свято-Троицкая Сергиева лавра. 2010. С. 387-391.

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] Мф. 4, 17

[2] Евр. 13, 8

[3] 1 Кор. 3, 16

[4] Деян. 17, 28

[5] 2 Пет. 1, 3.

[6] Откр. 3, 20

[7] Быт. 3, 9.

[8] Ин. 7, 37

[9] Мф. 25, 23

[10] 2 Кор. 4, 16

[11] Пс. 18, 2


STSL.Ru


26 Января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...