Пристанище тихое

Пристанище тихое
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

«В пристанище тихое вшед, богомудре, житейских плаваний отбегл еси...» [1]

Возлюбленные братия и сестры! Когда бушует море и волны яростно накатывают на малую ладью, трудно приходится одинокому плавателю. Гибель ежеминутно угрожает ему. Каждая волна, каждый порыв шторма может оказаться роковым. Часто мореплаватель бывает жертвой страшной стихии и только чудом спасается от смерти. Сколько выпадает ему пережить, перестрадать... И какое он испытывает облегчение, когда после всех тревог, после смертельной опасности перед ним открывается тихая пристань, и для него вновь сияет радость жизни вместе с вожделенным спасением.

«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...» [2]

Возлюбленные братия и сестры, я вам сказал про море видимое, море физическое. Но хочу сказать еще, что жизнь человеческая уже давно справедливо сравнивалась, уподоблялась морю житейскому, бурному, опасному морю, которое переплыть не так-то легко, особенно в одиночку, без верного кормчего.

«Житейское море, воздвизаемое зря напастей бурею...»

Из глубокой древности звучат эти слова, но к нашим дням они особенно приложимы. Мы живем в такой век, который, как никакой, бурлит, волнуется. Жизнь стала такой сложной, запутанной, быстрой; всех нас носит, из стороны в сторону кидает. И жизнь-то неспокойная, и люди стали немирные. Все такие напряженные, тревожные, все нервные, холодные, недоверчивые, недовольные, скорые на раздражение и гнев. Редко найдешь человека, который ни на что бы не жаловался: ни на людей, ни на обстоятельства. Редко кто в душе носит постоянный мир и тишину. Что за причина такого нашего состояния? Что это за болезнь нашего времени? В чем корень этого зла?

Рассказывают, как одна молодая женщина хотела утопиться. Ее удержали, чудом спасли и посоветовали читать «Богородицу» — архангельское приветствие Пресвятой Деве Марии. Несчастная не знала даже этой краткой молитвы. Ей списали молитву на бумажку, и она стала ее читать как могла, часто и внимательно. И... будто бы открылась ей другая жизнь. Словно бы молитва низвела в ее душу небесную радость благовещения, Божие благословение, мир, тишину и спасение.

Возлюбленные братия и сестры, причина всех наших смущений, неустройств, беспокойства, огорчений и холодности одна — мы мало молимся. Молитва и есть то тихое пристанище, в котором мы можем укрыться от всех опасностей этого мира, лежащего во зле. Кроме того, молитва дает успокоение и внутренней буре в нашей душе, более опасной, — буре наших страстей.

Великий подвижник, авва Иоанн Колов, сказал однажды: «Я подобен человеку, который сидит под большим деревом и видит приходящих к нему многих зверей и пресмыкающихся. И когда человек не может устоять против них, влезает на дерево вверх и спасается. Так и я: сижу в келлии своей и вижу злые помыслы, находящие на меня, и, когда не могу одолеть их, прибегаю к Богу с молитвой и спасаюсь от врага».

Если мы хотим быть терпеливыми, кроткими, смиренными, то надо больше молиться, просить у Господа помощи. Мы хотим быть спокойными, добрыми, любящими — надо больше молиться, чтобы Он дал нам эти добродетели. Хотим быть счастливыми — молиться надо больше, чтобы быть такими. «Молитва — мать всех добродетелей», — говорят святые отцы.

«В пристанище тихое вшед, богомудре...» «В пристанище тихое вшед» — значит вошел в глубину молитвы. Углубился в нее сердцем, всем существом своим, молитвой прилепился к Богу... А если так, то что может смутить, или огорчить, или устрашить душу? Молитва должна быть для нас не правилом, которое надо прочитать, а искренней потребностью, беседой с живым, любимым Богом. Мы должны ее искать, желать, стремиться к молитве, дорожить ею. Ведь когда апостолы были в море и волны грозили опрокинуть и потопить их корабль, они поспешили разбудить Господа: «Наставник, спаси нас, погибаем». Они обратились к Господу, и Он услышал их вопль, не замедлил, исполнил их просьбу, укротил бурю [3].

Возлюбленные братия и сестры, в молитве все наше спасение. Ну что мы можем сами, куда мы годимся? Без молитвы мы совсем пропадем, совсем погибнем в море житейском, если не будем постоянно прибегать к помощи Божией. Как все легко, все радостно с молитвой. С ней и терпеть легче, и люди милее, и Божий мир прекраснее. И как все тускло, безжизненно, безрадостно и пусто без молитвы... 

   

Часто приходится слышать жалобы: где молиться? Нет тихого уголочка, везде шум, суета, люди, а там — насмешки и укоры. Дорогие мои, правда это, что молиться нам трудно, а то и совсем негде. Но два слова: «Господи, спаси», «Господи, укрепи», «Господи, помоги» — возможны везде.

Однажды собрались вместе братия на вечерю любви. Они сидели и беседовали за едой. Но один из них, прозорливый старец, сказал: «Я видел брата, евшего с вами, и молитва его восходит как огонь пред Богом». Для искренней молитвы, полной глубокого чувства и живой веры, нет преград, она в мгновение одолеет пространства, дойдет до престола Божия и будет принята.
Вот пророк Моисей. Он ведет израильский народ из египетского плена. Впереди Чермное море, а сзади уже настигает фараон со своим войском. Народ начинает роптать. Моисей стоит и лишь в сердце просит избавления у Господа, потому что более неоткуда ждать помощи. И молчащему человеку Господь отвечает: «Что ты вопиешь ко Мне?» — и исполняет его просьбу [4].

Дорогие мои, сколько счастья в молитве! Сколько покоя и радости приносит она душе! Она украшает нас всякой добродетелью, дает постоянство и тихое благодатное настроение. Она низводит на нас милость Божию. С молитвой легче жить, с молитвой легче и умирать, если душа при жизни научилась при всех затруднениях, при всех искушениях спешить с молитвой к Богу. Как ребенок обращается к родному отцу, так в смертный час, в час последних страшных искушений от врага, душа привычно обратится к Господу и получит помощь и избавление в час кончины. И в день Страшного последнего Суда она нас укрепит. Молитва не поможет тогда только тем, кто никогда раньше не молился и жизнь свою провел вдали от Бога. А те, кто молился всю жизнь, обрадуются, потому что увидят наконец своего Господа, к Которому они всю жизнь стремились приблизиться молитвой. А в горнем мире, где души праведных присоединятся к ликам ангельским, там уже не будет ничего, кроме благодарных молитв и славословия нашему Господу Спасителю. В этой молитве, в этом славословии будет блаженство, наслаждение и покой для тех, кто искренне, горячо, всем сердцем возлюбил Бога и на крыльях молитвы воспарил в тихое небесное пристанище. Там и Преподобный Сергий, авва наш. Он «молитвою непрестанною к Богу востекл» еще будучи на земле, а сейчас у самого престола Божия молится за всех нас, за весь мир.

Будем просить и его, чтобы он научил нас молиться, как молился он, — неленостно, горячо, с верою; чтобы молитва и нас подняла высоко-высоко от земли и приблизила к Богу, ввела в тихое пристанище Царствия Небесного.

Преподобие отче наш Сергие, моли Бога о нас. Аминь. 


Архимандрит Тихон (Агриков). Жизнеописание. Проповеди. Письма. - СТСЛ, 2008.


Примечания

[1] Канон Преподобному Сергию. Песнь 7, ирмос 2.

[2] Ирмос 6-й песни, глас 6.

[3] Мф. 8, 23-26.

[4] Исх. 14, 15.

Источник: STSL.Ru
1 Июня 2017

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...