«Принцип» Евхаристии

«Принцип» Евхаристии

Главной святыней в жизни верующего человека является Святое Причастие. Господь говорит: Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем (Ин. 6:56). Таким образом уже при жизни происходит соединение верующего человека со Христом. Но бывает и так, что верующий приступает к Причастию недостойно, не подготовившись. О недостойном Причастии говорит апостол Павел: ...иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни. Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня (1 Кор. 11:27–29). Это отмечено и в молитве на Литургии перед Святым Причащением, которую читает священник, что Причастие может послужить освящению души и тела, а в случае недостойного приготовления будет в суд и в осуждение. Об этом мы должны помнить, приступая к святой Чаше. Христиане осознавали это еще в древности. «Сообразно раннехристианскому богословию, выраженному в Одах Соломона, Сын есть та Чаша, которая предложена миру, и если для принимающего Его Он становится чашей благословения, то для отвергающих Его Он – чаша проклятья и чаша гнева Божия» [1]. Этот принцип действует в Церкви везде, где мы соприкасаемся со святостью и благодатью.

Чаще всего в жизни мы приступаем к Таинству покаяния. «Христианство, Православие спасительно, но не всякий, говорящий Мне "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21). Исповедь, Таинство Покаяния подает прощение, но не всякий отходит от духовника очищенным» [2], так как для этого необходимо покаянное чувство, желание исправиться и измениться к лучшему.

Некоторые бывают рукополагаемы в священный сан, что обязывает к особому поведению и образу жизни. «Можно сказать, что духовенство обладает своего рода "двойной" святостью: по сану и по личному подвигоделанию. Если отсутствует последнее, то получается, как с евангельской ослицей, которая "думала", что это ей кланяются и стелют одежды, когда она везла Христа Спасителя в Иерусалим в неделю Ваий. В таком случае возникает дисгармония между саном и лицом, его носящим. Это то, что в молитвах ко Святому Причастию говорится: "Суд себе ям и пию". Если же человек достоин сана, то получается ситуация, подобная намоленной иконе [3]. Следовательно, чем выше сан, тем более нужны личные усилия для спасения себя и пасомых» [4].

Благочестивый человек стремится посетить святые места, поклониться святыням, что затем дает ему силу в несении креста на жизненном пути. Но бывают случаи, когда пребывание в святом месте превращается в экскурсию и знакомство с достопримечательностями, не содействуя нашему духовному спасению, так как пребывание в святом месте нас также обязывает к святости и благочестию.

Подвижник нашего времени, митрополит Алма-Атинский Иосиф (Чернов, † 1975) говорил, что можно жить на Красной площади и быть как в пустыне; а можно жить в пустыне и быть при этом как в миру: в атмосфере своих помыслов и страстей. Народная мудрость гласит: «Не всякий в миру погибнет и не всякий в монастыре спасется». Таким образом, не место спасает человека, а человек спасается в святом месте, прилагая для этого непрестанные личные усилия.

Пророк Давид говорит о спасительности общения со святыми мужами и пагубности пребывания с недостойными: С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши: И со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися (Пс. 17:26–27). Для Иуды общение со Христом Спасителем закончилось предательством и вечной гибелью, а другие Апостолы явились затем провозвестниками Царства Божия. Таким же образом, со Христом были распяты два разбойника, но один явился благоразумным разбойником, а другой – неблагоразумным. Благий человек от благаго сокровища сердца своего износит благое; и злый человек от злаго сокровища сердца своего износит злое (Лк. 6:45) – говорится в Священном Писании.

Страдания очищают душу, и жития святых показывают спасительность страданий, через горнило которых прошло неисчислимое множество святых жен и мужей. Одновременно святые угодники показывают нам пример достойного несения страданий. Из ранней истории Церкви известен подвиг 40 мучеников Севастийских, пострадавших в начале IV века. Для тридцати девяти воинов страдания явились спасительными, а сороковой отпал от них по своему малодушию. Но Божиим Промыслом приставленный к ним страж восполнил лик страдальцев, присоединившись к ним. В каноне читаем об этом: «Ужасеся, зря венцы, страж четыредесяти, и, отринув любожизненное, вперився рачением явленныя Твоея славы, и с мученики пояше: благословен еси, Боже отец наших» [5].

Можно привести пример из русской истории-агиологии, свидетельствующий, как от одного корня произрастают разные плоды. Старший брат Святополк, погубивший своих младших братьев, вошел в историю с именем «окаянный», а святые Борис и Глеб, явившие подвиг непротивления, стали страстотерпцами. Все они были детьми одного отца – Крестителя Земли Русской, князя Владимира.

Творя милостыню, мы приносим материальную пользу другим и духовную – себе [6]. Вспомним Евангельский пример. В сокровищницу положили все, но Господь милостивно воспринял только дар убогой вдовицы, в отличие от тех, кто давал от своего избытка (Мк. 12:42). Таким образом, деньги, как земное творение, т.е. дело рук человеческих, имеют численное значение только для людей. «Один напоит водой нищего – и спасется. Другой храм построит, но погибнет» [7]. Поэтому справедливо выражение Псалмопевца: Жертва Богу дух сокрушен (Пс. 50:19).

В падшем человеческом естестве взаимно уживаются несовместимые чувства. Еще ярче это проявляется в поведении толпы. Первоначально Христу пели Осанна в вышних (Мф. 21:9), а затем кричали Пилату: Распни, распни Его (Лк. 23:21). Подобное мы знаем и из жизни апостола Павла. Будучи с учениками в ликаонском городе Листре, он исцелил хромого человека. В связи с этим народ возвысил голос о Павле и хотел принести апостолам жертву как богам (Деян. 14:13), но потом его наустили и апостол Павел был побит камнями (Деян. 14:19).

Вся жизнь человеческая – это экзамен на вечность и будущая загробная жизнь есть результат нашей временной. В жизни необходима личная ответственность пред Богом, следование Евангельским заповедям, борьба со страстями и духовное возрастание. Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). Господи, укрепи нашу веру и помоги нашему неверию (Мк. 9:24), чтобы нам миновать участь жен юродивых, но да вкупе с мудрыми женами явиться в сретение Жениху (Мф. 25:1–2). Дай Бог, чтобы и милости, и испытания, встречаемые на жизненном пути, содействовали нам освящению души и тела, чтобы мы, подобно светильнику духа, святителю Иоанну Златоусту, одинаково воспринимали и радость и лишения со словами «Слава Богу за все».

Источник: Макарий (Веретенников), архим Честнии друзи Божии. М., 2011. – С. 361-364.


Примечания

[1] Василик В.В. Происх-е канона (богословие, история, поэтика). СПб., 2006. – С. 64-65.

[2] Макарий (Веретенников), архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях // Вышенский паломник: правосл. журн. Ряз., 1998. № 2 (7). – С. 97.

[3] Что такое намоленная икона? Икону можно сравнить с человеком. При рождении христианин принимает Таинство Крещения. Но одни после крещения забывают дорогу в храм, а другие становятся действительно церковными людьми, исполняя заповедь Христову: Будите совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть (Мф. 5:48). И Господь дает таким людям благодать. Так и икона. Если ей из поколения в поколение в семье возносятся молитвы, перед ней изливают скорби, то и Господь подает через нее Свою богатую милость. Икона – это окно в иной, небесный мир. Так вот намоленная икона – это окно, омытое благоговейными слезами и горячими молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. – Макарий (Веретенников), архим. Мысли о вере, традициях, обычаях, особенностях... С. 96-97.

[4] Там же. С. 96.

[5] 1-й тропарь 7-й песни канона на утрени // Минея Март. М., 1984. Ч. 1. – С. 221.

[6] Таким образом апостол Фома строил в Небесных обителях хоромы для правителя в Индии, доверившего ему финансовые средства. – Жизнь и труды свв. славных и всехвальных 12-ти апост-в Господних, 70-ти меньших апост-в и прочих равноапп. благовест-в Христовых. М., 2005. – С. 112-115.

[7] Проект Россия. М., 2006. – С. 91.


19 Июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.