Примечательные черты древних христолюбивых воинов

Примечательные черты древних христолюбивых воинов

Название христолюбивого усвоено воинству Церковью с того времени, как она увидала себя под защитою и под покровительством христианских царей и христианского войска их. С тех пор, как повелитель римской империи и войска ее, Константин Великий, отвергнув язычество, вместе с большею частью войска своего принял в сердце веру во Христа, а под державное покровительство Святую Церковь Его, с тех пор Христова Церковь всегда имела утешение молиться за Царя благочестивого и за его воинство христолюбивое, потому что она с радостью видела, что христианский Царь и христианское воинство его горят любовью к вере и Церкви Христовой и блюдут ее спокойствие от врагов ее мира и благоденствия. Итак, не всякому воину и воинству принадлежало, по разумению Церкви, и принадлежит имя христолюбивого. Оно, очевидно, не могло принадлежать воину нехристианскому; оно не принадлежало тем, которые поднимали оружие брани под знаменем мятежа и восстания против законной власти, хотя бы восстающие были и христиане; его не могла по праву носить вооруженная толпа своевольных грабителей чужого достояния, хотя бы злые сообщники такой толпы носили (недостойно) имя Христово. Оно неприлично людям, воюющим за выгоды житейские с пренебрежением к благу Церкви Христовой, к чести ее святыни, и к страданиям поклонников Иисуса Христа; его не достоин и христианский воин, среди войны дерзающий оскорблять и попирать святыню веры и храмов Божиих. Церковь Христова усвояла имя христолюбивого воинству христианскому, которое, и по званию служения своего и по собственному усердию своему, готово, по воле Помазанника Божия, оружием и жизнью охранять и защищать спокойствие отечества и Церкви Христовой, для которого благо веры и отечества выше всякого собственного блага. Но история свидетельствует, что древние воины, христолюбивые по имени и по призванию на защиту веры и Церкви Христовой, были христолюбивы и по собственной жизни и поведению в звании воинов: в этом звании они свято соблюдали звание христианина и по любви ко Христу ни за что не хотели изменить обязанностям этого звания. Вот одно из обстоятельств, свидетельствующих о таких достойных качествах древних христолюбивых воинов.

После христолюбивого императора Константина и сынов его, повелителем империи и войска сделался отступник от Христа, предавшийся язычеству нечестивый Юлиан. Поборник языческого идолослужения всячески старался совратить войско свое от христианства к язычеству; между различными средствами к тому он употреблял и хитрость, чтобы обманом заставить христолюбивых воинов изменить Христу и вере Его в пользу идолослужения языческого. Когда пришло время воинам получать царские подарки и награды, по тогдашнему обычаю, из рук самого царя, – богоотступник распорядился, чтобы на этот случай горел возле него огонь и лежал ладан, и предстоящие царю приказывали каждому воину, приступающему для получения подарка, совершать курение, по древнему языческому обычаю. Тогда одни из христолюбивых воинов, постигая нечестивую хитрость повелителя, ни за что не хотели изменить чести и званию христианина и осквернить руки свои принесением нечестивой жертвы: не страшась ничего, не захотели ни совершать курение, ни получать подарка. Некоторые же из них, не подозревая в том злой хитрости, по простоте своей, совершали курение, не замечая, что грешат совершением языческого обряда. После, когда впавшие в такой грех по неведению произносили за трапезою, по обыкновению христианскому, имя Христово, им возражали осмотрительные и не изменившие вере своей воины и упрекали их в отвержении Христа, Которого имя они теперь призывают. Услышав это и поняв смысл допущенного ими поступка, неумышленно падшие воины начали вопиять и всенародно свидетельствовать пред Богом и пред людьми, что они были и останутся христианами, что совершили языческий обряд по неведению, что язычествовала, так сказать, одна рука их без участия сердца; потом побежали они к злонамеренному врагу христианства, бросили перед ним полученные подарки и говорили, что они готовы ради Христа подвергнуть наказанию все тело за неумышленное преступление правой руки и тем доказать твердость и чистоту своей веры во Христа (см.: Созомен. Церковная история. Кн. 5, гл. 17). Так, истинная черта христолюбивого воина – ни при каких случаях и обстоятельствах военной службы не изменять святости звания христианского и не предавать на поругание великое имя Христово! («Воскресное чтение», 1855 г.).


Источник: Душеполезный собеседник / [Изд. Афонского Русского Пантелеймонова монастыря]. М.: Типо-Литография И. Ефимова, 1914. Вып. 12. С. 461-463.


7 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...