Приготовительные седмицы к Великому посту

Приготовительные седмицы к Великому посту

Пост есть время покаяния, а так как для покаяния необходимы сознание своего недостоинства, надежда на милосердие Господа, страх осуждения и готовность прощать другим, то пред началом поста и возбуждаются в нас эти чувства.

Неделя о мытаре и фарисее

За три седмицы до поста, в воскресенье, читается Евангелие, заключающее притчу о мытаре и фарисее (Лк. 18, 10-14), а в песнопениях утрени объясняется смысл этой притчи, научающей нас смирению. Воскресенье, это называется Неделей о мытаре и фарисее. С этого воскресенья, до воскресенья пятой седмицы поста на воскресных утренях после песни: «Воскресение Христово видевше...» поются покаянные тропари, внушающие смирение:


Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но, яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию.

Жизнодавец! Открой мне двери покаяния, ибо душа моя с глубокого утра стремится к Твоему святому храму, т. к. ее храм телесный весь осквернен: но Ты, как щедрый, очисти его по Твоей безмерной милости.

На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих: но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты.


Богородица! Наставь меня на путь спасения, ибо я осквернил душу свою постыдными грехами и всю жизнь свою провел в лености; но Ты Своими молитвами избавь меня от всякой нечистоты.

Множества содеянных мною лютых помышляя окаянный. трепещу страшнаго дне суднаго: но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости.Я, несчастный, помышляя о множестве совершенных мной беззаконий, трепещу страшного дня Суда; но, надеюсь на Твою безмерную милость, как, Давид, взываю к Тебе: помилуй меня, Боже, по великой Твоей милости.


После этого воскресенья, чтобы яснее научить нас не гордиться и не хвалиться исполнением дел закона, как фарисей в притче хвалился соблюдением постов, оставляется пост среды и пятницы, от чего вся неделя называется Сплошной седмицей.

Неделя о блудном сыне

В воскресенье, следующее за Сплошной седмицей, на Литургии читается из Евангелия притча о блудном сыне (Лк. 15, 11-32) научающая нас, раскаиваясь в грехах, не отчаиваться в своем спасении, а надеяться на милосердие Господа, своего небесного Отца. Воскресенье это называется Неделей о блудном сыне. Главная мысль дневных песнопений выражается в псалме 136: «На реках Вавилонских...», который поется на утрени, после полиелейных псалмов (см. Псалтырь). Евреи его пели в плену Вавилонском. Грешников он возбуждает уразуметь свое несчастное состояние в плену греха и диавола, подобно иудеям, в плену Вавилонском, понявшим свое горькое положение и раскаявшимся. В этом псалме изображается скорбь души, тоскующей о своем небесном отечестве. Последний стих псалма: «блажен, иже иметь и разбиет младенцы твоя о камень», в переносном смысле означает: блажен тот, кто имеет мужество и силу сокрушить о камень веры младенцев греха, т. е. только что родившиеся лукавые помыслы, порочные движения сердца, постыдные порывы души, прежде чем они овладеют его душой.

Неделя мясопустная, о Страшном суде

В воскресенье, следующее за седмицей блудного сына, читается Евангелие о Страшном суде (Mф. 25, 31-46). Этим чтением нам напоминается, чтобы мы, надеясь на милосердие Божие, не забывали бы и правосудия Его и не впадали бы в беспечность. Это воскресенье, называется мясопустом, потому что с ним кончается ядение мяса. Накануне, в субботу, совершается поминовение всех умерших праотец, отец и братий наших, для которых время покаяния прошло и которые могут получать милость Божию только по молитвам, живущих на земле. Вся замечательная служба Родительской субботы и наполнена молитвами об упокоении умерших.

За мясопустом следует Сырная седмица (масленица), служащая преддверием поста. Называется она так потому, что в продолжение ее разрешено ядение сыра, масла и яиц. На всех песнопениях этой седмицы вспоминается грехопадение Адама и указывается, что оно произошло от невоздержания. В среду и пятницу совершается почти великопостная служба с чтением молитвы преп. Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего...» и Литургии не бывает.

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

Последний день этой седмицы, воскресенье, называется Неделей сыропустной или сыропустом, так как им оканчивается ядение сыра, масла и яиц. Евангелие на Литургии этого дня повелевает нам прощать грехи друг другу (Μф. 6, 14-21). Вот почему в этот день у христиан существует обычай просить друг у друга прощения своих грехов и стараться помириться со всеми. Отсюда этот день получил название Прощеного воскресенья. Вечером этого дня совершается вечерня с трогательным обрядом прощения.


Источник: Вечное/«L'Éternel». // Православный журнал. № 2 февраль. - Аньер (Франция), 1949. С. 2-4.


STSL.Ru


17 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...