Преподобный Стефан Махрищский и Троице-Сергиева Лавра

Преподобный Стефан Махрищский, один из мно­гих почитаемых русских святых, являет собой «ревните­ля православия и наставника чистоты, ищущим спасе­ния  путеводительный светильниче... преподобного Сергия духовный собеседниче», как величает составлен­ный сему преподобному мужу тропарь [1].

~преподобный Стефан Махрищский Иконописная мастерская ТСЛ.jpeg
Преподобный Стефан Махрищский. 
Иконописная мастерская Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 

Преподобный Стефан явился основателем Троицко­го Стефано-Махрищского монастыря, расположенно­го недалеко от Троице-Сергиевой лавры и его обитель стала одной из многих святых обителей Северо-Восточ­ной Руси, вошедших впоследствии в сеть пустынных монастырей школы преподобного Сергия.

Выбор данной темы нашего исследования не был слу­чайным. Представляется интересным показать взаимо­связь местного монашества с Троице-Сергиевой лаврой на примере отношений духовных братьев, поскольку учение монаха-пустынника, ушедшего от мира в пустынь, оказало на мир воздействие огромной преображающей силы, в том числе и на преподобного Стефана. Он, в свою очередь, явился духовным наставником монашеской жизни в нашем крае и за его пределами, непосредствен­но способствуя возникновению пустынных монастырей.

Показательно, что Троицкий Стефано-Махрищский монастырь на протяжении всего дальнейшего своего существования, вплоть до сегодняшнего дня постоян­но находился и находится в тесном соприкосновении с Сергиевой обителью. Определить, а по возможности и прокомментировать наиболее важные моменты взаимо­отношения двух святых обителей и является целью на­шего исследования.

Наиболее существенными источниками в изучении данной темы оказались жития святых: житие преподоб­ного Сергия Радонежского, написанное Епифанием Премудрым, Стефана Махрищского, Григория и Кассиана Авнежских, сохранившихся в списках XVI в.

Вполне понятно, что житие  источник очень спе­цифичный. Еще в 1871 г. В.О. Ключевский в своем тру­де «Древнерусския жития святых как исторический ис­точник» писал: «... во-первых, этот источник не так свеж и обилен, как о нем думают, во-вторых, его небогатым историческим содержанием нельзя воспользоваться без особого предварительного изучения его в полном объе­ме» [2].

К большому сожалению, очень часто невозможно проверить житие показанием другого источника. Что касается жития Стефана Махрищского, то его написа­ние относится к так называемому «Макарьевскому» вре­мени и написано оно иеромонахом Иоасафом, который в середине XVI в. был автором жития Григория и Кассиана Авнежских. Ключевский датирует время написа­ния жития Стефана Махрищского между 1580 и 1583 годами [3].

Таким образом, самая ранняя, дошедшая до нас ре­дакция жития святого появилась почти через полторас­та с лишним лет после смерти святого.

Судя по записи, Иоасаф при работе пользовался древними свитками и хартиями, которые были написа­ны современником Стефана Серапионом. «Они же принесоша мни из монастырская ксенодохия свитцы на хар­тиях написаны бяху прежде много времени из некоего старца саном суща священника тоя обители именем Серапиона» [4]. Этот факт дает нам основание с большим доверием относиться к житию святого, составленному Иоасафом, поскольку его написание основано на труде священника, знавшего лично преподобного Стефана. В.О. Ключевский к тому же утверждает, что при напи­сании Иоасаф пользовался сведениями из жития Сер­гия Радонежского, Кирилла Белозерского, современни­ков и друзей Стефана [5].

Мы в своем изучении данного вопроса пользовались одной из самых ранних редакций жития Стефана Махрищского. Это: «Жития святых русских. Апокалипсис толковый» XVI в., хранящийся в РГБ в отделе рукопи­сей. Фонд 304/1 № 692. Здесь же хранятся служба Сте­фану Махрищскому и более поздние редакции жития 1632 и 1677 годов [6]. При сравнении житий XVI-XVII вв. с изданиями текста жития XIX в. мы обнаружили некото­рые разночтения. Так в работе Филарета, архиепископа Черниговского, «Русские святые, чтимые всею церко­вью или местно» [7], а затем и в работе Д.И. Протопопова «Жития святых, чтимых православною российскою цер­ковью» [8], цепь событий жизни святых изменена, упоми­нание об основании Авнежского монастыря Стефаном в их изложении идет прежде описания прихода препо­добного Сергия в Махрищскую обитель, а в житии XVI в. Стефан с Григорием уходят в вологодские земли после того, как его монастырь посетил Сергий Радонежский [9]. Кроме того архиепископ Филарет уточняет, что посвя­щение в игумены Стефана не могло быть при митропо­лите Феогносте (как это сказано в житии), а случилось оно при митрополите Алексии. Вызывает интерес вопрос о времени обретения мо­щей преподобного Стефана. В работах Н.П. Барсукова «Источники русской агиографии» [10], Л.И. Денисова «Пра­вославные монастыри российской империи» [11] это собы­тие датируется 1550 г., у М.В. Толстого «Книга глаголемая описание о российских святых» [12]  1654 г. (скорее всего это опечатка). В житии XVI и XVII вв. обретение мощей относятся к времени постройки каменной церкви Живоначальной Троицы, то есть к 1557 г. Имея в виду раз­ночтения, в сфере нашего изучения оказались жития со­временников Стефана Махрищского, поскольку самые первые документы, характеризующие хозяйство, монас­тыря относятся к 30-м годам XV в.

Акты из монастырского архива, относящиеся к XV-XVI вв., подразделяются на категории: жалованные вели­кокняжеские и царские грамоты, то еесть акты государ­ственной власти, и частные акты. Последние в зависимости от характера совершаемой сделки, делятся на данные, то есть фиксирующие дарение, купчие, меновые и выкуп­ные. Особую категорию составляют докладные, разъез­жие, судные грамоты монастырской администрации [13]. Важные сведения имеются и в материалах Вкладной кни­ги Махрищского монастыря, относящихся ко второй по­ловине XVI-XVII вв. [14]

Среди изданий XIX-XX вв. занимают работы, непос­редственно касающиеся истории жизни Стефана Махрищского и его обители. В 1852 г. вышла небольшая работа С.К. Смирнова «Историческое описание Махрищского монастыря» [15], к 500-летию кончины преподобного из­дана небольшая брошюра «Преподобный Стефан Мах­рищский» [16] (1906). Наиболее полное описание жизни преподобного имеется в работе А. Воскресенского «Свя­тыни Стефано-Махрищского общежительного мужско­го монастыря» [17]. Издана в 1914 г.

Иллюстративным материалом к данному сообщению явилась житийная икона Стефана Махрищского XVII в., хранящаяся в фондах музея-заповедника «Александров­ская Слобода», а также гравюра Шелковникова «Препо­добный Стефан встречает преподобного Сергия» и фо­тографии Троицкого Стефано-Махрищского монасты­ря дореволюционного времени.

Основатель Махрищской обители Преподобный Сте­фан начало своему иноческому житию положил в Киево-Печерской лавре, основанной в 1051 г. Антонием и Феодосием Печерскими. Становление Стефана как ино­ка было обусловлено порядками и законами данной оби­тели, старающейся поддерживать суровое аскетическое житие, и соблюдать общежительный устав. По мнению исследователя А.В. Карташова, «Киевский Печерский монастырь был в подлинном смысле монастырем мона­шеского строения, воздвигнутым без предварительных денежных средств, одним трудом и подвигами братии» [18]. Именно здесь, при необходимом испытании, принял иноческое пострижение Стефан.

Достаточно зрелым, с определенным запасом зна­ний, опытом монашеской жизни св. Стефан в годы го­нения на православие при короле польском Казимире вынужден был покинуть Киев [19]. Преподобный Стефан направился на север Руси к Москве: «Исходит блажен­ный тогда из Киева и пути водящего к северным стра­нам пресловущаго града Москвы касается...» [20] Можно предположить, что его выбор не был случайным. Имен­но в то время происходила острая борьба за единство русской митрополии, сам митрополит Алексий приез­жал в Киев, и вполне вероятно, что Стефан был пригла­шен в Москву, поскольку у него было четкое представ­ление об отношении московского князя к христианской вере... «слыша тамо непоколебимую христианскою благостию, христианскую православную веру» [21]. Естествен­но, что Стефан был носителем традиций Киевско-Печерской лавры. И тот факт, что его, монаха, лично принимает московский князь Иоанн Иоаннович Крот­кий говорит об авторитете, которым Стефан обладал еще в Киеве. Судя по житию, великий князь имел с ним ча­стые беседы. Но «Блажен же Стефан из младенчества ненавидя славы и любя безмолвие и смирение и зазираша себе о сем и начал молити самодержца...» [22].

Получив разрешение на поселение в пустыне в пре­делах московского княжества, Стефан прежде всего на­правился, видимо, в обитель Сергия Радонежского. Встреча двух святых была просто неизбежна. В службе Стефану Махрищскому XVI-XVII вв. преподобный Сте­фан назван собеседником св. Сергия «И во благодеянии прекрасного преподобного Сергия спостника же и со­беседника божественного в пустынных удолиях» [23]. В то время Троице-Сергиев монастырь становится оплотом духовной мощи нашей земли. Высокая добродетельная жизнь преподобного сделалась известной не только в России, но и за пределами нашего государства. Именно преподобного Сергия выбрал Стефан себе в собесед­ники, поскольку он привлекал и вдохновлял его муд­рым, глубоко назидательным словом и примером. Жажда совершенного уединения влекла преподобного Стефа­на в безмолвие пустыни. Таким образом, в 35 верстах от Сергиевой обители, в волости Кинельской, в лесном урочище, именуемом «Махрище», появилась пустынь с устоями во многом сходными с устоями и Киево-Печерской лавры и Троице-Сергиева монастыря: служение Богу, скромность, нестяжание, постоянный физический труд.

Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сер­гий Радонежский, представлял собой основной тип рус­ского монашества, как он сложился еще в Киеве XI в. В них обоих проступает образ Феодосия Печерского. Фе­одосия напоминают и телесные труды преподобных, и сама их телесная сила и крепость и «худые ризы». Сми­ренная кротость  основная духовная сила личности святых Стефана и Сергия.

Когда к св. Стефану собралось достаточное количе­ство иноков, он построил храм «в славу Живоначальная и неразделимая Троица» [24], братские келии и общую тра­пезу. Митрополит посвятил его в игумены и в иеромона­ха. Это было, вероятно, в 1354-1358 гг., по житию  св. Стефан посвящен митрополитом Феогностом, но так как Феогност умер прежде великого князя Иоанна, то посвящение его в игумены было при митрополите Алек­сии [25]. В монастыре был введен общежительный устав. И одним из значимых деяний Стефана Махрищского, так же как и Сергия Радонежского, является восстановле­ние общежития. Троицкий Стефано-Махрищский мо­настырь становится достойным сотрудником святой обители Сергия, и преподобный Стефан проповедовал иноческое служение не словами, а делами.

Не только близость расположения двух монастырей и близость уставов, но и духовная дружба связывала преподобного Стефана и Игумена Земли Русской пре­подобного Сергия. Преподобный Стефан принимал в своем монастыре преподобного Сергия. Описание этой встречи имеется и в обоих житиях святых. Сопостав­ляя оба рассказа, мы получаем содержание происходив­ших событий. Когда на преподобного Сергия воздвиг­лась внезапно буря искушений в его собственной обители от родного брата, он решил удалиться из мо­настыря. И скорее всего, не случайно св. Сергий при­шел в Махрищскую обитель, именно там он мог встре­тить понимание и поддержку. Узнав о прибытии Сергия, преподобный Стефан велел ударить в било и со всей бра­тией вышел навстречу к нему. Пробыв в обители не­сколько дней, преподобный Сергий с иноком Симоном отправился дальше в путь и на берегу р. Киржач по бла­гословению митрополита Алексия положил основание Благовещенской обители, в которой прожил около трех лет.

Важно то, что каждый вновь основанный Сергием и его последователями монастырь был ростком будущего города. Вокруг монастыря возникал поселок, селились ремесленники, приезжали купцы.

Как правило, монастыри подчиняли себе окрестные земли и население. Источниками роста монастырского землевладения были покупки, обмены, вклады «по душе». Монастыри получали право сбора пошлин в свою пользу. Формирование вотчин Махрищского мо­настыря происходило в результате перераспределения земли среди различных землевладельцев-феодалов, будь то купля, дарение или какая-либо другая форма отчуж­дения. Одно из первых упоминаний о земельных вкла­дах в монастырь мы находим в житии Стефана Махрищ­ского: событие это можно продатировать концом 60-х годов XIV в.[26] Некто Григорий передал в монастырь свое имение, усадьбу с засеянными полями, находящимися в версте с небольшим от монастыря: «Дает тот Григорий селитву свою с настоянными нивами преподобному Стефану и молит его же сотворите инока» [27]. Соседи Гри­гория из с. Юрцева Алексей, Федор, Иван, Петр вос­противились этому, опасаясь, что князь Дмитрий Ива­нович, покровитель Стефана, передаст в монастырь их землю. Они угрожали Стефану смертью.

Преподобного ожидала судьба во многом сходная с Сергиевой, хотя по другим причинам. Святой Стефан пытался успокоить «тревоги корысти», но не смог. «Бог да простит вас, чада, и не вы сие творите, но лукавый диавол» [28]. Вручив управление монастырем старейшему из иеромонахов Илии, преподобный Стефан со своим учеником Григорием ушел из обители. Это случилось около 1370 г. Как можно объяснить эти поступки пре­подобных? Оставить свой пост, оставить наставниче­ство? Вероятно, здесь ясная святая вера, что так будет лучше. Если зажглись страсти, зависть, ненависть, то их нужно устранить: «Пусть я уйду, не сооблазняю и не раз­жигаю. Если меня любят, то любовь свое возвиет  пусть медленно. Если Бог так повелевает, значит, он уже знает  нечего раздумывать» [29].

Стефан с Григорием отправились в вологодские зем­ли. Около 1370 г. преподобные основали новую Авнежскую обитель, «...крест водрузиша, потом же под нех пении церковь поставляют во славу святыя живоначальныя Троица» [30].

Далеко разнеслась слава о новом монастыре. Достиг­ла она и князя Дмитрия Ивановича, приславшего на ус­троение обители богатые вклады (а Стефану повелел явиться в Москву). По великому уважению к святому старцу великий клязь пожаловал Махрищской обители многие урочища, озера и реки, указав Стефану снова вступить в управление ею. Преподобный Стефан, так же как и преподобный Сергий, вернулся в свою обитель, к искренней радости братии. Несомненно, это возвра­щение было огромной победой, но победой простой и тихой, без насилия. И действия преподобных были не как начальников, а как святых. И этим они освятили еще больше свой облик, вознеся и само православие, пред­почтя внешней дисциплине  свободу и любовь.

Преподобный Сергий был родоначальником ново­го направления монашеской жизни, а преподобный Стефан его достойным последователем. Сразу огово­римся, что учеником в подлинном понимании этого значения Стефана назвать трудно. Его мировоззрение сложилось еще в Киеве, и вряд ли выбор пустыни в Махрище обусловлен прямым влиянием Сергия. Но препо­добный Сергий был величайшим из святых Древней Руси. Большинство святых XIV и начала XV вв. являют­ся его учениками или «собеседниками», то есть испы­тавшими его духовное влияние. Тем не менее справед­ливость требует указать, что аскетическое движение пробуждается одновременно в разных местах и препо­добный Сергий как бы возглавляет его. И новое подвиж­ничество со второй половины XIV в., существенными чертами отличается от древнерусского. Это подвижни­чество пустынножителей. Все известные нам монасты­ри Киевской Руси были городские или пригородные. Большинство святых XIV в. уходят из городов в лесную пустынь, «Излюбивши пустынь; они явили большую от­решенность от мира и его судьбы, чем подвижники ки­евские: в этом могло сказаться культурно-общественное потрясение татарской эпохи, но, взяв на себя трудней­ший подвиг, и притом необходимо связанный с созер­цательной молитвой, они поднимают духовную жизнь на новую высоту, еще не достигнутую на Руси» [31].

Изучая и сравнивая жития преподобных, мы нахо­дим между ними много общего, духовную взаимосвязь, и видим, насколько влияние Сергия было огромным и всеобъемлющим, что и позволило отнести преподобно­го Стефана к плеяде последователей.

Возвратясь в Махру, Стефан продолжил духовную жизнь, как жил всегда. Предчувствуя приближение кон­чины, Преподобный собрал братию, преподал им пос­леднее наставление, как проводить богоугодную жизнь, облекся в великую схиму и 14 июля 1406 г. предал дух Господу. С течением времени память о преподобном Стефане не исчезла, несмотря на то, что в конце XV в. пожар уничтожил все постройки Махрищского монас­тыря. Согласно житию, это было наказанием за не со­всем благочестивую жизнь его насельников [32]. В первые годы после смерти Стефана в обители ежегодно отмеча­ли день преставления Первоначальника. Было установ­лено почитание его памяти как чаемого святого» [33]. За­тем забыто и восстановлено после совершившихся при его гробе чудес и утверждено игуменом Троице-Сергиева монастыря Арсением Сахарусовым (1525-1527), о чем в житии сказано: «В то же время приде живоначальная Троице-Сергиева монастыря игумен Арсений на Махрище ... и повеле поставити гробницу (палатку) над фобом преподобного Стефана, и гроб покрыли покровом и све­шу велику поставити, сам совершив божественную служ­бу соборные и братию вельми учередив, и устави паки о том преподобному Стефану» [34]. Празднование памяти Стефана как святого было установлено несколько позже.

При игумене Варлааме (1557-1570 гг.) совершилось обретение мощей святого Стефана, и он составил служ­бу и житие преподобного, которые представил царю Ивану Васильевичу и митрополиту Макарию. Именно в этот период в русской церкви была проделана огром­ная работа по канонизации русских святых. Причисле­ние Стефана Махрищского к лику святых относится к времени от Макарьевских соборов 1547 и 1549 гг. до уч­реждения св. Синода (1721).

Митрополит Макарий после представления ему игу­меном Варлаамом жития и службы Стефану поручил иеромонаху Данилова монастыря Иоасафу придать это­му житию литературную форму, что им и было испол­нено. Высшая церковная власть контролировала состав­ление служб и житий «по подобию» то есть чтобы они были составлены более или менее удовлетворительно по своим литературным качествам. Многочисленность под­вижников, причтенных к лику святых для местного и общего почитания за вторую половину XVI и весь XVII в. объясняется большой миссионерской активностью рус­ской церкви с ее монастырями и строгой школой мона­шества.

Время канонизации Стефана Махрищского совпа­ло с временем правления царя Ивана Васильевича IV Грозного, загородная резиденция которого находилась в 12 верстах от Махрищского монастыря, в Александро­вой Слободе. Царь Иван IV благосклонно относился к монастырю, делая пожертвования на восстановление обители. Согласно записям Вкладной книги царь лич­но был в монастыре на богомолье 5 раз, делая при этом богатые вклады, в том числе и 200 рублей на строитель­ство каменной церкви в 1557 г. [35]

В 1571 г. монастырю Иваном Васильевичем дана несудимая грамота на все владения Махрищского монас­тыря при игумене Гурии, которую затем подтвердили цари Федор Иоаннович в 1584 г. при игумене Антонии и Борис Федорович в 1599 г. при игумене Порфирии. Милостями царскими была обеспечена обитель.

Во время польско-литовской интервенции Махрищ­ский монастырь был разорен, разграблен и почти дотла сожжен. Сохранился до сегодняшнего дня рассказ о том, как «злодейская святотатственны руки, прикоснувши­еся к гробнице преподобного Стефана, попалены были огнем и как враги церкви Божией, устрашенные этим чудом, разграбив монастырь, разбежались и оставили святую обитель...» [36].

Со временем основания Махрищского монастыря постоянно существовала неразрывная связь с Троице- Сергиевой лаврой: в 1615 г. по указу царя Михаила Фе­доровича обитель поступила в ведомство Троицкой лав­ры, вместе с монастырем Авнежским.

«... И ныне де по нашему указу тот монастырь веле­но ведать и строить имъ Троицы Сергиева монастыря Архимандриту Дионисию, да Келарю старцу Аврамию Палицыиу...»

Монастырь после разгрома не мог оправиться, Тро­ицкая лавра была занята устройством своей обители, после того же польского погрома. И только при митро­полите Платоне, который обратил внимание на Мах­рищский монастырь, приступил к устройству св. хра­мов и ограды этой обители. Обитель обнесена высокой каменной оградой, и в монастыре устроено несколько храмов. Наибольший расцвет монастыря связывают с именем о. Саввы, которого в пятидесятых годах XIX в. Учрежденный лаврский собор назначил в Махру строи­телем.

В 1922 г. монастырь был закрыт. В 1993 г. епископом Владимирским и Суздальским Евлогием на территории монастыря был водружен деревянный крест в честь 600-летия со дня представления преподобного Сергия, бы­вавшего в этой обители. Вслед за этим в разрушенном корпусе, примыкавшем к храму апостолов Петра и Пав­ла, поселились первые насельницы со старшей сестрой монахиней Елисаветой, ставшей вскоре их настоятель­ницей.

В настоящее время в монастыре проживает 35 насельниц, несущих повседневные монастырские послу­шания. Служащий священник и настоятель храма свя­тых апостолов Петра и Павла игумен Порфирий  в прошлом насельник Троице-Сергиевой лавры, где в те­чении 20 лет нес монашеское послушание. Духовник монастыря  насельник Лавры преподобного Сергия, архимандрит Варфоломей.

Полным ходом идет восстановление храма преподоб­ного Сергия. 18 июля 1998 г., в день обретения мощей св. Сергия, был проведен первый молебен. Освящение храма планировалось на 8 октября 1998 г.

И до сего времени не ослабевает влияние Лавры на Троицкий Стефано-Махрищский монастырь, основа­теля которого можно поставить в один ряд крупных ду­ховных и политических деятелей таких, как Сергий Ра­донежский, Кирилл Болозерский, Стефан Пермский.


Источник: Соснина Е.В. Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной России. – М.: Покрова, 2000. С. 70-84.


Примечания

[1]  Служба преподобному Стефану игумену Махрищскому чудотвор­цу. Тропарь. Глас 8.  М., 1887. Л. 4 oб.

[2] Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.  М., 1871. С. 1.

[3] Там же. С. 279.

[4] Жития святых русских и Апокалипсис толковый. Рукоп. XVI в. С. 709-709 об. Ф. 304/1. № 692.

[5] Ключевский В.О. Древнерусские жития... С. 281.

[6] Минея-четья. Рукоп. 1632 г. Ф. 304/1 № 679. Службы и жития св. Серапиона архиеп. Новг. и Стефана Махрищсксго. Рукоп. 1677. Ф. 304/1 № 637.

[7] Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею церковью или местно. Опыт описания жизни их.  СПб., 1882. Т. 2.

[8] Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православной российской церковью.  М., 1884.

[9] Жития русских святых и Апокалипсис... Л. 713, 715 об.

[10] Барсуков Н.П. Источники русской агиографии.  СПб., 1882.

[11] Денисов Л.И. Православные монастыри российской империи.  М., 1908.

[12] Толстой М.В. Книга глаголемая описание о российских святых.  М., 1995.

[13] Шумаков С. Обзор грамот коллегии-экономии.  М., 1917. Вып. 4.

[14] Леонид, архим. Махрищский монастырь. Синодик и Вклад­ная книга.  М., 1878.

[15] Смирнов С.К. Историческое описание Махрищского монастыря.  М., 1852.

[16] Преподобный Стефан Махрищский.  Сергиев Посад, 1906. б/а.

[17] Воскресенский А. Святыни Стефано-Махрищского общежительно­го мужского монастыря.  Сергиев Посад., 1914.

[18] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви.  М., 1992. С. 225.

[19] Еще в 1320 г. Киевское княжество попало под власть великого кн. литовского Гедемина (1316-1341), который поставил в Киеве своего наме­стника. С1339 г. Галицкая земля и Волынь находятся под властью польского короля Казимира. При нем усилились притеснения православных.

[20] Жития святых русских и Апокалипсис... С. 710 об.

[21] Там же. С. 710 об.

[22] Там же. С. 711.

[23] Службы и житие свв. Тригория и Кассиана Авнежских.  Служба июля 14 св. Стефану Махрищскому. Рукоп. XVII в. Ф. 304/1 № 635. Л. 12 об. Жития святых русских и Апокалипсис толковый... С. 712.

[24] Жития святых русских и Апокалипсис толковый... С. 712.

[25] Митрополит Феогност умер 2 марта 1353 г. Московский князь Си­меон Гордый умер 26 апреля 1353 г. Московский кн. Иван Иванович Кроткий правил (1353-13 ноября 1359 г.).

[26] Данное событие происходит перед уходом Стефана и Григория в вологодские земли. Основание Авнежского монастыря датируется 1370 г. По житию московским князем в это время был Дмитрий Иванович (1359-1389).

[27] Жития святых русских и Апокалипсис... С. 714 об.

[28] Там же. С. 715.

[29] Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радо­нежский.  М., 1991. С. 178.

[30] Жития святых русских и Апокалипсис... С. 317.

[31] Федотов Г. Преподобный Сергий Радонежский // Сергий Радо­нежский.  М., 1991. С. 402.

[32] Жития святых русских и Апокалипсис... С. 719 об.

[33]  Голубинский Е. История, канонизации святых в русской церкви.  М., 1903. С. 113.

[34] Жития святых русских и Апокалипсис... С. 720 об.

[35] Леонид, архим. Указ. соч.  М., 1878. С. 5.

[36] Владимирские епархиальные ведомости. 1882. № 16. С. 451.


27 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Вместо Академии – курсы
Вместо Академии – курсы
В начале апреля 1919 года новая советская власть распустила Московскую духовную академию. В ее стенах разместились электротехнические курсы. Покровский храм был закрыт и опечатан, а его причт переведен в Пятницкую церковь.
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии
Забота императора Павла I Петровича о Троицкой семинарии

4 апреля (н. ст.) 1797 года Павел I Петрович издал указ об учреждении больницы при Троицкой семинарии и пожертвовал на ее содержание 2000 руб. Он также выделил 2100 руб. семинаристам.

Кощунственный приказ
Кощунственный приказ

Несмотря на просьбу Патриарха Тихона, 4 апреля 1919 года Московский губисполком утвердил решение Сергиевского совета депутатов от 1 апреля 1919 года о вскрытии мощей преподобного Сергия.

Дар преподобного
Дар преподобного

4 апреля 1479 года в Троицкой обители был крещен сын Иоанна III и Софьи Палеолог – княжич Василий Иоаннович, «чудесно дарованный родителям преподобным Сергием».

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?

Во-первых, из-за того, что его население должны были составлять только купцы и ремесленники, и, во-вторых, потому что он не получил подчинённой ему в административном отношении сельской территории.