Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец

Преподобный Стефан, Махрищский чудотворец
Сегодня, 27 июля, мы празднуем память преподобного Стефана Махрищского...

Преподобный Стефан, великий угодник Божий и чудотворец, был духовным другом и собеседником преподобного Сергия Радонежского, первым наставником преподобного Кирилла Белозерского, святым, которого лично знали и почитали великие князья Симеон Иоаннович Гордый и Иоанн Иоаннович II (Кроткий), к советам которого прислушивался святой благоверный князь Димитрий Иоаннович Донской, к гробнице которого совершал паломничество царь Иоанн Васильевич Грозный. 

О детстве и юности будущего подвижника известно очень немногое. Родился он в Киеве в самом начале XIV века и немало лет подвизался в Киево-Печерском монастыре, где принял постриг с именем Стефан, вероятно, в честь первомученика архидиакона Стефана (мирское же имя святого осталось неизвестным). Родители Стефана, люди богобоязненные и благочестивые, в отрочестве отдали сына «в учение чтению и письму Божественных книг»[1], в чем он легко преуспел еще до поступления в святую обитель. Начав же подвизаться в монастыре под руководством опытных старцев, Стефан, как говорится в древнем житии, приучился к воздержанию от страстей, непрестанному посту, неусыпной молитве и беспрекословному послушанию, подавая пример строгой иноческой жизни и более старшим насельникам. Прежде всех приходил он в храм и последним выходил из него, на молитве в церкви стоял неподвижно, не переходя с места на место до окончания пения или чтения, не приклоняясь к стене, не переминаясь с ноги на ногу, имея руки согбенны, стоял, как бы осужденный. Наставников своих он слушал беспрекословно и служил всем так безропотно и кротко, что за смирение свое приобрел любовь и доверие братии. 

Современниками преподобного Стефана были многие прославленные в лике святых преподобные, чьи нетленные мощи до сего дня почивают в Дальних пещерах Лавры. Среди них – преподобный Силуан схимник, архимандрит Игнатий, затворники Лаврентий и Руф, Ипатийцелебник, воин Тит, Арсений трудолюбивый, диакон Макарий, канонарх Леонтий… Пострижениками Киево-Печерского монастыря, подвизавшимися в то же время, были святители Дионисий Суздальский и Арсений Тверской. 

В середине XIV столетия преподобный Стефан оставляет родную Киево-Печерскую обитель и направляется в Московскую землю. По всей видимости, причиной ухода преподобного Стефана из Киева было начавшиеся уже в то время притеснение православных от униатов на юге Руси. В Москву преподобный пришел, вероятно, еще при митрополите Феогносте, который и благословил подвижника на подвиг пустынножительства. Несмотря на уговоры великого князя Московского Иоанна Иоанновича Кроткого (1353-1359) остаться в любом из московских монастырей, преподобный Стефан испросил дозволения поселиться в безлюдном и уединенном месте. 

Подвижник отправился на северо-восток и после долгих поисков избрал себе тихое место в дебри лесной, в 35 верстах от обители преподобного Сергия Радонежского, в бывшем княжестве Переяславля-Залесского, в волости Кинельской, при маленькой речке Махре. Здесь он водрузил крест, соорудил убогую келью и стал возделывать землю. Спустя время, стали стекаться сюда окрестные жители, нуждавшиеся в духовном совете и благословении. Вняв неотступным просьбам, преподобный позволил поселиться рядом тем, кто желал разделить с ним труды и скорби пустынного жития. А вскоре (не позднее 1358 г.) святитель Московский Алексий благословил грамотой освящение церкви во имя Святой Живоначальной Троицы и учреждение при ней иноческой обители, самого же Стефана рукоположил во иеромонаха и поставил игуменом собранной братии. От великого князя Иоанна преподобный Стефан получил дарственную грамоту на пользование землей и значительные пожертвования на строительство монастыря. 

Близость расположения двух монастырей и духовная дружба тесно связывали преподобного Стефана и игумена Земли Русской преподобного Сергия. Они посещали друг друга, имели всякий раз между собой добрые и продолжительные беседы, взаимно утешавшие их в земных скорбях. Однажды, терпя скорби от братии, преподобный Сергий покинул родную обитель и пришел в Махрищскую пустынь. В ожидании его Махрищский игумен благословил ударить в било и со всею братиею вышел к нему навстречу. Поклонившись взаимно до земли, подвижники просили друг у друга благословения, не желая по великому смирению принять на себя первенства. Едва был умолен преподобный Сергий как гость благословить Стефана и братию, после чего преподобные вошли в церковь и, по совершении молебного пения, долго беседовали о спасении души. Несколько дней пробыл преподобный Сергий в Махрищском монастыре, после чего с иноком этой обители Симоном, хорошо знавшим окрестные места, отправился далее в путь и в живописной местности на крутом берегу реки Киржач по благословению митрополита Алексия основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором и прожил около трех лет. Сам преподобный Стефан проводил своего друга за три версты от монастыря. У источника, на том месте, где они расстались, позднее была поставлена часовня, к которой ежегодно до революции совершался крестный ход из Махрищской приходской церкви во имя преподобного Сергия. 

Немало скорбей пришлось претерпеть и преподобному Стефану в деле устроения монастырской жизни. Крестьяне деревни Юрцово воздвигли гонение на преподобного, боясь, что он овладеет их землями. Не внимая кротким увещеваниям Стефана, они грозились убить его, если он не уйдет из Махрищской пустыни. «Бог вас простит, чада», - смиренно ответил святой, - «не вы это злобствуете, но лукавый диавол!» С этими словами преподобный покинул обитель, поручив управление ею священноиноку Илии. Тайно ночью с учеником своим Григорием он вышел из монастыря, отправившись на север, где в 60-ти верстах от древнего города Вологды, в удельном княжестве Авнежском, близ реки Сухоны, (около 1370 г.) основал Троицкую Авнежскую пустынь. Шедрым жертвователем новой обители стал богатый местный землевладелец Константин Димитриевич, впоследствии постриженный преподобным Стефаном в монашество с именем Кассиан. Первые насельники Авнежского монастыря – Григорий и его ученик Кассиан были умерщвлены татарами в 1392 году во время нашествия татарского князя Бехтута, посланного Тохтамышем в северную Русь. Мощи преподобномучеников, открытые в 1524 году, почивали в приходском храме упраздненного монастыря.
Далеко разнеслась слава о новоустроенной обители и достигла великого князя Димитрия Донского, повелевшего преподобному Стефану прибыть в Москву и пожаловавшему обоим его монастырям земельные и лесные угодия и озера. Житие упоминает и о том, что великий князь много раз призывал преподобного для духовных бесед, а последняя их беседа продолжалась столь долго, что многие из вельмож дивились такому почитанию князем Махрищского игумена. 

Известный во многих московских княжеских домах подвижник, преподобный Стефан не отказывал в беседах и наставлениях тем, кто приходил к нему с верою. Промыслом Божиим было устроено так, чтобы в некоем человеке по имени Косьма, ищущем духовного совета, опытный старец прозрел будущего великого подвижника и угодника Кирилла Белозерского. Воспитанник и сродник великокняжеского окольничьего Тимофея Васильевича Вельяминова,Косьма был казначеем его имения, но с юных лет имел тайное желание удалиться в монастырь. Косьмебыло уже около сорока лет, когда (около 1380 года) в Москву прибыл преподобный Стефан. Узнав об этом, Косьма искал встречи с ним и со слезами просил игумена Махрищского постричь его в монахи, вопреки воле Тимофея Васильевича. Преподобный Стефан облек его в иноческие одежды (в рясофор) без произнесения подобающих обетов, но нарек ему новое имя – Кирилл, а непреклонному опекуну представил дело так, будто бы Косьма уже пострижен в монахи. Гнев окольничьего был страшен, видимо, он даже не побоялся оскорбить преподобного, и только богобоязненная жена его Ирина смягчила суровость Тимофея Васильевича. Опомнившись, тот вернул Стефана, примирился с ним и, уступив его просьбе, позволил Косьме удалиться в святую обительСтефан же поручил Кирилла архимандриту московского Симонова монастыря Феодору, племяннику и ученику преподобного Сергия Радонежского, который и совершил его монашеский постриг. 

По повелению великого князя Димитрия из Москвы преподобный вернулся в Махрищскую пустынь, где игуменствовал уже до конца дней своих. Жил же он, по свидетельству жития, «сколько строгий к себе, столько снисходительный к другим, он не гневался на проступки других и трудился для обители более прочих; усердно наставлял братию путям спасения, но говорил наставления кротко и тихо. Одежда на нем была самая худая - в заплатах и грубая. Обитель его, по его молитвам и трудам, пришла в цветущее состояние; - братия ревновала о благочестии, многие из мирян приходили для молитвы и выслушать совет блаженного игумена»[2]. 

Достигнув глубокой старости, предчувствуя приближение своей кончины, преподобный дал последнее наставление братии, поручая управление обителью священноиноку Илии. Облекшись в великую схиму, 14 июля (н.с. 27 июля) 1406 г. преподобный Стефан предал дух Господу. Погребли его у стены срубленного им храма. Благоухание, исходившее от тела преподобного, уверило осиротевшую братию в святости их игумена, укрепив в ней ревность и стремление жить по заветам отошедшего в вечность старца: хранить страх Божий, нести неустанный монашеский подвиг, помнить час смертный, иметь нелицемерную любовь в общежитии и всецелое отречение от мира. 

После преставления преподобного Стефана основанная им обитель переживала разные времена. Были в ее истории и периоды упадка, и периоды расцвета. Но всегда на этом святом месте ощущались присутствие и благодатная помощь стяжавшего дерзновение ко Святой Троице игумена Махрищского преподобного Стефана.
Первые преемники святого Стефана – игумены Илия и Николай – строго соблюдали заветы преподобного, а день его праведной кончины, по установленному обычаю, освящался сугубой молитвой. 

Однако последующие настоятели не соблюдали во всей строгости устав, введенный Стефаном, при них не столь ревностным стало и почитание памяти первоначальника обители. В конце XV века в монастыре случился сильный пожар, уничтоживший храм, трапезную и келии. Но и в эти годы люди приходили поклониться могилке преподобного старца, над которой, по преданию, выросли из одного корня три березки, сомкнувшиеся и сросшиеся кронами. Этот зеленый шатер, раскинувшийся над местом упокоения праведника, явился как бы прообразом того Троицкого храма, который, спустя время, был возведен на этом месте. Сохранилось предание, относящееся к первой трети XVI века, о столетнем старце Германе, дни и ночи проводившем в молитве и удостоенном дивного видения. Однажды ночью, выйдя из своей кельи, старец увидел на могиле преподобного Стефана горящий огонь, который озарял своим светом всю обитель. Изумленный старец поспешил разбудить игумена, а тот, собрав братию в церкви, совершил молебное пение святой Живоначальной Троице. Вскоре посетил обитель игумен Троице-Сергиева монастыря АрсенийСахарусов, его повелением над местом погребения преподобного Стефана была поставлена гробница, покрытая пеленой, а на ней большая свеча.

Святитель Варлаам, ставший игуменом монастыря в 1557 году, с особым усердием собрал все сведения о жизни святого первоначальника обители и преподнес свой труд митрополиту Московскому Макарию. По благословению святителя иеромонах Данилова монастыря Иоасаф составил службу и житие преподобному Стефану, а царь Иоанн Васильевич Грозный пожертвовал средства на строительство каменного храма в честь Святой Живоначальной Троицы. При этом строительстве чудесным образом были обретены мощи святого. Когда был открыт гроб, поверх мощей обнаружили черный кожаный пояс с изображением двунадесятых праздников, подобные пояса носили монахи Киево-Печерского монастыря. Пояс этот был вложен в серебряный с позолотой крест, от которого многие стали получать исцеления.

Над мощами преподобного Стефана была сооружена каменная церковь в его честь, ставшая северным приделом нового Троицкого храма. Придел был освящен в 1558 году в присутствии самого государя Иоанна Грозного и царицы Анастасии, пожертвовавшей облачения на престол, пелены к иконам и покров на раку преподобного. 

Множество исцелений совершалось у гроба преподобного Стефана: бесноватые, расслабленные, немые, сами приходившие или приводимые в монастырь родными, получали благодатную помощь. Некоторые из чудесно исцеленных навсегда оставались в обители или ежегодно приходили сюда на поклонение святому.

В 1997 году над местом упокоения преподобного Стефана был восстановлен храм в его честь, разрушенный в 1942 году, а над почивающими под спудом мощами поставлена рака. Память святого преподобного Стефана Махрищского и всея России чудотворца совершается 14/27 июля.

27 Июля 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...