Преподобный Сергий в музыке

Дорофеева Вероника 8 класс Г БОУ СОШ №1262 им. А.Н. Островского
Руководитель Верещагина Л.Н.


Преподобный Сергий и богослужебное пение

Музыка (греч. pououcrj, прилагательное от греч. цоша— муза) — искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.[1]

Образ преподобного Сергия в музыке не отделим прежде всего от богослужения и богослужебного пения.

В Житии преподобного Сергия, написанном Епифанием Премудрым, говорится о явном чуде, свершившемся ещё до рождения святого: во время одной из воскресных литургий младенец «воскликнул» трижды, будучи ещё во чреве матери. Случилось это в моменты наибольшей молитвенной сосредоточенности верующих: после Трисвятого и перед чтением Евангелия — «среди всеобщей тишины и благоговейного молчания», потом во время пения Херувимской — «притом уже столь громко, что голос его был слышен по всей церкви» и, наконец, в третий раз, когда священник возгласил «Вонмем! Святая святым».

Сам преподобный Сергий описывается в Житии в одном из своих посмертных чудес поющим вместе с братией: некий инок Игнатий, сподобившись за добродетельную жизнь чудного видения, видел «святого на всенощном бдении: Преподобный стоял на своем месте и пел вместе со всеми. Игнатий рассказал о том братиям, и все, услышав об этом, возрадовались великой радостью».[2]

Богослужебное пение Православной Церкви является одной из форм богослужения».[3] Его основное назначение — «быть выражением молитвы».[4] При этом молитвенные тексты поются без сопровождения каких-либо музыкальных инструментов. «В “словесном служении” ...только человеческий голос, одушевленный чувством и разумом, способен соединить слово и напев».[5] Искусство церковное «всегда символично», «оно приоткрывает нам мир горний, говорит о иной, неземной реальности», «пение церковное есть образ ангельского славословия, песнь Ангелов, незримо сослужащих в храме».[6]

Поэтому «никакая церковная мелодияне существует сама по себе, но только в связи с текстом молитвы».[7]

Итак, музыка в Церкви, как и иконопись, призвана изображать ноуменальный, сверхчувственный мир. Так, в православном понимании икона есть, прежде всего, выражение достоверного знания о духовной реальности, «окно в горний мир», через которое надмирная святость являет себя миру. «И созда, яко икону, песнь»,—говорит богослужебный текст. Песнопение— это звучащая икона.[8]

«Необычайное богатство ...пенопений имеет общую связующую основу — осмогласие, упорядоченное к IX веку великим византийским песнотворцем святым Иоанном Дамаскиным».[9] Осмогласие (цел., восьмигласие) — система гласов, служащая для певческого оформления богослужения.

Святой преподобный Сергий Радонежский канонизирован в середине 15 века. Считается, что первым автором службы, как и жития, был Епифаний Премудрый. Затем в середине XV в. ее переработал писатель Пахомий Логофет.

В рукописи последней четверти XV в. Кирилло-Белозерского собрания, содержатся два тропаря Сергию.

К тропарю «От юности восприял еси» имеется указание «Епифаниево»; к тропарю «Иже добродетелей подвижник» — «Пахомия Сербина».[10]

Тропарь, посвященный святому, раскрывает особенности подвига конкретного святого, прославляет его житие и святость. Исполняется тропарь преподобному Сергию 4-м гласом. Это один из наиболее употребительных и «популярных» гласов церковного пения в сравнении с другими. Многие известные всем тропари написаны именно на этот глас. Его логичное и простое мелодическое строение доступно всем. Тихими и мягкими переходами тонов он сообщает покой душе...

Другой тропарь и кондак (песнопение, в котором развивается, дополняется основная тема тропаря) Преподобному поются 8-м гласом.

По моим личным ощущениям, церковная музыка спокойная, исполняется в минорной тональности. В процессе пения модулируется в мажорную тональность и тем самым меняет свое настроение. Нет резких переходов от одной октавы на другую, а плавный переход по всем нотам октавы.

В богослужебном пении выделяются стихиры — песнопения, написанные стихотворным размером. Стихирам посвящено исследование специалиста по изучению древнерусского певческого искусства

Натальи Семёновны Серегиной «Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества».

Из этой работы я узнала, что «во второй половине XVII в. службы Сергию становятся едва ли не самым масштабным циклом песнопений из всех русских служб».[11]

Под пение одной из важнейших стихир («Приидите все иночествующие») на службу приходил сам царь и прикладывался к иконе праздника.[12]

В одном из списков над словами этой стихиры сохранились несколько фит (фита — символ для обозначения мелодического фрагмента, распеваемого на небольшое количество слогов), что говорит об особой высокой торжественности праздника. Интересно, что, по мнению исследовательницы, в этом случае можно говорить об авторе данного распева — выдающемся русском композиторе-роспевщике 16 века Федоре Крестьянине.[13]

По мнению автора статьи, «основной корпус песнопений Сергию Радонежскому сформировался и бытовал на протяжении двух веков — с конца XV по XVII в.» В XVIII веке состав стихир уменьшается.[14]

Но жизнь не стоит на месте, житие Преподобного Сергия продолжает вдохновлять композиторов и певцов. В конце 20 века жил замечательный церковный композитор Сергий Зосимович Трубачев, написавший многочисленные церковно-певческие произведения, создавший гармонизации монастырских и древнерусских напевов.

Гармонизация — это написание аккордов для разных голосов, исполняющих мелодию.

Однако особенной популярностью сейчас пользуется песнопение «О сладкого Твоего гласа» с подзаголовком «Из Жития преподобного Сергия»: это молитва к Божией Матери, текст которой заимствован из жития святого.[15]

Таким образом, хотя сегодня мы празднуем 700-летие со дня рождения преподобного Сергия, хотя с момента его канонизации прошло более 5-ти с половиной веков, образ святого продолжает вдохновлять композиторов на создание музыки, раскрывающей красоту и величие его подвига.

Преподобный Сергий и устное народное творчество

И это не обязательно богослужебная музыка. Издавна существуют народные песнопения, посвященные великому русскому святому.

Сегодня в программу начальной школы по музыке, а также в курс МХК для 6 класса включена известная народная песня о Преподобном. Первые её строки: «Там, где стоит, красуясь ныне, обитель Троицы святой...». В курсе МХК эта песня определяется как духовный стих, а её мотив как простой и «безыскусный».

Главное в этой песне — стихотворный текст, в котором воспроизводится житие святого. Ещё одним знаменитым духовным стихом является песня, начинающаяся так:

«Прошли века, и там, где прежде Была лесов дремучих ширь,

Стал в белокаменной одежде Оплотом веры монастырь.» 

Преподобный Сергий и современная аудио-визуальная культура

Песни о преподобном

Продолжается традиция сложения песен о святом преподобном Сергии и сегодня. Большой популярностью пользуется песня на стихи И. Языковой «Тихий свет на Маковце-горе». Музыка — протоиерея И. Лепешинского.

Её исполняет Юлия Березова, а также дуэт Людмилы и Сергея Ершовых, детские и монастырские хоры.

«Паломничество» — так называется ещё одна популярная песня о святом преподобном Сергии, её музыку и стихи написал архидиакон Роман Тамберг. Произведение исполняется под гитару и напоминает о традициях бардовских песен.

В той же традиции создает свои произведения и Николай Еремин, руководитель клуба авторской песни Александро-Невской Лавры, лауреат многочисленных бардовских фестивалей. Бардовская музыка, простая, но не примитивная, помогает автору подчеркнуть смысл текста песни, составленного из назывных или неполных предложений:

«Отче Сергие! Пояс, вервие, ряса рваная,

Доля славная, кладь топорная,

Русь соборная, лес да келийка, путь померий-ка...»

Российские рок-музыканты также часто обращаются в своем творчестве к историческим темам. В песне Вячеслава Капорина «Пересвет и Ослябя» на стихи иерея Андрея Логинова вспоминается самое главное, знаковое событие русской истории — благословение Преподобным князя Дмитрия на Куликовскую битву. Известно, что два монаха Троице-Сергиевой Лавры — Пересвет и Ослябя — отправились на битву вместе с полками князя.

Как известно, рок-музыка в России не ограничена протестным движением, она вполне естественно сочетается с традиционными моральными ценностями.

Мелодия этой песни не особо трудная, можно сказать, простая. Присутствует классическая и электронная гитара, но, мне кажется, мелодию можно было бы исполнить и на гуслях, как в то далекое от нас время. Мелодия равномерная, спокойная, что не свойственно современным сочинениям рок-композиторов.

Мультфильмы о Куликовской битве и её героях

Как ни странно, но даже в советский период оказалось невозможно забыть о подвиге преподобного Сергия. К 600-летию Куликовской битвы в 1980 году был снят прекрасный мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

В нем звучит очень интересная музыка композитора В. Кривцова. В музыке этой сочетаются традиции 19 и 20 века: ощущается влияние творчества Глинки и Бородина, Чайковского и Мусоргского, Римского-Корсакова, в то же время такая музыка отражает и влияние Прокофьева, Шостаковича.

Для нас наибольший интерес представляют сцены с участием преподобного Сергия — с 5-й по 8-ую минуты мультфильма. Музыка полностью передает настроение участников действия, торжественность момента. Так, в сцене благословения преподобным Сергием Дмитрия на бой музыка тихая и плавная, напоминает нежные народные мелодии, показывает она одобрение на бой. Звучат духовые инструменты и гусли. В конце этой сцены как знак силы и воссоединения Руси перед боем для защиты родной земли звенят колокола, словно передают благословление Бога на битву за правду. Чувствуется небольшое волнение.

Совсем недавно, в 2012 году, снят ещё один мультфильм, героем которого является преподобный Сергий, — это мультфильм «Пересвет и Ослябя». Музыку для него сочинил современный композитор Владимир Довгань.

В мультфильме «Пересвет и Ослябя» звучат церковные напевы, а затем мажорная музыка в голосах инструментов. Струнные инструменты передают напряжение перед боем, а барабаны создают темп военного марша. Но музыка звучит обнадеживающе, как будто хочет помочь участникам сражения.

Звучит, в отличие от предыдущего мультфильма, музыка здесь не постоянно, а в самых важных сценах. В момент благословения князя Дмитрия и его дружины (на 8-й минуте) музыка очень трагичная и торжественная: преподобный Сергий знает не только о грядущей победе, но и о гибели множества замечательных воинов, ставших теми, кто принес себя в жертву «за други своя». На 15 и 16 минутах напряженная и трагичная музыка боя сменяется плавной, нежной, близкой к народной мелодии, когда появился кадр с молящимся преподобным Сергием...


Заключение

Итак, образ преподобного Сергия Радонежского, самого любимого и самого почитаемого из русских святых, продолжает раскрываться в самых разных видах и жанрах искусства, в том числе и совершенно современного. Формой для раскрытия такого высокого содержания может быть музыка любого жанра и направления, так как именно высокий смысл меняет и возвышает любую форму, делает её вместилищем возвышенного духовного содержания.


Литература:

[1] Wikipedia.org// URL: http://ru.wikipedia.org/wiki2.

Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского, записанные преподобным Епифанием Премудрым, иеромонахом Пахомием Логофетом и старцем Симоном Азарьиным / Свято- Троицкая Сергиева Лавра, официальный сайт / Глава 35// URL: http:// www.stsl.ru/lib/book2/ chap_el8-31.htm#ch_e35

[3] Корнышева И.Р. «Музыкальная эстетика» православного богослужения (автореферат диссертации). Режим доступа: https://www. google.

[4] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное: ст. и исслед./диакон Сергий Трубачёв. Сост. игумена Андроника (Трубачева), М.С. Трубачевой, О.С. Никитиной. М.: Прогресс-Плеяда, 2005. С. 520.

[5] Там же, с. 519.

[6] Там же, с. 518.

[7] Там же, с. 520.

[8] Корныгиева И.Р. Там же.

[9] Сергий Трубачёв, диакон. Избранное... С. 521.

[10] Серегина Н.С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнотворчества // URL: http://odrl.pushkinskijdom. ru/

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Там же.

[14] Там же.

[15] Диакон Сергий Трубачев. Полное собрание богослужебных песнопений в 2-х томах. М.: Благо, 2011, т. 2 с. 326, ноты с. 61—92.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса / Ответственный редактор Т.А. Исаченко. — М.: РФК Имидж Лаб, 2014.



13 Марта 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...