Преподобный Сергий Радонежский в повести Ивана Шмелева Куликово поле

Преподобный Сергий Радонежский в повести Ивана Шмелева Куликово поле

Главная тема творчества Ивана Шмелёва — православная, ис­конная, патриархальная Россия. Мечте об этой ушедшей родине посвящена повесть «Куликово поле», написанная Шмелёвым в по­следний период творчества (в 1937—1947 годах) и лишь недавно из­данная в России. Московский театр русской драмы «Камерная сце­на» поставил по этой повести одноименный спектакль, в котором соединился творческий вымысел с реальными событиями.

В центре повести — образ Сергия Радонежского — святого за­щитника русской земли. Писатель обращается к личности Сергия Радонежского в один из сложнейших периодов русской истории — разгар сталинских репрессий, в Европе разгорается чума фашизма, война подбирается к границам оставленной в 20-е годы Родины, а в личной жизни — нищета эмигрантского существования. Действие произведения тоже происходит в смутное время 20-х годов ХХ-го века, по словам автора, «в темную годину, когда разверзлась без­дна» — вот когда родной земле нужен небесный покровитель.

Место действия — Куликово поле и подмосковный Сергиев Посад.

Главный герой повести — рассказчик — во многом повторяет судьбу самого автора, он также оказывается в Сергиевом Посаде, где после революции многие представители русской интеллигенции находили прибежище. В монастырях в 20-е годы нашли приют слав­ные семьи России — Голицыны, Нарышкины, Раевские; писатели, философы, художники — Фаворский, Розанов, Нестеров. Сергий Радонежский незримо оберегал их в то смутное время, хранил от революционного террора. В это же время Шмелёв, тоже прожи­вавший в Сергиевом Посаде, знакомится со священником Павлом Александровичем Флоренским. По-видимому, в этот короткий пе­риод общения и передал священник Павел Флоренский писателю Ивану Шмелёву историю, описанную позднее в повести «Куликово поле». Через 70 лет внук Флоренского Павел Васильевич Флорен­ский, сидя в зале московского театра, сможет предъявить труппе театра доказательства реальности описываемых Шмелёвым собы­тий. Он рассказал актерам о событиях, лежащих в основе произ­ведения.

В центре повествования — две короткие встречи героев со стран­ником. Его роль и проста, и символична, за ней угадывается образ самого Преподобного Сергия, который передает крест, найденный на Куликовом поле, из рук в руки.

«Куликово поле» — это повесть о чуде Преподобного Сергия. Однако смысл повести заключается не в показе чуда самого по себе, а в его влиянии на обращение человека к Богу.

Первая встреча происходит в минуту отчаяния. Герой по фами­лии Сухов находит на месте Куликовской битвы старинный крест со следом от сабельного удара, а передать его на хранение некому. Опомнился от грустных мыслей герой — надо домой спешить. Смотрит — подходит старец, посошком землю меряет. Обрадовал­ся незнакомцу Сухов, и сердце забилось радостью, будто тот чело­век был ему надобен.

Старец заговорил с Суховым церковным языком (давно таких речей не слышал герой, живущий в советской стране): «Крест Хри­стов обрел — радуйся». И от этих слов повеяло на Сухова покоем, всё захотелось о себе и своих тревогах рассказать: «что это, по­жалуй, старинный крест, выбили из-под земли проезжие, а это место — самое Куликово поле, тут в старинные времена битва была с татарами... может, и крест этот с убиенного православного воина; есть словно и отметина — саблей будто посечено по кресту... и вот, взяло раздумье: верному бы человеку переслать, сберег чтобы... а ему негде беречь, время лихое, неверное... и надругаться могут, и самого-то замотают, пристани верной нет: прежде у господ жил, потом у купцов... — «а нонче, — у кого и живу — не знаю».

В горьких словах этой неожиданной для самого героя испове­ди — «вся погибель наша открылась», заплакал он от отчаяния, а старец ласково его успокоил: «Не смущайся, чадо, и не скорби. Милость дает Господь, Светлое Благовестие. Крест Господень — знамение Спасения».

После ухода незнакомца у Сухова на душе легче стало, ушли черные мысли, потому что дошёл до него тайный смысл встречи. Всей своей душой он поверил в то, что Господь послал ему в тяже­лую минуту преподобного Сергия Радонежского, и встреча эта — поддержка «Фоме неверующему», теряющему опору в душе, это «приятие» того, что «поруганная правда должна восторжествовать над злом», это искра «святого света во тьме кромешной».

В этой вере, которую укрепил в себе герой, вся сила нашего народа, секрет того, что все потрясения так быстро переживаются русскими людьми. В доказательство своей позиции автор приво­дит мнения Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, В.О. Ключевского «про исключительное свойство нашего народа быстро оправлять­ся от государственных потрясений и крепнуть после военных по­ражений». Для Шмелева и путь России особенный, это путь осо­бого народа «исключительной духовной мощи».

Во второй части повести «приятие» чуда встречи с преподобным происходит по-другому.

В одну из своих служебных поездок повествователь приезжа­ет в Троице-Сергиеву Лавру. «Она светилась, веяло от нее поко­ем. Остановился, присел на столбушке у дороги, смотрел и думал... Сколько пережила она за свои пять веков! Сколько светила рус­ским людям!.. и знаете, что почувствовал я тогда в тихом, что-то мне говорившем, ее сиянии?.. Сколько еще увидит жизни!.. поруган­ная, плененная, светилась она — нетленная...» Впервые тогда за все смутные годы почувствовал повествователь в себе веру, понял, что есть необоримая защита, опора у русского человека.

После этого открытия и узнаёт он о продолжении истории с крестом, найденным на Куликовом поле.

Таинственный старец приносит крест как знак спасения тем людям, которым он может быть доверен. Для всех героев повести крест из рук Сергия Радонежского становится символом спасе­ния — им можно укрепить падающих духом, вселить надежду.

«Пять веков назад, с благословения преподобного Сергия, вели­кий князь разгромил Мамая, потряс татарщину, тьму... и вот голос с Куликова поля: уповайте! — И чудо повторится, падет иго наи­страшнейшее, Крест победит его!.. И он принимает на себя мис­сию, идет к нам, в вотчину преподобного, откуда вторично вос­сияет свет».

Наш народ в истории пережил множество страшнейших ис­пытаний, но не был сломлен ни разу, потому что святые заступники земли Русской помогали ему, а православная вера вселяла надеж­ду на лучшее, на победу, укрепляла души мужеством. «Ты одоле­ешь!» — этими словами преподобный Сергий благословил когда-то Дмитрия Донского и через него — всю Русь Православную.

Самое главное для меня в этой повести — не сдаваться, во что бы то ни стало стоять за правду, за правое дело, за свою Родину. А к тем, кто перестанет верить и будет готов сдаться, придет пре­подобный и принесет крест — символ веры, надежды, спасения.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


STSL.Ru


11 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.