Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей: история и варианты иконографии

«Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей» - особая композиция, изображающая святого возле гробниц его отца и матери, преподобных Кирилла и Марии. Этот вариант иконографии особенно распространился с середины XIX века. Создание подобных образов было связано с местным почитанием родителей преподобного в Покровском Хотьковом монастыре, где почивают их мощи.

Сцены, изображающие преподобного Сергия у гробов родителей, не встречаются в его житийных иконах XVI-XIX веков. Единственным примером являются миниатюры лицевого «Жития преподобного Сергия» (рукопись, по всей вероятности, 1592 г., РГБ, Троицк. III-21). На обороте л.55 в верхнем регистре находятся две сцены: в первой из них Варфоломей над родительским гробом оплакивает кончину родителей, а стоящий рядом священник кадит. Во второй - совершается заупокойная служба. Эти сцены не оказали влияния на иконографию образов рассматриваемого нами типа, но вместе с тем они являются чуть ли не единственным примером (вплоть до XIX века) изображения преподобного Сергия у гробов родителей.

Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.
Миниатюры из рукописи лицевого Жития преп. Сергия конца XVI века из собрания РГБ.

Все сохранившиеся иконы «Преподобный Сергий у гробов родителей» имеют одно принципиальное различие с этими иллюстрациями. В упомянутой рукописи визуально воплощаются слова Епифания Премудрого, автора самого известного Жития преподобного Сергия, то есть происходит буквальное иллюстрирование текста. Согласно Житию, в этих сценах Варфоломей представлен отроком, до его пострижения в монахи, которое произошло после смерти родителей, но на иконах «Преподобный Сергий у гробов» святой всегда неизменно представлен монахом-старцем. Таким образом, эти иконы не являются иллюстрацией эпизода одного из самых распространённых вариантов Жития, по которому Варфоломей 40 дней воздавал сыновью дань родителям после их смерти.

Больше, чем Житие, на сложение иконографии повлияло народное предание, по которому преподобный Сергий при жизни вплоть до своей кончины нередко хаживал на могилу родителей из только устраивавшегося Троицкого монастыря В XIX веке почитание Кирилла и Марии достигло своего апогея, в особенности после их «чудесного заступничества» во время эпидемии холеры 1848 года, а устройство железной дороги, проходящей близ Хотькова монастыря, привлекло в обитель большее количество паломников. При монастыре, а также в мастерских Троице-Сергиевой Лавры, начали создавать в качестве паломнических реликвий иконы интересующего нас сюжета. Про иконы этого типа С.К. Смирнов, ректор Московской духовной академии, писал уже в 1854 году: «И теперь во множестве покупают богомольцы как в самой Лавре, так и в Хотькове, образки, на которых Преподобный Сергий изображён молящимся у гроба своих родителей, с кадилом в руке. Это памятник его сыновей любви к родителям, которым он послужил до самой блаженной кончины» .

Однако известные нам иконы данной иконографии относятся ко времени не ранее третьей четверти XIX века Для всех них характерны следующие обязательные иконографические элементы: преподобный Сергий Радонежский-старец в монашеских одеждах стоит в трёхчетвертном повороте вправо или влево (эта деталь может варьироваться), в правой руке его кадило, левая - в жесте моления или перед грудью. Он стоит перед двумя гробницами, в которых лежат его родители в схиме (чаще всего со скрещенными на груди руками). Оба гроба покрыты одним общим покровом, так, что открытыми остаются половины фигур Кирилла и Марии. Как правило, фигура преподобного Сергия несколько масштабно увеличена по сравнению с изображениями родителей.

Одни из самых ранних примеров таких сцен известны в гравюрах , например, в гравюре 1862 года, выполненной И.И. Старченковым , более известным в качестве автора гравюр с видами Троицкой обители. На этой гравюре присутствуют все вышеперечисленные элементы. Примечательно, что сцена представлена на открытом пространстве на фоне пейзажа и вида Хотькова монастыря (композиция на фоне построек монастыря встречается и в иконах), тогда как большинство известных икон отражает реальность и показывает сцену в интерьере. Над сценой парит в облаках образ Покрова Богоматери - в соответствии с посвящением обители. Существовали многочисленные примеры других гравюр с изображением этой сцены, по всей видимости, повлиявших на формирование иконографической композиции икон.

Интересно, что в описании гробницы родителей преподобного, данной в 1896 году, содержится описание одной не дошедшей до нас иконы: «Икона Знамения Божией Матери во весь рост старинного письма (помещается перед гробницею Кирилла и Марии). Замечательна особенною обстановкою: под стопами Богоматери изображена гробница Кирилла и Марии: около гробницы на одной стороне изображены дети их: Варфоломей, Петр и Стефан, а на другой - супруга Стефана и супруга Петра Екатерина». Таким образом, в XIX веке существовали и другие варианты образов Сергия перед гробами родителей, с включением фигур его сродственников. Однако икон подобной иконографии среди расхожих образов не встречается (на месте описанного образа ныне находится икона такой же иконографии современного письма).

Примечательно, что композиция «Преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей» известна как в иконописи (чаще всего паломнические образы небольшого размера), так и в предметах декоративно-прикладного искусства: и в эмалях, и в резьбе. В целом иконография данного сюжета довольно стабильна, вариации могут касаться только второстепенных деталей, прежде всего фона, при сохранении всех основных элементов. Возможно, это связано с тем, что они появились незадолго до того, как ход развития иконописи был прерван, и иконография не успела претерпеть свою эволюцию.

Иконы на этот сюжет различаются также и по художественному уровню. В качестве примера можно привести две иконы «Преподобный Сергий Радонежский перед гробами родителей» конца XIX века из собрания Музея имени Андрея Рублёва . Обе имеют практически идентичную иконографию (сцена происходит в интерьере, на дальней стене - прямоугольная пилястра, за гробами - горящая свеча, над ней - образ Спаса Нерукотворного). Однако живопись первой выполнена на более высоком уровне (к тому же икона больше по размеру), близком к столичным памятникам, вторая - с гораздо более упрощёнными приёмами письма. Подобную же иконографию (сцена - в интерьере, на фоне - стена и образ Спаса Нерукотворного) имеет и большинство произведений мелкой пластики, например, эмали второй половины XIX в. из Соловецкого музея-заповедника , Рыбинского музея- заповедника . Эмалевые образки также могли приобретаться в память о посещении обители.

Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских.  Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева
Преп. Сергий перед гробами родителей – прп. Кирилла и Марии Радонежских.
Вторая половина XIX века. Собрание музея им. Андрея Рублева

В очень редких случаях преподобный Сергий с гробами родителей включался в состав избранных святых. Уникальная икона такого типа хранится в Тверской областной картинной галерее. На этом образе второй половины XIX века представлены тверские святые: благоверный князь Михаил и святитель Арсений, а в правой части - преподобный Сергий Радонежский и его родители в гробницах . Причём, строго говоря, представлена не совсем сцена предстояния у гробов, поскольку святой отвёрнут от родителей, он стоит в повороте к другим святым.

Таким образом, иконография «Преподобный Сергий у гробов родителей» сложилась в XIX веке и не имеет прямых прототипов в искусстве более ранних периодов. Иконография отражает не конкретный момент Жития святого, а предание о том, что преподобный Сергий часто посещал могилу родителей вплоть до своей смерти, поскольку на всех подобных образах он изображается не отроком, но монахом-старцем. Памятники такого типа создавались преимущественно в качестве паломнических реликвий, приобретавшихся в память о посещении Покровского Хотькова монастыря. Композиция этих образов отличается устойчивостью и малой вариативностью основных элементов. Появившись, по всей видимости, под влиянием гравюр, иконография была распространена как в иконах, так и в предметах декоративно-прикладного искусства.

С.А. Кирьянова

Источник: Преподобный Сергий Радонежский и образ Святой Троицы в древнерусском искусстве: Тезисы докладов научной конференции; Музей имени Андрея Рублева, 11-12 декабря 2013 г. / Ред. и сост. Н.И. Комашко. - М.: МАКС Пресс, 2013



17 Января 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...
Пасхальная иллюминация на колокольне
Пасхальная иллюминация на колокольне
19 апреля 1913 г., на Пасху последнего предвоенного года (перед Первой мировой войной), жители Сергиевского посада и многочисленные паломники стали свидетелями иллюминации, устроенной на колокольне Троице-Сергиевой Лавры...