Преподобный Сергий-миротворец в русских междуусобицах

Отечество мое! Россия! 
В тебе дух старины живет! 
И ни одна еще стихия 
Не победила твой народ! 
Из тьмы веков ты восставала 
И становилась все сильней. 
Святая Русь — твое начало, 
И преподобный Сергий в ней!

С. Никулина


В 2014 году Россия и весь православный мир отмечают 700-летие со дня рождения преподобного Сергия. Наверное, есть какая-то непостижи­мая тайна в том, что такие духовные светочи приходят на русскую землю в самые тяжелые ее времена, тогда, когда они жизненно необ­ходимы русскому народу, русской земле. В.О. Ключевский, один из крупнейших русских историков писал: «Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать заскорбевшему народу что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появ­лением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. Русские люди 14 века признали это действие чудом, потому что оживить и привести в дви­жение НРАВСТВЕНОЕ ЧУВСТВО НАРОДА, поднять его дух выше его привычного уровня — такое проявление духовного влияния всег­да признавалось чудесным, творческим актом». Преподобный Сергий за свои духовные подвиги кроме прочих даров стяжал от Бога «дух мирен» и примерами своей жизни показал, что такое истинное МИРОТВОР­ЧЕСТВО. О Сергии Радонежском как о миротворце сохранились известия в Летописях Нижегородской земли, а также в «Житиях святых, изложенных по руководству Четьих-Миней св. Дмитрия Ро­стовского». Эти сведения интересны и актуальны сегодня, в годину междоусобиц на территориях, примыкающих к России с юга. Благо­даря этим сведениям, мы узнаем о деятельном участии Сергия в уми­ротворении враждующих сил и принятии решительных действий для предотвращения дальнейшего конфликта.

Увещание князя Олега, фреска  входа в Серапионову Палатку Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.jpg

Увещание князя Олега. Фреска Южного притвора 
Троицкого Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

В смутное и лихое время жил Сергий: читая летописные сказания, то и дело встречаешь известия, что такой-то князь приехал в Орду добывать себе титул великокняжеский, другой разорил или совсем отнял удел соседа, третий подговорил Литву и тех же татар идти ра­тью на Москву. В 1358 году — Сергий убеждает ростовского князя Константина не выступать против Москвы. Более того, «князь Кон­стантин обязался после сего быть в совершенной зависимости от ве­ликого князя Московского».

Проходит год и пустынник-примиритель снова пешком отправ­ляется в путь, в Нижний Новгород. В те времена княжество Новго­родское «крепко стояло» и в сотоянии было соперничать с Москвой. Между братьями Дмитрием и Борисом Константиновичами начались распри: Дмитрий требовал княжения в Нижнем «по-старшинству». Но Борису при поддержке ханов Ордынских удалось отстоять право на власть. Между тем, в орду съездил также и сын Дмитрия старше­го и выпросил отцу ярлык на княжение землей Владимирской, ко­торая тяготела к Москве. Но от этого ярлыка Дмитрий отказался, Уступая его Москве и продолжая настаивать на владение Нижним Новгородом. Московский князь Дмитрий Иванович (ему было всего лет, но он находился под мудрым духовным руководством митро­полита Алексия) послал в нижний послов, чтобы «братья помири­сь и разделили вотчину. Но Борис ответил высокомерным отка­зом: «князей судит только Бог. Князь знает только хана, который утвердил за ним княжение и больше подчиняться никому не желает!» И тогда «Преподобный Сергий игумен по Митрополичю слову Алексиеву и Великого Князя Дмитрия Ивановича церкви вся затво­ри». Сергий прозревает злую кончину Бориса и его детей. Борис вы­нужден был покориться, тем более что из Москвы под начальством его брата Дмитрия Суздальского пришла сильная рать. И Борис вы­шел навстречу брату с повинной (1365 год).

Благословение Дмитрия на решительное сражение против татар на Куликовом поле — тоже один из ярких примеров миротвор­чества преподобного Сергия. Междоусобицы, начавшиеся в Орде, помогли нашему Отечеству собрать все силы в единый кулак, на­чать объединяться вокруг Москвы. Но сомнения все же не покида­ли Дмитрия: войско Мамая было сильно и многочисленно. Проро­чество Сергия о победе, его духовное наставничество и присутствие Пересвета и Осляби ободрило и придало уверенность князю Дми­трию. Святой игумен укреплял мужество князя и воинов и во вре­мя самой битвы. Сергий обладал даром пророчества, прозревал чувства и мысли людей и, поэтому, «послал грамоту князю Дми­трию, благословение Святой Троицы и Богородичную просфору». Он стоял на молитве все время, пока шла битва, сообщал то, что видел своим внутренним взором и первым возвестил о победе рус­ского войска.

В 1385 году Сергий в качестве посла-миротворца отправляется в Рязань вместе со старейшими боярами. «Чудный старец долго бесе­довал с князем о спасении души, о мире и о любви, и своими тихими, кроткими, богоуветливыми речами привел его в умиление , уговорил Олега заключить вечный мир с великим князем Дмитрием».

Подписью Преподобного скреплена духовная (грамота) москов­ского князя. «В этой духовной навсегда был установлен порядок владения престолом великокняжеским: власть великокняжескую должен был наследовать от отца сын». Новый принцип престоло­наследия положил конец княжеским распрям и стал основой рос­сийской государственности.


Источник: Преподобный Сергий в истории, литературе, искусстве России. Семь столетий истории. Материалы международного юношеского конкурса. Москва, РГБ 2014 


STSL.Ru


3 Декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...