Величайший русский иконописец

В. Лебедев

Согласно постановлению Седьмого Вселенского Собора Православная Церковь почитает образ «наряду с Крестом и Евангелием». Создание иконы является подвигом благочестия, предполагающим благодатную помощь свыше. Отсюда и особый чин святости – чин святых иконописцев во главе с апостолом и евангелистом Лукою. В Русской Церкви к лику святых иконописцев причислены святой Алипий Печерский, преподобный Дионисий Глушицкий и величайший русский иконописец преподобный Андрей Рублев.


Исторические сведения о преподобном Андрее крайне скудны. О его происхождении ничего не известно. Прозвище «Рублев», которое сохранилось за ним в монашестве, по-видимому, родовое. Оно имеет характерное для русских фамилий окончание. В XIV–XV веках такие фамилии носили только знатные люди.

Год рождения преподобного Андрея неизвестен. Предполагают, что он родился около 1360 года. Эта дата является условной, официально принятой в современной исторической науке.

Некоторые исследователи считают, что святой Андрей в юные годы жил в Византии. В его художественном наследии имеется изображение греческого морского судна (на фреске «Земля и море отдают мертвых», владимирский Успенский собор, 1408 г.). Мачты, реи, флаг на корме – все написано с таким знанием корабля, что можно предположить одно из двух: либо святой Андрей видел такие корабли, т. е. был на море, либо получил эти сведения от своего наставника – художника греческого происхождения. Согласно одной из гипотез, святой Андрей был учеником знаменитого Феофана Грека. Это предположение основано на том, что в записи 1405 года их имена упоминаются рядом, причем первым идет Феофан. То, что Феофан Грек оказал определенное и, может быть, немалое воздействие на святого Андрея, можно считать несомненным, хотя бы в силу того, что они трудились какое-то время вместе и юный Андрей, конечно, внимательно наблюдал, как работает знаменитый грек.

Место пострижения преподобного Андрея достоверно неизвестно, но вся его жизнь связана с двумя монастырями – Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к концу XVI века, видит в святом Андрее духовного сына преподобного Никона Радонежского. Однако современные исследования показывают, что постриг он принял скорее всего в Спасо-Андрониковом монастыре. Эти две версии не противоречат друг другу, поскольку оба монастыря были тесно связаны между собой. Очевидно, что святой Андрей был в послушании у преподобного Никона, когда трудился в Троицком монастыре и писал иконы в Троицком соборе. Поскольку инок Андрей постоянно выполнял заказы митрополита и великого князя, естественно было ему находиться «под рукой» у владык, т. е. в одном из московских монастырей (его иконы сохранились в Благовещенском соборе в Московском Кремле). Пребывая в Спасо-Андрониковом монастыре, он жил в духовной среде учеников Преподобного Сергия, с которыми тесно общался во время поездок, связанных с выполнением заказов.


В 1408 году, как сообщает летопись, преподобный Андрей вместе со своим «сопостником» Даниилом Черным расписывает Успенский собор во Владимире. Предание о тесном сотрудничестве двух иконописцев-подвижников бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано святым Иосифом Волоцким. Стяжанием великой Божественной благодати преподобный Иосиф объясняет их полный уход от всякого земного попечения, «яко никогда же о земных упражнятися». Они «предуспели» в Божественной любви, которая открылась им и привлекла в себе. Созерцание икон являлось для них праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью», возводящим ум от материального, огрубленного, недвижимого подражания к невещественному, источающему жизнь мира Первообразу. Отсюда и особое значение иконы как свидетельства об истине, отсюда и особо проникновенное отношение к каждому движению кисти.

«Сего ради», т. е. ради столь высокого и столь духовного образа жизни, «Владыко Христос тех прослави и в конечный час смертный». Уже после кончины святого Андрея Даниил Черный, не разлучавшийся с ним в сердце своем всю жизнь, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном: «Виде… Андрея во мнозе славе и с радостию призывающа его в вечное оно и бесконечное блаженство».

На протяжении ХѴІ–ХѴІІ веков память этих иконописцев, в первую очередь святого Андрея, была окружена глубоким почитанием. В середине XVI века Стоглавый Собор возвел его иконы во всеобщий образец, предписав писать образ Святой Троицы так же, как писал Андрей Рублев.

Свидетельство о признании святости преподобного Андрея находим в строгановском иконописном подлиннике (конец XVI века). Подлинник сообщает: «Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные… а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу…» Здесь святой Андрей именуется преподобным, все его иконы признаются особо благодатными, указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI века он изображается с нимбом. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 июля, в день памяти святого Андрея Критского.

По явному Промыслу Божию, именно в наше время «Святая Троица» преподобного Андрея, а также и другие его произведения приобрели значение свидетельства истины Православия пред лицом всего мира. Божественнаго света лучами облистаемый, преподобне Андрее, Христа познал еси – Божию Премудрость и Силу и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси Единство во Святей Троице, мы же со удивлением и радостию вопием ти: имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице, моли просветити души наша (тропарь, глас 3-й).


Источник: В. Лебедев. Преподобный Андрей Рублев // Журнал Московской Патриархии. – 1989. – № 7. – С. 40.

Источник: STSL.Ru
17 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Распоряжение императрицы
Распоряжение императрицы

Летом 1732 года в Троице-Сергиевой Лавре шло строительство каменной церкви «над гробом святаго преподобнаго Михея Радонежскаго, ученика святаго преподобнаго отца Сергия…». Возвести храм распорядилась императрица Анна Иоанновна во время своего последнего визита в обитель.

Публичное наказание на Красногорской площади
Публичное наказание на Красногорской площади

29 июня (н. ст.) 1746 года на Красногорской площади перед въездными в Лавру Успенскими воротами состоялось публичное наказание плетьми нескольких человек. Они были пойманы с чужим имуществом 18 мая, на следующий день после сильнейшего в истории города пожара. Приговор вынес Учрежденный Собор Лавры. Он имел право административной и судебной (кроме уголовных дел) власти над жителями окружавших обитель Троицких слобод.

Новая паперть Успенского собора
Новая паперть Успенского собора

28 июня (н. ст.) 1781 года началась разборка старой паперти перед Успенским собором. Ее планировалось заменить каменным крыльцом в соответствии с фасадом, утвержденным владыкой Платоном. Строительство крыльца завершилось в сентябре того же года

В память о спасении императора
В память о спасении императора

28 июня (н. ст.) 1868 года наместник Лавры архимандрит Антоний освятил устроенный в Вифании при митрополичьих покоях домовый храм в честь Нерукотворенного Спасова образа. Надпись над входом гласит: «Устроися храм Всемилостивого Спаса в память двукратного дивного сохранения от опасности Государя Императора Александра Николаевича 1866 г. Апреля 4-го и 1887 г. Мая 25-го дня».

Пожар в Деулине
Пожар в Деулине

15 (27) июня 1865 года в селе Деулино сгорела деревянная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского. Она была сооружена в 1619–1620 годах архимандритом Троицкого монастыря преподобным Дионисием (Зобниновским) в память заключенного в селе в 1618 году перемирия между Россией и Польшей.