Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя, ученики преподобного Сергия

Преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя – воины-схимники. Когда великий князь Димитрий Иоаннович перед своим походом против Мамая в 1380 г. посетил обитель преподобного Сергия и получил от угодника Божия благословение на борьбу с полчищами Мамая, то он просил у Преподобного в залог обещанной ему милости Божией отпустить с ним этих двух иноков.


Фото: Фрагмент фрески Серапионовой палаты Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры

Прп. Александр был прежде боярином Брянским, а прп. Андрей – боярином Любецким. До принятия монашества они славились как доблестные опытные воины-богатыри. Великий князь надеялся, что эти люди, всецело посвятившие себя Богу, своим мужеством смогут послужить воодушевляющим примером для его воинства.

Преподобный повелел Пересвету и Ослябе готовиться на дело ратное, но в замену лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо щитов и шлемов бранных. Мужайтесь, яко доблии воины Христовы!»

В день битвы войска сошлись при устье р. Непрядвы. Исход сражения предвосхитил поединок двух воинов. Вызов бросил гордый богатырь-великан Челубей, родом печенег. Никто из русских витязей не решался на такой подвиг. Но вскоре из полка Владимира Всеволодовича выступил схимник Александр Пересвет. Обратившись к князю и воинам, он сказал: «Не смущайтесь - велик Бог наш и велика крепость Его! Гордый татарин не мнит найти среди нас равного себе; но я желаю с ним переведаться, выхожу во имя Господа Сил! Готов воспринять венец Царства Небеснаго!» Доблестный инок-воин в схимнических одеждах окропил себя святой водой и попросил у всех прощения. Поединщики с копьями устремились друг на друга. Александр сразил Челубея насмерть, но и сам получил смертельную рану.

После победы на Куликовом поле великий князь приказал перевезти тело мученика-героя в Москву, а прп. Феодор, ученик и племянник прп. Сергия, пожелал похоронить его в своей Симоновской обители. Андрей Ослябя остался невредим после битвы с татарами. В 1398 г. вел. кн. Василий Димитриевич посылал его в Царьград с милостыней. После кончины схимник Андрей был погребен рядом со своим соратником Александром Пересветом около храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Над останками были устроены надгробия, оказавшиеся в «палатке каменной под колокольней». После разборки колокольни надгробия были утрачены, но в 1794 г. вновь сооружены и в XIX в. обустроены приделом. В 1928 г. церковь была закрыта и оказалась на территории завода «Динамо», надгробия были уничтожены. После открытия храма в 1989 г. надгробия восстановили.

В настоящее время в экспозиции РГИАМЗ находится посох из яблоневого дерева, принадлежавший схимонаху Александру Пересвету. Он хранился в алтаре соборной церкви Димитриевского монастыря близ г. Скопина в 45 верстах от Куликова поля. Согласно монастырскому преданию, прп. Александр по дороге на битву остановился в келье отшельника на месте будущего монастыря и отдал ему свой дорожный посох.

В XVII в. прпп. Александр и Андрей были канонизированы. Память их совершается 20 сентября и в Соборах Брянских, Московских и Радонежских святых.


Тропарь прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 1

Воини христолюбивии/ и страдальцы прехвальнии,/ дивный Александре Пересвете/ и Андрее Ослябя именуемый,/ Сергия преподобнаго усерднии послушницы/ и брани Куликовския ратницы духовнии,/ силу вражию посрамившии/ и души своя за други положившии./ Молите Христа Бога/ мир Отечеству нашему даровати/ и душам нашим велию милость.


Кондак прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе, глас 7

На поли Куликове враги нечестивыя победисте/ и венцы славы увенчастеся,/ преподобномученицы Александре и Андрее,/ молите Христа Бога/ и нам врага рода человеческаго побеждати,/ Православие хранити,/ душам же нашим улучити велию милость.


Величание прпп. Александру Пересвету и Андрею Ослябе

Ублажаем вас,/ святии преподобномученицы Александре и Андрее,/ и чтим святую память вашу,/ воинов христолюбивых наставницы/ и ангелов собеседницы.


20 Сентября 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...