Предыстория появления Подольных храмов Троице-Сергиевой Лавры

История Пятницкой и Введенской церквей, древ­нейших храмов Сергиева Посада, является неотъемле­мой частью истории Троице-Сергиевой Лавры, основанной в 1-й пол. XIV в. прп. Сер­гием Радонежским.



В дальнейшем, начиная со времени Сергиева преемника прп. Никона, мо­настырь начинает приобретать вотчины благодаря всё более возрастающим вкладам. Начинается интенсивный рост монастырского хозяйства. Всё это требовало четкой и отлаженной системы управления, так как один келарь с помощником из числа братии уже не в состоянии был управляться с множество различных дел и попечений.

Так в монастыре начинают появляться монастыр­ские слуги. Как пишет Е.Е. Голубинский, «слуги не были работниками или чернорабочими, как можно было бы подумать по имени, а именно чиновниками (работники же, или чернорабочие, назывались служебниками); они соответствовали дворянам и детям боярских государей и были совершенно то же, что дворяне и дети боярские у архиереев». Большое число слуг в монастыре было не­обходимо, прежде всего, для тех видов деятельности, ко­торые представлялись затруднительными для лиц мона­шеского звания без помощи мирских чинов, например «прикащичество» в торговле, промыслах (солеварении, рыболовстве), также в землеустройстве и земледелии, хождении по судам и многих иных попечений, весьма обременительных для монашествующих. Монастырские слуги также занимались делопроизводством «письмо­водительством», которое было в то время весьма объем­ным из-за «обширности хозяйства» Троице-Сергиева мо­настыря: так, Е.Е. Голубинский говорит о 96 письмово­дителях в сер. XVIII в.

Для содержания монастыря слуги назначались «вотчинными надзирателями», или приказчиками, что было впоследствии утверждено Стоглавым Собором, запретившим отправлять монашествующих по селам и вменившим обязанность управления «добрым слугам» приказчикам.

По своему происхождению монастырские слуги были отчасти из приписных к монастырю крестьян (мо­настырь выбирал из них лучших и производил в слуги, или по-другому, в «служебники»), отчасти же из людей свободных и благородных из государевых служилых людей, которые вместо службы государю хотели по ка­ким-либо причинам поступить на службу в монастырь.

Возникшее сословие монастырских слуг, или «ар­хонтов», как их именует архидиак. Павел Алеппский, селилось, в основном, по левому берегу реки Кончуры к востоку от нынешних Введенской и Пятницкой церк­вей, вниз по течению (сейчас это ул. Митькина, бывшая ул. Нижняя), и образовало со временем так называемую Служнюю слободу возможно, уже во времена прп. Никона.

Последняя, постепенно увеличиваясь, раздели­лась на две слободы: Нижнюю (вышеупомянутая ул. Митькина), которая иначе называлась Чертольской слободой, или Чертольем, и Верхнюю (современная ул. Вифанская в Сергиевом Посаде). К кон. XVI в. в Служней слободе проживало 159 монастырских слуг, каждый из которых имел свое, зачастую довольно об­ширное, хозяйство.

Очевидно, что для жителей Служней слободы нужна была своя приходская церковь, в которой могли бы совер­шаться, в том числе, таинства и требы, неуместные в стенах монастыря. Как свидетельствует Е.Е. Голубинский, во вре­мена прп. Никона (13921428) была поставлена деревянная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделом вмц. Параскевы, нареченной Пятницей (память 10 ноября по новому стилю). Место, где была построена церковь, носило название Подола, или Дольнего места, из-за своего расположения в низине под г. Маковец с южной стороны монастыря. Как она вы­глядела в то время, нам неизвестно. Можно лишь предпо­ложить, что это была типичная для того времени неболь­шая деревянная церковь клетского типа. Богослужения и требы в ней, скорее всего, отправляли нанятые приход­ские священники. В качестве скромного приходского хра­ма для монастырских слуг Введенская церковь просущест­вовала вплоть до 1-й пол. XVI в.

Почему церковь была посвящена именно Введе­нию, остается неясным. Можно только предположить, что, поскольку территориально храм находился на подступах к Троицкому монастырю, «подоле», он мог служить своего рода «прологом», или «введением», но это не более чем предположение, документально ни­чем не подтверждаемое.

Однако вопрос, почему придел Введенской церкви, который вскоре стал центральным престолом отдельно стоящего храма, был посвящен св. Параскеве, несмот­ря на такое же полное отсутствие документальных свиде­тельств, оказывается более понятным. Дело в том, что на Руси издревле св. вмц. Параскева была почитаема наравне со свт. Николаем Чудо­творцем. Об этом красноречиво свидетельствуют древние рукописи. Прямое подтверждение особому почитанию св. Параскевы находится в вопросе некоего игум. Афанасия к митр. Киприану (13901405 гг.): «Следует ли или как следует поститься на Усекновение главы Иоанна Предтечи, на Воздвижение Честного Креста и в день святой Параскевы?»

Храмы во имя нее назывались в древности Пятница­ми. Наименование Пятниц получили также небольшие придорожные часовни. Почему личность именно этой свя­той оказалась столь близкой русскому человеку, сказать непросто. Возможно, ответ в изначальной жертвенности Богу святой мученицы, что перекликается с осознанием народом-богоносцем своей особой миссии. Может быть, здесь просто духовная связь со святой, которую невозмож­но формализовать или обосновать. Так или иначе, но известно, что русское купечество почитало вмц. Параскеву своей покровительницей и строило вдоль торговых дорог храмы и часовни, чтобы сподручнее было, отложив на время мирские дела, зайти и помолиться о своих нуждах или, наоборот, поблагодарить за исполне­ние своих прошений.

Поскольку «архонты» монастыря, которых и была призвана окормлять церковь, имели самое непосредствен­ное отношение к управлению имуществом монастыря, вполне можно предположить, что именно по их пожела­нию и был освящен во Введенском храме, устроенном мо­настырем, придел св. вмц. Параскеве.

Можно также предположить следующее. Место, на котором была поставлена церковь, всегда было весьма оживленным это был перекресток дорог из Москвы в Переславль и Александрову слободу и дороги из Дмит­рова и Ростова. Соответственно, представлялось разумным дать возможность проезжающим купцам остановиться и поставить свечку святой покровительнице торгового де­ла.

Источник: Гедеон (Губка), еп. Георгиевский и Прасковейский. Подольные храмы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. СП: Пятницкое подворье, 2007.



3 Декабря 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...