Предыстория Первого Вселенского Собора. Первый Вселенский Собор


Первый Вселенский Собор. Фреска XIV в.

Формирование арианского лагеря в Александрии

К 20-м годам четвертого столетия арианская ересь формируется как движение. Однако с самого начала арианство не было однородным, не обладало целостной концепцией. Арианская ересь формировалась в контексте полемики, имела эволюцию. И все же, не смотря на неоднородность, она во всех своих проявлениях и фракциях была неприемлема для православного восприятия.

Александрия, в которой начали разыгрываться драматические события, находилась на пересечении различных миров, культур и верований. В этом восточном центре эллинизма в четвертом веке христианство еще не доминировало. Поэтому конфликт, нараставший в христианской среде и приобретавший все более ожесточенный характер, отрицательно сказывался на общественной репутации Церкви, вызывая насмешки язычников. Аммиан Марцеллин, римский историк четвертого столетия, отмечал, что христиане склочны, склонны к спорам и раздорам.

О серьезности конфликта, происшедшего в Александрии, свидетельствует та поддержка, которую получил новый ересиарх. Согласно Епифанию Кипрскому, сторону Ария поддержали 700 девственниц, 7 пресвитеров, 12 диаконов и 2 областных епископа: Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский. Таким образом, по мнению исследователей, Арий имел сочувствие у 1/3 городского клира.

В своем противостоянии Александру Александрийскому и в проповеди своего учения Арий был склонен и к определенному демократизму. Свои крайние воззрения Арий выразил в сочинении «Фалия», имевшем вид сборника куплетов. Незамысловатые стишки, которые составил и пропагандировал Арий, легко ложились на самые простые мелодии, с удовольствием пелись и разносились по всему Востоку моряками и торговыми людьми. Именем Φαλεία греки называли музу комедии, а также одну из граций. Само же это греческое слово имеет значение цветущего, обильного пира. Называя сборник богословских стишков для простолюдинов пиршеством, Арий, очевидно, следовал старой традиции античного мира, сочетавшего интеллектуальную беседу с сотрапезничеством. Сборник этот до нас не дошел, но о нем мы все же можем составить некоторое представление благодаря отрывкам, содержащимся в сочинениях святителя Афанасия Александрийского. Сами же сочинения этого святого дают нам представления о крайнем арианстве.


Александрийский собор и Окружное послание Александра 
Александрийского

Первоначально позиция Александра Александрийского по отношению к Арию отличалась снисходительностью. И только непримиримость самого Ария вынудила епископа однозначно запретить своему пресвитеру проповедь. Арий не подчинился. Тогда Александр созывает собор [1].

Поместный собор, отлучивший Ария, состоялся, по мнению Шварца, Зеека и др., в 323 г. [2]. Этот собор мог насчитывать до 100 епископов. Собор низложил Ария и его сторонников. Сохранилось Окружное послание, разосланное Александром, в котором мотивируется отлучение Ария, излагается и опровергается его богословие.

В послании мы имеем дело с крайними тезисами арианства:

1. Было (время), когда Слова не было. Слово «время» даже Арий не всегда употреблял, допуская, очевидно, что Слово могло быть сотворено и до начала времени, что можно было бы подтвердить и Священным Писанием: «Той же и веки сотвори».

2. Сын есть создание и тварь, Он получил бытие из ничего.

3. По природе Сын изменяем.

Иными словами, Бог Отец мог бы вполне существовать и без Сына, если бы Бог Отец не захотел родить Сына и сотворить мир, то Сына могло бы и не быть. Опровергая учение Ария, Александр Александрийский ссылается в послании на Священное Писание.

Это же послание отражает и первые послесоборные события. Из его текста видно, что Арий обратился за поддержкой на Восток, к Евсевию Никомедийскому. Евсевий Никомедийский был родственником императора Лициния. Будучи первоначально епископом г. Берита, он оставил свою кафедру ради Никомедии — императорской столицы. Подобное деяние в древней Церкви рассматривалось как духовное прелюбодеяние. За это, кстати, Евсевия упрекал Александр Александрийский. Евсевий являлся образцом епископа нового типа — придворного епископа. Возможно, он явился одним из родоначальников представления о том, что достоинство епископа зависит от государственного статуса его города.

Кстати, Александр упрекал Евсевия за то, что тот считал, что на нем лежит вся тяжесть Церкви. Как епископ восточной столицы, Евсевий представлял, что на нем лежит ответственность за Церковь всей Империи, что он имеет право выносить суждения по вопросам, касающимся всей Церкви. Между Евсевием и Александром возникает скрытое соперничество за влияние на Востоке империи. Это соперничество будет иметь большое продолжение и в последующее время, когда на Востоке появится новая столица, Константинополь.

Письмо Ария к Евсевию Никомедийскому и письмо Евсевия Никомедийского к Павлину Тирскому

Итак, изгнанный из города Арий пишет письмо к Евсевию. В этом письме, сохраненном для нас Феодоритом Кирским, Арий называет Евсевия солукианистом и приводит список отлученных епископов — больший, чем он известен по другим источникам. Среди этих епископов — восточные епископы из Финикии, Малой Азии и Палестины. Но мог ли Александр отлучить их? Может быть, Арий имеет в виду косвенное отлучение: эти епископы поддерживали Ария, поэтому собор, отлучая Ария, косвенно отлучал и всех его сторонников. Учение Ария в этом письме умеренное:

1. До рождения Сын не существовал, Его не было прежде, чем Он был рожден.

2. Сын рожден по воле Бога Отца, произошел не из чего-либо прежде существовавшего.

3. Сын был прежде времен и веков.

4. Сын неизменяем.

Последние два положения и являются моментами, смягчающими крайние представления арианства.

Очевидно, после этого письма Евсевий Никомедийский написал послание к Павлину Тирскому, приглашая этого епископа содействовать Арию. В этом письме упоминается о поддержке Ария Евсевием Кесарийским. Основные богословские положения этого послания таковы:

1. Сын не рожден из сущности Бога Отца.

2. Сын совершенно отличен от Бога Отца по природе и силе.

3. Начало Сына не может быть понято и выражено даже ангелами.

4. Сын сотворен, рожден по воле Бога Отца.

Крайнее арианство здесь смягчено утверждением неизреченности рождения Сына от Отца.


Вифинский собор

Итак, именно Евсевий Никомедийский формировал оппозицию Александру Александрийскому. Именно этот епископ сделал арианскую ересь мощным движением. В 323 или 324 г. он созывает собор в Вифинии. На соборное осуждение Ария следовало ответить соборно. Арий восстанавливается в своем достоинстве. Это постановление подписывают многие восточные епископы.


Послание Александра Александрийского к Александру Фессалоникийскому

В 323 г. Константин Великий, победив Лициния, становится единовластным правителем. В Никомедии, своей восточной столице, он оставил епископом Евсевия, который продолжал чувствовать себя очень уверенно. Ариане вернулись в Александрию. В городе начались беспорядки. Ариане начали открытую проповедь. Подкупленные им распутные женщины на всех углах кричали о своих связях с епископом Александром. Александр чувствовал себя подавленным, оставленным, пребывал в дурном расположении духа. В это время он пишет послание к Александру Фессалоникскому [3], поскольку до восьмого века Фессалоники в церковном отношении подчинялись Риму. Отчаявшись найти правду на Востоке, Александр обратился с сетованиями и жалобами на Запад. Это была отчаянная попытка привлечь внимание к восточным событиям. В этом письме звучит готовность идти на смерть ради истины. Александр выступает не как обвинитель, а как обвиняемый. В послании встречается слово «Богородица».

Вмешательство в спор императора Константина Великого

В этот период ариане в своей церковной политике начали умело использовать фигуру императора, который в 323 г. находился в большом воодушевлении от своей победы над Лицинием. Возможно, именно под влиянием Евсевия Никомедийского Константин написал послание к епископу Александру и пресвитеру Арию. Воодушевленный идеей политического единства, Константин хотел видеть залогом и образцом этого единства единение церковное. Хотя Константин первоначально и не понимал существа спора, его слова звучали очень тепло и душевно. В своем послании он укоряет Александра за то, что тот выставлял на вид бесполезную сторону вопроса, и Ария за то, что ему вообще следовало бы молчать. Обоих он призывал ко взаимному прощению, потому что, по его мнению, «спор начался не по главному какому-нибудь учению в законе». «Возвратите же мне мирные дни и спокойные ночи... В противном случае мне останется только стенать, обливаться слезами и в беспокойстве проводить век свой; я не могу успокоиться, доколе люди Божии, разумею моих сослужителей, разделяются между собою распрею... Откройте же мне путь на Восток вашим единомыслием», - обращался император к Александру и Арию.

Арианский собор в Кесарии Палестинской

Подыгрывая в целом оптимистическому настроению царя, не сознававшего догматического значения спора, около 324 г. ариане собрались на новый собор в Кесарии Палестинской, где епископом был симпатизировавший Арию и начинающий приобретать влияние при дворе Евсевий Кесарийский. Собор просил Александра принять в общение в Александрии «смирившихся» ариан во главе с их вождем (Созомен. Церковная история 1,15). В соборном послании к Александру был выражен смягченный вариант арианского учения.

1) Сын рожден прежде вечных времен.

2) Сын неизменяем, но является таковым по воле, хотению Бога Отца.

3) Сын является совершенным творением и рождением, иным, чем другие рождения и творения.

Однако главное все же оставалось: Сын Божий есть творение, Он не существовал до рождения. Итак, не изменяя существа своего учения, ариане предприняли те шаги, которые должны были понравиться императору, протянули руку примирения Александру. Ариане не могли не понимать, что Александр не сможет ответить тем же, тем самым в глазах царя он будет выглядеть главным препятствием церковного единства.

Осий Кордубский. Проблема, связанная с посланием Антиохийского Собора 324 г.

К счастью для Александра Александрийского, ближайшим советником Константина был испанский епископ Осий Кордубский, человек православного образа мыслей. По Филосторгию, Александр, чтобы противодействовать Палестинскому собору, тайно посетил в столице Осия, внушив ему свое учение. Было ли это на самом деле — неизвестно. Во всяком случае, Осий привозил в Александрию послания Константина, где лично познакомился с ситуацией. Из Александрии Осий поехал, вероятно, на собор в Антиохию.

До начала двадцатого века об Антиохийском соборе 324/5 г. ничего не было известно. Его открытие для науки объяснило некоторые детали в развитии спора, например, упоминаемое только блаженным Феодоритом отлучение Евсевия Кесарийского. В 1905 г. Эдуард Шварц опубликовал по сирийской рукописи послание 56-и епископов Антиохийского собора к Александру, епископу Нового Рима. Немецкий историк А.Гарнак отказывался признавать подлинность этого послания. Однако профессор А.Спасский, а затем А.Бриллиантов и Дм. Лебедев доказали его подлинность, достоверность, восстановив важное звено в истории спора [4].

Послание аресовано епископу Александру. В надписании послания Александр называется епископом Нового Рима, т.е. Константинополя. В.В. Болотов считал, что на самом деле оно было послано к Александру Фессалоникийскому. Первая, председательская подпись под посланием была расшифрована Э. Шварцем как имя Евсевия или Евстафия. А. Бриллиантов предложил свою версию расшифровки — имя Осии. Однозначно решить этот вопрос сложно. Дело в том, что в это время епископ Антиохии Филогоний скончался. Новым епископом стал Евстафий. Быть может, он и был поставлен на кафедру этим собором. Во всяком случае, позднее он пострадает от ариан одним из первых.

Послание Антиохийского собора говорит об отлучении Ария, Феодота Лаодикийского, Наркиса Нерониадского и Евсевия Кесарийского. Отлученным епископам собор дает время на покаяние до собора в Анкире. Позднее в Никее из 56-ти епископов этого собора было 48. Анкирского собора, о котором говорится в этом послании, история не знает, потому что вскоре было решено собираться не в Анкире, а в Никее, которая была ближе к Западу.


Основные тезисы арианства, их мягкая и жесткая трактовки

В преддверии Первого вселенского собора арианство было достаточно емким учением. Выделим несколько его основных тезисов.

1) Сын есть творение.
2) Сын сотворен или рожден из не-сущего.
3) Было, когда не было Сына (Сына не было прежде, чем Он произошел).

       Толкование этих тезисов может иметь жесткую и мягкую форму.

       А) Сын изменяем по существу,
       Б) Он — творение, как одно из прочих творений,
       В) Сын не подобен Богу,
       Г) Он постижим по существу.

              A’) Сын неизменяем по воле Отца,
              В’) Он—творение, но не как одно из прочих творений, 
              Г’) Сын подобен Отцу,
              Д’) Он непостижим по существу.

* * *



ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Место созыва собора. Инициатива созыва

Как уже говорилось, Антиохийский собор 324/5 г. дал арианам время на покаяние до открытия собора в Анкире. В 1857 г. было опубликовано письмо императора Константина, приглашавшее епископов на собор не в галатийскую Анкиру, а в вифинскую Никею. Император перенес собор в Никею по нескольким причинам, связанным с удобством расположения данного города. Во-первых, на собор были приглашены епископы из Италии и других мест Европы, для которых путь в Никею был значительно проще. Во-вторых, климат Никеи был более благоприятным. В-третьих, Никея была расположена очень близко от Никомедии, восточной императорской столицы, что значительно облегчало прибытие на собор самого царя, желавшего быть участником авторитетного церковного собрания.

Вполне очевидно, что инициатива созыва собора исходила от православного епископата. Мы можем допустить это уже по тому факту, что г. Анкира, в котором первоначально планировали собрать епископов, был кафедрой Маркелла, будущего защитника Никеи. Сторонники Александра Александрийского смогли нейтрализовать арианский Палестинский собор Антиохийским собором, а Анкирский (Никейский) собор они хотели противопоставить Вифинскому собору. В пользу предположения о том, что инициатива созыва Первого Вселенского собора исходила от православных сил, свидетельствует и то, что место собора было перенесено ближе к Западу империи, где ариане не имели поддержки. Западный историк Сульпиций Север инициативу созыва собора приписывает защитнику православия Осию Кордубскому.

Состав и численность собора

Можно предположить, что император Константин, воодушевленный своими победами и идеей своего вселенского служения, хотел видеть этот собор не только икуменическим, т.е. всеимперским, но даже более широким, имперско-колониальным. И на самом деле это не представляло никакой особой сложности, поскольку Церковь выходила и за пределы империи. Созывая же на собор епископов всей империи, Константин Великий, вероятно, стремился также продемонстрировать новую силу, способную скрепить, укрепить огромные территориальные пространства империи не силой римского оружия, как это было прежде, но силой более значимой, силой религиозной, идейной, силой веры.

Хотя большинство епископов собора представляли восточную часть империи, присутствовали и представители Запада. На собор прибыли семь западных епископов, а также два пресвитера-легата, представлявших папу Сильвестра. На соборе присутствовал один представитель из Персии, два пресвитера из Селевкии-Ктесифона, епископ готский Феофил, а также представители из Пицунды (Кавказ), Боспорского царства, Скифии и Армении. Очевидно, что численный состав собора не был постоянным. Приглашение на собор было разостлано в 324 г., а уже в мае 325 г. произошло его открытие. Времени на своевременный приезд могло хватить не всем.

История сохранила до нас самые различные свидетельства о численном составе собора. Согласно Евсевию Кесарийскому, собор состоял из около 250-ти участников, согласно Евстафию Антиохийскому — около 270-ти. Император упоминал о более 300-х, Афанасий Великий — о 300-х (а в послании к Африканцам 369 г. — о 318-ти) участниках. Позднее официальной стала цифра 318, хотя она не может быть признана самой точной. Впервые эта цифра упоминается у Илария Пиктавийского в 359-360 г., чуть позднее — у Василия Великого в 362 г. Списки участников собора, дошедшие до нас, относятся только к пятому или шестому столетию. Число 318, представляясь вполне реальным, могло войти в предание об этом соборе и по своему символическому значению. Именно столько верных слуг было у праотца Авраама, а буквенное обозначение этого числа — ТІН — напоминает знак креста (Т) и начало имени Спасителя (Ιη-σους).

Предполагают, что на Востоке в четвертом веке могло быть около 1000 епископов, а на Западе — около 800. Таким образом, на соборе была представлена 1/6 часть всех епископов — количество весьма представительное и внушительное. Число 2000, встречающееся в коптских деяниях собора, может означать общее количество людей, прибывших в Никею, включая, например, слуг.

Характер соборного епископата. Догматические партии

На Никейском соборе впервые в христианской истории были собраны епископы со всех концов империи, что могло напоминать Пятидесятницу апостольского века. Состав епископов был достаточно контрастным и по их общественному положению, и по их умственным дарованиям. На соборе присутствовали и влиятельный Евсевий Никомедийский с приближенным ко двору Евсевием Кесарийским, и простецы, подобные Спиридону Тримифунскому, не переставшему пасти стадо животных после того, как он стал пастырем словесных овец. Были и образованные ученики Лукиана, и простецы в вере, живые исповедники, носившие следы недавних мучений на своем теле. Но даже этим простецам было совершенно внятно и принципиально неприемлемо учение образованных ариан, их исповедание Сына Божия творением, созданием.

Арианских епископов на соборе было около 20-ти. Но и среди этого числа не было полного единства. Что же касается остальных 300 епископов, то среди них были и образованные, вполне осознанные защитники Православия, подобные Александру Александрийскому, были простецы в вере, не согласные с Арием больше по своему живому религиозному чувству, были и образованные епископы, находившиеся под богословским обаянием и влиянием Оригена. Учение же Оригена, как уже говорилось, могло подходить и арианам, и православным. Сторонники Оригена могли переходить в лагерь ариан, испытывая страх перед призраком савеллианства.

Источники по истории собора [5]

Никаких специальных записей хода соборных заседаний не велось. Во всяком случае, мы не имеем подобных записей, и в начале 5 века об их существовании ничего не было известно. От собора до нас дошли:

1. 20 канонических правил, восходящих к началу 5 века,
2. Символ веры, восходящий к редакции западного собора 343 г. и Александрийского собора 362 г.,
3. неполные списки отцов и
4. Соборное послание к Церквам Божиим, находящимся в Александрии, Египте, Пентаполе, Ливии и во всей поднебесной.

Этими документами ограничиваются прямые источники, но есть и авторитетные косвенные источники:

1. Три послания Константина Великого: к Александрийской Церкви против Ария; ко всем епископам и народам; к епископам, не присутствовавшим на соборе;

2. Окружное послание Евсевия Кесарийского, которое помогает понять ту драматическую перспективу, в которой будут развиваться дальнейшие события;

3. отрывок из сочинения Евстафия Антиохийского «Против ариан», сохраненный «Церковной историей» блаженного Феодорита;

4. сочинения свт. Афанасия Александрийского, участника собора (Послание о постановлениях Никейского собора и Послание к Африканским епископам);

5. похвальное сочинение Евсевия Кесарийского в честь императора «Vita Constantini».


Продолжительность собора

Собор продолжался, вероятно, в течение трех месяцев. Согласно Сократу Схоластику, собор открылся 20 мая. Некоторые источники указывают иную дату открытия — 14 июня. 19 июня было принято вероопределение. Закрытие собора, состоявшееся 28 августа, совпало с празднованием 25-летия царствования. На закрытии было зачитано похвальное слово Евевия Кесарийского императору Константину, после чего все завершилось торжественным обедом.

Ход дискуссий и составление никейского символа, никейская богословская терминология

Император сделал все необходимое, чтобы епископы чувствовали себя на высоте своего епископского достоинства. Так царь подчеркивал и общеимперское, общегосударственное значение собора. Собор открылся встречей императора и представителей Церкви. Император обратился к собору с речью на латинском языке. От лица собора его приветствовал один из епископов с речью на греческом языке [6]. Евсевий Кесарийский сообщает, что император порвал, не читая, все те кляузы, жалобы, которые писали к нему епископы друг на друга. О ходе самих заседаний знаем мало, но они, вернее всего, не были спонтанными, а были подготовлены. Император беседовал с епископами, стремясь определить общее мнение, но имея при этом в виду свое представление о правильном учении. В целом прения были очень жаркими. По Евсевию Кесарийскому, в разгар споров выступил «человек, умевший заставить замолчать тех, которые говорили наилучшим образом», т. е. Сам Евсевий, который вынес на обсуждение крещальный символ Кесарийской Церкви. Император одобрил этот текст, но предложил дополнить его одним словом — ομοοΰσιος. Еще совсем недавно это слово, не употреблявшееся в Священном Писании, было осуждено в связи с учением Павла Самосатского. На замутненности этого слова еретическим содержанием и будут впоследствии играть ариане в своей борьбе с Никейским символом.

Конечно, не сам император вспомнил об этом слове, не он придумал его и не он был инициатором его использования в разрешении данного конфликта. Предполагают, что в данном случае за спиной императора стоял Осий Кордубский. Вместе с этим словом и будет принят Никейский Символ веры.

Суть же никейского вероизложения сводится не только к одному этому слову, но и к некоторым другим выражениям: «Рожденного от Отца, т.е. из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога Истинного от Бога Истинного, рожденного, не сотворенного (против ариан, которые понимали под рождением сотворение. — А.В.), Отцу единосущного...». В конце следовали анафематизмы против утверждающих, что 1) было время, когда Сына не было, 2) Он не существовал до рождения, 3) Он произошел из не-сущего, 4) Он создан и изменяем. Выражение Рожденного от Отца, т.е. из сущности Отца свидетельствует о том, что термины ουσία и υπόστασις Никейский собор мыслил как взаимозаменимые, тождественные.

Никейское вероизложение, составленное на основе Кесарийского символа, внесло и другие изменения в Кесарийский символ:

1. Слово απάντων, использовавшееся по отношению ко всему творению, созданному Богом и переводимое как все с оттенком решительно все, было заменено простым πάντων, чтобы не оставлять лазейку для ариан, которые могли бы истолковывать это слово в том смысле, что Бог сотворил решительно все, т.е. и Сына.

2. Слово Логос было заменено на слово Сын.

3. Были опущены слова перворожденного всей твари, относящиеся к Сыну.

Принятый на соборе Никейский орос отказались подписать Арий, Евсевий Никомедийский, Феогний Никейский, Феона Мармарикский и Секунд Птолемаидский. Все они были отправлены в ссылку.


Другие вопросы, затрагивавшиеся на соборе

Собор рассмотрел и вопрос о времени празднования Пасхи, остро встававший еще во втором веке в связи с различиями в традиции празднования Пасхи в Риме и Малой Азии. В Малой Азии, ссылаясь на авторитет апостола Иоанна Богослова, праздник Пасхи отмечали в день Пасхи иудейской, т.е. 14 нисана. Как общецерковная была принята традиция Рима и Александрии — праздновать Пасху в воскресный день. Впрочем, за нарушение этого единообразия никто не наказывался и окончательная унификация в этом вопросе произойдет позднее. Поднимался на соборе и вопрос о безбрачии духовенства. Отрицательное его решение было принято благодаря Пафнутию Фиваидскому, который сам являлся девственником. «Не возлагайте тяжкого ига на мужей посвященных, честен брак и ложе нескверно. Как бы от избытка строгости они не причинили вреда Церкви, ибо не все могут перенести подвиг бесстрастия», - сказал этот святой на соборе (Сократ. Церковная история 1,11).

Канонические правила

Современная Книга Правил содержит 20 правил Первого Вселенского собора. Поскольку основной вопрос, который рассматривался на соборе, касался проблемы, зародившейся в Александрийской Церкви, то и соборные канонические постановления были отчасти связаны с этой Церковью.

4 правило. «Епископу наиболее прилично поставляться от всех епископов той области. Если же это трудно... да соберутся в одно место трое, а отсутствующие да изъявят свое согласие посредством грамоты...». Некоторые историки считают, что это правило направлено против якобы существовавшей александрийской практики выбора епископа пресвитерами.

6 правило было сформулировано по поводу мелитианского раскола. В нем подтверждается особая власть александрийского папы: «Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте и в Ливии и в Пентаполе, дабы александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и римскому епископу сие обычно... Аще кто без соизволения митрополита будет поставлен епископом... не должен быти епископом».

7 правило возвышает епископа Элии, т.е. Иерусалима, который должен чтиться как митрополит.

15 правило запрещает епископам, пресвитерам и диаконам переходить из города в город.

16 правило запрещает преподавать Евхаристию священникам диаконами.

20 правило запрещает коленопреклонения в воскресные дни и в Пятидесятницу.

Особенности изложения хода Собора у Евсевия Кесарийского и место этого епископа в истории арианского спора

Важным свидетельством о Первом Вселенском соборе является Послание Евсевия Кесарийского своей пастве. В этом послании, написанном словно в оправдание, рассказывается о соборе. Евсевий истолковывает своей пастве принятый символ, затушевывая в нем самое важное. Слова из сущности Отца Евсевий понимает только в том смысле, что Сын от Отца. Собор же напротив хотел уйти от общих, обтекаемых выражений. О том, что Евсевий не понял или не хотел принимать подлинного смысла принятого символа, свидетельствуют его собственные слова: «Не отвергли слово единосущный имея желание сохранить мир... Потому же приняли мы и выражение рожденного, не сотворенного...». Евсевий говорит, что Сын «не есть творение, сходное с теми, которые произведены Им». Однако это утверждение не исключает того, что Сын не есть творение, пускай даже и отличное от других. Само единосущие понимается Евсевием в том смысле, что Сын уподобляется Отцу, т.е. интерпретируется как подобосущие. В этом же послании Евсевий говорит, что он согласился с анафематизмами потому, что они запрещают употреблять слова, которых нет в Писании. Но ведь слово ομοούσιος также нет в Писании. Так что, принимая символ, Евсевий в глубине души не хотел согласиться со всем тем лучшим, что было в этом символе. И данное послание обнаруживает, показывает склонность к арианству, существовавшую в среде влиятельных образованных епископов. Оставшиеся невосприимчивыми к подлинному смыслу Никейского собора, эти епископы вскоре после этого собора будут искать пути замены символа этого собора другим символом и тем самым поддержат арианскую партию.

Итак, по завершении собора, его решения были оглашены через послание как самого собора, так и императора. Именно с этого времени начинается традиция сочетания церковных постановлений с императорской волей. Собор закончился очень оптимистично. Однако, не смотря на внешний успех Православия, его догматическая победа станет исторической только лишь спустя полвека. Уже вскоре после собора как большинство епископов, так и сам император проявят склонность к арианству и эта ересь совершит свое триумфальное шествие по всему Востоку.


Источник: Акимов В.В. Вселенские Соборы. - Минск: Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла, 2010. C. 15-29.    

Примечания

[1] Первым, кто обратил внимание на Ария и осудил его, был раскольничий епископ Коллуф. Коллуф был рукоположен Мелитием в Верхний Кинополь, но не поехал в этот город, а остался в Александрии как антипапа.

[2] А. Спасский предполагал, что собор произошел в 318 г., а В.В. Болотов — в 320-321 г.

[3] Ранее считалось, что письмо было адресовано к епископу Константинополя. Об этом см.: Болотов В.В. Theodotetiana // Христианское чтение. 1892. Т.П.

[4] См.: Лебедев Д.А. Антиохийский Собор 324 года и его послание к Александру, епи­скопу Фессалоникскому // Христианское чтение. 1911. Т.236. 4.1. №7-8. С.831-858.

[5] Более подробно об источниках по истории собора см.: Смирнов К. Обозрение источников истории Первого Вселенского Никейского собора. Ярославль,1888 и Воронов Л. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского собора 325 г.» // Богословские труды. 1973. Сб.11. С.90-111.

[6] Предполагают, что это мог быть либо Евсевий Кесарийский (Созомен. Церковная история 1,19), либо Евстафий Антиохийский (Феодорит. Церковная история 1,7), либо Осий Кордубский.




9 Июня 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...