О празднике Воскресения Христова

Прот. Серий Четвериков* (1947 г.)
Из рукописи «Правда христианства»


Светлое Христово Воскресение. 
Середник иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник Светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование. Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны. Великое спасибо Иоанну Дамаскину и другим, потрудившимся в их составлении.

Вся эта служба – один сплошной непрерывный, неумолкающий торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом... В Светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает.

Видимым внешним знаком этого является то, что в течение всей пасхальной недели во всех православных храмах Царские врата остаются день и ночь открытыми в знак упразднения преграды между небом и землей. В своеобразном восприятии и праздновании Светлого Христова Воскресения обнаруживается с особенной ясностью и силой дух Восточного христианства, с особенной наглядностью проявляющийся в русском Православии.

Для православного сознания Пасха есть время, когда открывается небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается от земли и русский православный .человек живет в небесном мире, с Богом, с Ангелами, со святыми, с умершими родными и друзьями. Переживанием этого чувства полна его душа; а внешним его проявлением является тяготение в день Светлого Христова Воскресения к посещению кладбища и родных дорогих могил. Светлый праздник Христова Воскресения есть прорыв в вечность, в Небесный мир, который, в свою очередь, спускается к нам на землю. Все перемешивается: люди и Ангелы, живые и умершие; все живут одною общею жизнью, общим ликованием, общим восторгом.

В киевских пещерах, по тамошнему преданию, был такой случай: в первый день Пасхи, в Пасхальную ночь, на утрени один из участвовавших в служении иеромонахов зашел в пещеры покадить мощи почивающих в пещерах подвижников. Войдя в пещеры, он громко воскликнул: «Отцы и братие! Христос Воскресе!». И вдруг в ответ на пасхальное приветствие по всем пещерам пронеслось ответное громовое восклицание: «Воистину Воскресе!». Живые и мертвые слились в одном радостном восприятии великого торжества Христова Воскресения.

Вот это уничтожение преграды между небом и землею, слияние в одном радостном чувстве живых и мертвых – начало на земле бесконечного Царства Небесного – и составляют отличительную черту нашего православного, и в частности, нашего русского восприятия праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день православный человек всецело сливается с вечной жизнью Царства Небесного.


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. - Аньер (Франция), 1949.

*)

Скончавшийся 29-го апреля 1947 года в Братиславе в Чехословакии прот. Серий Четвериков составил значительное духовно-литературное наследство». ..Мы помещаем здесь этот отрывок из его большой еще неизданной книги «Правда христианства», посвященной русской молодежи. В дальнейшем мы надеемся на страницах «Вечного» поместить еще несколько выдержек из оставшихся рукописей дорогого батюшки. – Ред.

2 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...