О празднике Воскресения Христова

Прот. Серий Четвериков* (1947 г.)
Из рукописи «Правда христианства»


Светлое Христово Воскресение. 
Середник иконы из ризницы Троице-Сергиевой Лавры

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни одного праздника она не празднует так необычайно светло и торжественно, как праздник Светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование. Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны. Великое спасибо Иоанну Дамаскину и другим, потрудившимся в их составлении.

Вся эта служба – один сплошной непрерывный, неумолкающий торжественный гимн Светлому Христову Воскресению. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом... В Светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает.

Видимым внешним знаком этого является то, что в течение всей пасхальной недели во всех православных храмах Царские врата остаются день и ночь открытыми в знак упразднения преграды между небом и землей. В своеобразном восприятии и праздновании Светлого Христова Воскресения обнаруживается с особенной ясностью и силой дух Восточного христианства, с особенной наглядностью проявляющийся в русском Православии.

Для православного сознания Пасха есть время, когда открывается небесный мир. В эту ночь и в эти дни православное сознание отрывается от земли и русский православный .человек живет в небесном мире, с Богом, с Ангелами, со святыми, с умершими родными и друзьями. Переживанием этого чувства полна его душа; а внешним его проявлением является тяготение в день Светлого Христова Воскресения к посещению кладбища и родных дорогих могил. Светлый праздник Христова Воскресения есть прорыв в вечность, в Небесный мир, который, в свою очередь, спускается к нам на землю. Все перемешивается: люди и Ангелы, живые и умершие; все живут одною общею жизнью, общим ликованием, общим восторгом.

В киевских пещерах, по тамошнему преданию, был такой случай: в первый день Пасхи, в Пасхальную ночь, на утрени один из участвовавших в служении иеромонахов зашел в пещеры покадить мощи почивающих в пещерах подвижников. Войдя в пещеры, он громко воскликнул: «Отцы и братие! Христос Воскресе!». И вдруг в ответ на пасхальное приветствие по всем пещерам пронеслось ответное громовое восклицание: «Воистину Воскресе!». Живые и мертвые слились в одном радостном восприятии великого торжества Христова Воскресения.

Вот это уничтожение преграды между небом и землею, слияние в одном радостном чувстве живых и мертвых – начало на земле бесконечного Царства Небесного – и составляют отличительную черту нашего православного, и в частности, нашего русского восприятия праздника Светлого Христова Воскресения. В этот день православный человек всецело сливается с вечной жизнью Царства Небесного.


Источник: Вечное/«L'Éternel». Православный журнал. - Аньер (Франция), 1949.

*)

Скончавшийся 29-го апреля 1947 года в Братиславе в Чехословакии прот. Серий Четвериков составил значительное духовно-литературное наследство». ..Мы помещаем здесь этот отрывок из его большой еще неизданной книги «Правда христианства», посвященной русской молодежи. В дальнейшем мы надеемся на страницах «Вечного» поместить еще несколько выдержек из оставшихся рукописей дорогого батюшки. – Ред.

2 Мая 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Почему посад, а не город?
Почему посад, а не город?
В последние десятилетия одним из направлений деятельности Сергиево-Посадского музея-заповедника стало изучение прошлого не только нашего города, но и всей северо-восточной части Подмосковья. Началась эта работа после того, как в ведение музея...
Письмо святителя Тихона о недопущении вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского
Письмо святителя Тихона о недопущении вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского

2 апреля (н. ст.) 1919 года Патриарх Московский и всея России Тихон отправил письмо председателю СНК В.И. Ленину, в котором «во имя успокоения смущенных сердец верующих людей» просил принять законные меры к недопущению готовящегося местными властями вскрытия мощей преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиева монастыря. Данное письмо Патриарха являлось уже вторым - первое письмо в СНК о недопущении вскрытия мощей было отправлено святителем в марте 1919 года.


Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».

Предложение о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского
Предложение о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского

1 апреля 1919 года Сергиевский совет рабочих и крестьянских депутатов тайным голосованием (29 голосов – «за», 3 – «против» и 4 «воздержались») поддержал предложение фракции коммунистов в Совете о вскрытии мощей преподобного Сергия Радонежского.

Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного
Встреча в Троицком монастыре врагов великого князя Московского Василия II Темного

20 (30) марта 1434 года в Троицком монастыре состоялась встреча врагов великого князя Московского Василия II Васильевича Темного  - князя Звенигородского Юрия Димитриевича и князя Можайского Ивана Андреевича, а затем последовало начало их совместного похода на Москву, оставленную Василием II.