Православные святыни мира. Базилика в честь Рождества Христова в Вифлееме

Вифлеем, Вифлеемская звезда – эти слова для любого христианина навсегда связаны с рождением Спасителя. Вифлеем (славянская транскрипция древнееврейского Бейт-Лехем) – город в 7 км к юго-востоку от Иерусалима. Название Бейт-Лехем (дом хлеба) объясняют по-разному. Возможно, оно происходит от того, что его жители пекли хлеб из пшеницы, которая росла в окрестных полях. С древних времен к названию Бейт-Лехем прибавляли Иудейский, или Эфрата (Ефрата), чтобы отличить от другого Бейт-Лехема – Галилейского. В Библии город называется Вифлеем-Ефрата.


Рождественские колокола в базилике

Бейт-Лехем – древний город, упоминаемый в Библии в связи с именем Авраама. Недалеко от города по пути из Самарии в Вифлеем, при родах последнего сына Вениамина умерла и была похоронена при дороге Рахиль, жена Иакова. Здесь же, недалеко от Вифлеема, в селе, которое стояло на месте нынешнего арабского Бейт-Сахур, Руфь собирала колоски пшеницы и встретила Вооза, за которого вышла замуж и стала прабабкой царя Давида. Будущий царь Давид также родился здесь, и тут был помазан на царство пророком Самуилом.


Базилика Рождества Христова в Вифлееме

Ровно через тысячу лет после царствования Давида здесь, на пастушеском поле, на месте той же деревни Бейт-Сахур, по преданию, Ангел принес пастухам благую весть о рождении Иисуса. Вот как об этом повествует святой апостол и евангелист Лука: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в была гостинице.

В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было» (Лк 2, 1-20).


Рождество Христово. Афон, Baтопедский монастырь

В 332 г. византийский император Константин под наблюдением своей матери Елены, вырубив лес, построил базилику на месте рождения Иисуса. До нас от нее дошла только основная конструкция – 5 нефов и 11 колонн, установленных в четыре ряда, и мозаика. Тем не менее, это самая хорошо сохранившаяся византийская церковь IV в. В 529 г. храм был разрушен во время восстания самаритян. Император Юстиниан восстановил здание точно на месте первого и добавил к нему 3 апсиды, транссепт (средняя часть храма) и 10 колонн. Кроме того, был построен спуск в Грот (или пещеру) Рождества.


Колонна в базилике

Сейчас церковь принадлежит трем конфессиям: греческой, армянской и католической. Под центральной частью церкви находится пещера Рождества. Туда можно спуститься через один из двух входов по большим каменным ступеням. В неглубокой нише помещается престол, перед которым горят десятки свечей. На полу находится серебряная звезда со словами «Hic de Virginia Marie Jesus Cristos natus est» (лат. «Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»).


Серебряная звезда на месте Рождества Иисуса Христа

Сбоку от Грота Рождества, принадлежащего ныне Греческой Православной Церкви, – грот с нишей, в который ведут несколько ступенек. Это алтарь Кормления, куда положили маленького Иисуса после рождения. Напротив – алтарь Королей-волхвов, преклонявших колени перед Младенцем.

В отличие от других христианских сооружений базилика пережила персидское нашествие 614 г. После прихода арабов халиф Омар посетил Вифлеем в 638 г. Он запретил разрушать церковь, поскольку сам почитал Иисуса.

В 1169 г. храм был перестроен и обновлен, тогда же появился центральный неф и мозаика в нем, изображающая предков Иисуса и семь Вселенских Соборов. Из изображений сохранился полностью только 1-й Константинопольский Собор, а Никейский, Эфесский и Халкидонский – фрагментами. Потолок был сделан из английского дуба, подаренного королем Эдуардом VI. Крестоносцы перестроили вход в церковь, сделали его двухарочным и сузили, чтобы храм легче было защищать.


Ясли Рождества Христова

В 1646 г. турки разрушили крышу, использовав имеющийся там свинец для пушечных ядер. Тогда же по приказу Папы Римского был еще более сужен вход, чтобы в храм не въезжали на лошадях. Этот вход называется «Дверь Покорности». Предание говорит, что столь маленькая дверь была сделана, чтобы входящий преклонял голову перед святым местом.

В 1939 г. при ремонте пола церкви была найдена знаменитая византийская мозаика базилики Константина – сейчас ее можно увидеть под деревянными щитами в полу.


Грот, где Пресвятая Богородица родила Спасителя мира

В северной части церкви Рождества есть несколько пещер. Там же находится Грот невинных младенцев, избиенных Иродом. Вот как об этом трагическом событии повествует евангелист Матфей: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Когда же они отошли, – се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Мф 2, 1-18).


Рождество Христово. Фреска 2-й половины XVl в. Кипр, Пафос, резиденция епископа


Информация дал паломников: Базилика в честь Рождества Христова. Тел.: 02-6741020. Открыта с 5.30 до 18.00.


Источник: Православные святыни мира / [авт.-сост. С.Р. Бегиян]. — Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. – С. 27-30.

10 Января 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...