Праведный Иоанн Русский



9 июня (н. ст.) Русская Церковь отмечает память одного из самых удивительных святых. Его житие поразительно в своей простоте.

Неизвестно точно, откуда он родом, как его фамилия, кто его родители. Простой русский Иван. 

Сведения о его жизни до плена очень скудны. Родился в Малороссии, был солдатом в армии Петра I, воевал, попал в плен. Всю жизнь провел в положении пленного раба среди иноверного окружения, жил в хлеву со скотом. Ничего своего, кроме души. Но сила его веры и упования была столь велика, что тяжелейшие обстоятельства жизни не только не сломили его, но возвысили до меры подвига первых христианских мучеников. 

Святой Иоанн родился около 1690 года в крестьянской семье на юге тогдашней России. Призванный по рекрутской повинности, он попал в армию Петра I и участвовал в русско-турецкой войне (1710-1713 гг.). Здесь Иоанн и попал в плен, сначала к татарам, затем к турецкому военачальнику - аге. Турок привез его к себе домой, в селение Прокопион, находившееся в Малой Азии (ныне Ургюп). В этом селении помимо пришлого турецкого населения тогда еще жили греческие христиане и действовала церковь. Но Каппадокия (в которой находилось селение) уже находилась под властью Османской империи, главенствующей религией был ислам. Иоанну, привезенному в селение в тяжких оковах, было не только запрещено посещать храм, но и соблюдать православные обычаи. Хозяин тяжкими муками вынуждал его отречься от христианской веры. Иоанна топили в навозной жиже, жгли раскаленным железом, надевали на голову раскаленный докрасна казан, но он оставался непоколебим. Рубцы от страшных ожогов навсегда остались на его главе. Уже в наше время ученые, освидетельствовавшие его мощи, установили следы травм и переломов на его теле. Тем удивительнее, что претерпев такие муки, Иоанн не только сохранил православную веру, но до конца жизни остался верным слугой своего жестокого мучителя. Видя его стойкость и непоколебимость в деле исповедания веры, хозяин наконец перестал понуждать его к отречению от Христа. Он приставил его к своим лошадям и поселил в стойле. Раздетый и босой, в любое время дня Иоанн должен был к тому же являться в дом для услужения хозяину. Свои обязанности он исполнял столь добросовестно, что долгое время терпел издевательства от других рабов, порицавших его усердие. Но время, молитвы, и помощь Божия сделали то, что постепенно все гонители переменили свое отношение к Иоанну. Хозяин стал предлагать ему переселиться из убогого стойла в небольшую хибарку, и не препятствовал более его посещениям храма. Переселяться Иоанн отказался, а в храме стал проводить все свое небольшое свободное время. По праздникам здесь же он причащался Святых Христовых Таин. Иоанн поистине стяжал кротость Христову. Он постоянно молился о благополучии своего мучителя, и сам ага почувствовал, что именно пребывание в доме праведного раба привело его к достатку и процветанию. Когда хозяин отправился в паломничество в Мекку, Иоанн сотворил чудо, открывшее его праведность для всех жителей селения. Жена находившегося в отъезде аги приготовила большое угощение. Сидя среди гостей, она стала сетовать, что муж в дороге и возможно голоден, а она не может ничем ему помочь. На что Иоанн, служивший гостям, предложил ей наполнить пловом блюдо и отдать его ему, Иоанну, для передачи хозяину. Его подняли на смех, но хозяйка сделала по слову слуги, и Иоанн ушел с пловом. В тот же момент ага, находившийся в далекой Мекке, увидел у себя в комнате блюдо с горячим пловом. Каково же было его удивление, когда на дне блюда он обнаружил клеймо, стоявшее на всей его домашней посуде! По возвращении в Прокопион он всем рассказал об этом чуде. К Иоанну стали стекаться и христиане, и мусульмане, испрашивая его молитв и благословения. Хозяева просили Иоанна перейти жить к ним в дом, обещая не препятствовать его молитвам, но он ответил отказом. До конца жизни он продолжал жить в пещерном стойле с лошадьми. Чувствуя приближение кончины, праведный Иоанн пожелал причаститься Святых Тайн. Священник не решился идти в дом к мусульманину, но передал ему Дары спрятанными в яблоке. Причастившись, святой праведный Иоанн мирно почил 27 мая 1730 года. Его хозяин-ага сам попросил священника похоронить праведника по христианскому обычаю и пожертвовал для останков святого свой лучший ковер. Пленный раб и смиренный последователь Христа был торжественно погребен в пещерном храме святого Георгия. Проводить его в последний путь вышли все жители небольшого селения. Могила святого Иоанна была почитаема всеми окрестными жителями. В 1733 году по откровению свыше были обретены его честные мощи. В храме великомученика Георгия была устроена рака, в которой мощи святого Иоанна находились вплоть до 1845 года, когда их торжественно перенесли в новый храм св. Василия Великого. В сентябре 1924 года греки, вынужденные покинуть Малую Азию(т.к. состоялся обмен населением между Турцией и Грецией), тайно вывезли с собой мощи святого Иоанна в Грецию. Здесь они обосновались на острове Эвбея, в бывшем селении Ахмет-ага, переименовав его в Неопрокопион. По обету здесь ими был возведен храм в честь святого Иоанна Русского. Строительство, длившееся 20 лет, было закончено в 1951 году. В храме была устроена серебряная рака, где до сих пор и покоятся мощи святого Иоанна. Чудеса помощи Божией по молитвам святого Иоанна совершаются по сей день. По свидетельству служащих в храме священников, температура св. мощей соответствует температуре человеческого тела. О том, что нужно переоблачить его мощи, особым образом служителей храма извещает сам святой Иоанн. Он является какому-либо благоговейному человеку (причем это могут быть люди, живущие очень далеко от Греции) и просит передать в Прокопи (Неопрокопион) священнику, что настало время переоблачения мощей. 

Русская Православная Церковь прославила святого Иоанна в лике праведных в 1962 году. В Греческой же Церкви он почитается как преподобный. Святой Иоанн Русский является одним из самых любимых и почитаемых в греческой Церкви святых. Каждый год в день его памяти, при большом стечении народа, мощи святого Иоанна торжественным крестным ходом проносят по селению Неопрокопион. Многие греческие паломники по обету пешком приходят сюда поклониться святому и испросить его молитв. Известно, что он особенно покровительствует детям. В храме Неопрокопиона ведется запись чудес и исцелений по молитвам святого праведного Иоанна Русского. Имеются и вещественные свидетельства. Икона святого праведного Иоанна, находящаяся у его раки, увешана многочисленными драгоценностями, принесенными благодарными свидетелями чудес святого в знак исцелений и помощи Божией по его молитвам. У мощей св. Иоанна находится "палка бабушки Марии Спака" из кипрского села Френаро. Старушка 18 лет ходила согбенной и совершенно исцелилась после молитвы у раки святого Иоанна 11 августа 1978 года... 

Будем и мы просить помощи и заступления святого праведного Иоанна, Русского чудотворца.

В Турции, в селении Ургюп (бывший Прокопион), сохранилась пещера-стойло, где жил святой Иоанн. Ради памяти святого восстановлен из руин и дом военачальника-аги.


9 Июня 2020

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Клевета смущает души...»
«Клевета смущает души...»

10 (23) июля 1916 г. в газете «Сельский вестник» за подписью наместника Лавры архимандрита Кронида была опубликована статья «Бойтесь клеветников».

Пушка в подарок
Пушка в подарок

Однажды, много лет назад, келарю Троицкого монастыря довелось показывать иностранным путешественникам помещения монастырских арсеналов. Гости пришли в неподдельное изумление. Искреннее восхищение и уважение вызвала громадная, только что отстроенная крепость, оснащённая по последнему слову военной техники.

278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой
278-летие Указа о наименовании Троице-Сергиевой обители Лаврой

278 лет назад, 8 июля (ст. ст.) 1742 года, специальным императорским указом императрицы Елизаветы Петровны Троице-Сергиеву монастырю был присвоен статус и наименование Лавры.

Образ преподобного Сергия в искусстве
Образ преподобного Сергия в искусстве

Преподобный Сергий и созданный им Троицкий монастырь вдохновили не одно поколение мастеров – иконописцев, архитекторов и художников на создание шедевров.

Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км
Елизавета I ходила на богомолье в Лавру пешком за 52 км

Известно, что Елизавета Петровна ходила на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру из Москвы пешком, правда, весьма оригинальным способом...