Повести из жизни старцев. Из Отечника

Повести из жизни старцев. Из Отечника

1. В царствование императора Феодосия жил близ Константинополя некоторый монах в маленькой келлии, вне города, невдалеке от врат, из которых императоры обыкновенно выезжали за город для прогулки. Феодосий, услышав, что тут живет монах-затворник, никуда не выходящий из келлии, начал при прогулке направляться к этому месту. Последовавшим за ним придворным, он приказал не приближаться к келлии монаха, – подъехал к ней один и постучался в дверь. Встал монах, отворил ему дверь, но не узнал, что это был император, потому что император, чтоб не быть узнанным, снял с себя царский венец. После обычной молитвы оба они сели, и спросил император монаха: как живут святые Отцы в Египте? Монах отвечал: все молят Бога о спасении вашем. Между тем, император внимательно осматривал самую келлию. В ней он не увидел ничего, кроме немногих сухих хлебов в корзинке, которая висела на веревке, прикрепленной к потолку. Император сказал: авва! на благословение предложи мне пищу. Монах вложил поспешно в сосуд соли и сухарей, влил воды, и они вместе употребили эту пищу; затем монах подал чашу воды императору, который и выпил ее. Тогда Феодосий сказал: знаешь ли, кто я? Монах отвечал: не знаю, кто ты, господин. Император: Я, Феодосий, император, пришел к тебе попросить молитв твоих. Монах, услышав это, пал ему в ноги. Император продолжал: блаженны вы монахи, свободные от мирских забот! вы наслаждаетесь спокойной и безмолвной жизнью: попечение ваше только о спасении душ ваших, о достижении жизни вечной, о получении наград небесных. Будь уверен в справедливости слов моих; я рожден от царя и царствую: но никогда не вкусил пищи с такою приятностью, как теперь. После этого император поклонился с особенным уважением монаху, и вышел от него. В ту же ночь раб Божий начал так размышлять сам с собой: Мне уже не подобает оставаться в этом месте: теперь, следуя примеру императора, пойдут многие ко мне не только из народа, но и придворные и сенаторы не преминут воздавать мне почести, как служителю Божию. Хотя они будут делать это ради имени Божия: однако, я боюсь за себя, чтоб лукавый диавол не обольстил меня неприметным образом, чтоб я не стал находить удовольствия в приеме знатных особ, чтоб сердце мое не усладилось их похвалами и уважением ко мне, чтоб не потерять мне смирения. Человек Божий, рассмотрев все это, бежал оттуда в ту же ночь и прибыл в Египет, в пустыню к святым Отцам.

2. Между святыми старцами был муж великий, которому Христос даровал такую благодать, что он, по действию Святого Духа, видь то, чего другие не видят. Он сказывал, что однажды сидели Многие братия, разговаривая между собою. Когда разговор шел душеспасительный, и приводимы были для назидания изречения из Св. Писания, тогда стояли между братиями святые ангелы; на лицах их сияла радостная улыбка: они с удовольствием внимали 6ecеде о Господе Когда же разговор переходил к предметам суетным, ангелы огорчались и тотчас уходили далеко от беседующих, в среде которых появлялись нечистейшие кабаны, покрытые струпами, и вращались вокруг их. Это были демоны; они принимали вид кабанов и увеселялись пустословием и многословием монахов. Увидев это, блаженный старец ушел в свою келлию, и в продолжении всей ночи плакал и рыдал: стенания и слезы изливались из сердца его о горестном недуге падения нашего. Он увещевал и наставлял отцов и братию по монастырям, говоря: охраняйтесь, братия, от многословия и суетных бесед, от которых рождаются для души вред и погибель: мы не понимаем, что через такие 6ecеды соделываемся ненавистными Богу и ангелам Его. Говорит Писание: «при многословии не миновать греха» (Прит. 10, 19). Многословие расслабляет душу и ум наш, вносит в них пустоту.

3. Один из старцев Скита послал ученика своего в Египет привести верблюда, чтоб отвезти в Египет, сделанные им корзины. Когда ученик вел верблюда, другой старец, встретившись с ним, сказал: если бы я знал, брат, что ты идешь в Египет, то я попросил бы тебя привести и для меня другого верблюда. Брат передал это своему старцу. Этот, движимый великой любовью, сказал ученику: поди, сын мой, отведи верблюда к нему и скажи: мы еще не готовы; исполни нужду твою. Ты же поди с этим верблюдом в Египет и снова приведи к нам его, чтоб отвезти и наши сосуды. Брат поступил так, как было приказано ему, – пошел к другому старцу и сказал ему: отец мой говорить: так как мы еще не готовы, – возьми верблюда и исполни твою нужду. Старец навьючил верблюда, и пошел в Египет. Там, когда он снял с верблюда поклажу, брат взял верблюда, чтоб опять отвести его в Скит. Отправляясь в путь, он сказал старцу: молись обо мне. Старец спросил его, куда идет он. Иду в Скит, отвечал брат, чтобы привезти сюда и наши корзины. Старец, услышав это, пришел в умиление, пожалел о случившемся и сказал со слезами: простите меня, сладчайшие! любовь ваша похитила плод у меня.

4. Некоторый старец часто подвергался болезни. Случалось ему в течение одного года не болеть; старец очень скорбел об этом и плакал, говоря: оставил меня Господь мой и не посетил меня.

5. В Фиваиде некоторый старец безмолствовал в вертепе. У него был ученик подвижник. Старец имел обычай по вечерам поучать ученика и делать ему душеполезные наставления; после наставления он молился и отпускал ученика спать. Случилось, что посетили их некоторые благочестивые миряне, которым было известно великое воздержание старца; получив от него утешение, они ушли. По отшествии их, вечером старец опять сел по обычаю и занялся поучением и наставлением брата. Во время беседы напал на него сон, а брат стоял, ожидая, чтоб старец проснулся и сотворил по обычаю молитву над ним. Старец не просыпался. Ученик, сидя долго, был побеждаем помышлениями потихоньку уйти и лечь спать, но понудил себя, противостал помышлению и остался. После этого сон начал склонять его, но он не ушел. До семи раз повторилось с ним такое колебание, но он с твердостью воспротивился ему. По прошествии уже полуночи проснулся старец и, увидев ученика, сидящим близ себя, сказал: отчего ты до сих пор не ушел? Ученик отвечал: оттого, отец, что ты не отпустил меня. Старец: почему ты не разбудил меня? Ученик: я не осмелился толкнуть тебя, чтоб не обеспокоить тебя. Они встали и начали отправлять утреню: по окончании утрени старец отпустил ученика. Оставшись один, старец пришел в исступление. И вот некто показываете, ему место прославленное, в нем трон и над троном семь венцов. Старец спросил того, кто показывал ему это, кому все это принадлежит? Тот отвечал: Ученику твоему даровал Бог и место, и трон за его жительство; эти же семь венцов он заслужил в эту ночь. Услышав это, старец удивился: весь трепетный, позвал он ученика и спрашивает его: скажи мне, что сделал ты этою ночью? Он отвечал: прости меня, отец! я ничего не сделал. Старец, думая, что он не говорит по смиренно, сказал: поверь, я не успокоюсь, если не скажешь мне, что сделал или что помышлял ты ночью. Брат, не зная за собою никакого дела, не находил, что сказать, и потому отвечал старцу: прости меня, отец! я ничего не сделал, разве только то, что до семи раз был склоняем помышлениями уйти и лечь спать. Старец услышав это, тотчас понял, что ученик столько раз был увенчан Богом, сколько раз противостал помышлениям. Он ничего из виданного не возвестил брату, чтоб не нанести ему вреда, но поведал это духовным отцам. Научимся, что за победу и над малыми помышлениями Бог венчает нас. Благо человеку понуждать себя ради Бога во всяком деле: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф. 11, 12).

6. Некоторому брату явился диaвoл, преобразившись в Ангела света и сказал ему: я архангел Гавриил, >послан к тебе. Старец на это отвечал: смотри! не к кому ли другому ты послан? потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне ангелы. Диавол тотчас исчез.

– Старцы говорили: если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: я, живя во грехах, не достоин видеть Ангелов.

7. В пустыне Никополиса жил отшельник, а прислуживал ему мирянин, весьма благочестивый. В городе жил богач, утопая во грехах. Настало время, – умер этот богач; сошелся весь город и с епископом своим для сопровождения тела, которому предшествовали воженные свечи. Свидетелем похорон был, прислуживавший отшельнику. По обычаю он понес хлебы в пустыню и нашел, что отшельника сел зверь. Он пал на лице свое пред Господом, говоря: не встану с земли, доколе Бог не покажет мне, что это значит? Один утопавший во грехах, похоронен с таким великолепием, другой, служивший Тебе и день, и ночь, подвергся такой смерти! И вот явился ему ангел от Господа. Ангел сказал: грешник, о котором ты говоришь, имел немного добрых дел, принадлежавших веку сему, и получил награду за них здесь, но зато там не обрел никакого упокоения. Отшельник же был украшен всеми добродетелями, но, как человек, имел за собою немного погрешностей, и наказание за них понес здесь, чтоб предстать пред Богом чистым. Утешенный этими словами, благочестивый мирянин пошел в дом свой, прославляя Бога о судьбах его, яко праведны суть.

8. Пришел однажды в Скит неизвестный важный человек. Он принес с собою много золота и просил настоятеля пустыни раздать золото братиям. Пресвитер отвечал: братия не нуждается в этом. Но так как принесший был очень важная особа и убедительно просил об исполнении его желания, то пресвитер предложил ему поставить ящик с златницами при входе в церковь, а братиям сказал, кому нужно, пусть возьмет деньги из ящика. Никто из братии не прикоснулся к златницам, даже никто не взглянул на них. Старец сказал вельможе: Бог принял твое приношение; поди, раздай златницы нищим. Вельможа ушел с большой пользой для души своей.

Авва Пимен говорил: блажен, кто переносит скорби с благодарением.

Источник: Вечное/«L'Éternel» // Православный журнал. №7-8 (19-20) июль-август. – Аньер (Франция), 1949. С. 28-32.


29 Августа 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...