Поучение об отношении Бога к гордым и смиренным

Поучение об отношении Бога к гордым и смиренным

Святитель Николай Сербский

...Бог гордым противится, 

а смиренным дает благодать.

1 Пет. 5, 5

Перед кем и перед чем, братья, человек может быть гордым? Перед Ангелами? Да ведь Ангелы бессмертны, а человек смертен. Перед людьми? Да ведь он зависим от многих людей и смертен, как все люди. Перед живот­ными? Но как бы он жил, если бы ему не слу­жили животные? Перед солнцем и звездами? Но без их света он продержался бы пару дней во мраке, да и пропал бы. Перед растениями? Но растения для него являются основной пи­щей. Перед землей? Но из земли тело его соз­дано. Перед мертвыми? Но без них он бы не появился на свет. Тогда, значит, перед живы­ми? Но живых так много, что он лишь как одна ниточка в большом ковре. Пред Богом? Но если бы не было воли Божией, его бы не было ни среди живых, ни среди мертвых. Так перед кем и перед чем, братья, человек может быть гордым?

Униженным и смиренным Бог дает благо­дать. То есть дает все, что им нужно, все, о чем они молятся Богу в униженности и сми­ренности своей. Кто эти униженные и сми­ренные? Это те, кто чувствует свою немощ­ность и полную зависимость от Создателя своего. Они полны, как море, и зависимы, как море. Какой водоем полнее моря, и какой более зависим от дождя и рек? Гордый же по­добен закрытому колодцу, закрытому от неба и от земли, и самодостаточному лишь тогда, когда он наполнен; а когда закрыт и отрезан от водных источников, то быстро пустеет.

Мудрый Соломон мудро говорит о Боге: Если над кощунниками Он посмевается, то смиренным дает благодать (Притч. 3, 34). Однако Божие посмевание не злорадно, как человеческие насмешки, оно сожаление и гнев. И Божия милость не ограничена так, как человеческая милость, ибо она милость царская, которая поражает своим сиянием, своей красотой и своей безграничностью.

О Господи Боже, Создателю наш, укроти сердца наши, когда они наполнятся горды­ней, и помоги нам во время гордости нашей ничтожной вспомнить Крест на Голгофе и Сына Твоего Единородного, в крови и страда­ниях за нас. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.


Источник: Поучения святителя Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога») [в 2 ч.] / Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч. 2. – Минск, Издательство Дмитрия Харченко, 2014. - С. 48-49.



25 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...