Поучение о верных как причастниках Божеского естества

Поучение о верных как причастниках Божеского естества

Святитель Николай Сербский

...Дабы вы через них соделалисъ
причастниками Божеского естества...

2 Пет. 1, 4

Как может, братья, смертный человек быть причастником Божеского естества? Может ли вечное соединиться с временным, славное с бесславным, тленное с нетленным, чистое с нечистым? Не может без особых условий. Наэти условия и указывает апостол, а имен­но: одно условие со стороны Бога, а другое условие – со стороны человека. Как условие со стороны Бога он называет то, что от Бо­жественной силы Его даровано нам все потреб­ное для жизни и благочестия; а как условие со стороны человека – удалиться от господствующего в мире растления похотью. Бог вы­полнил Свое условие и даровал нам от Своей силы, которая к нам пришла через познание Того, Кто призвал нас к славе и добродетели. Сейчас очередь человека, чтобы он исполнил свое условие, то есть чтобы, познав Христа Господа, удалился от господствующего в мире растления похотью. Господь Христос снача­ла открыл небо и все блага небесные, а тогда призвал людей, чтобы приступили и приняли эти блага. Как Он призвал? Только словами? Словами тоже, однако не только словами, но также славой и добродетелями. Славой – зна­чит, Своим славным Воскресением; доброде­телями – значит, Своим чудесным служением и страданиями. Этим Он призвал нас, чтобы мы приняли превеликие обещания и чтобы ради них соделалисъ причастниками Божеско­го естества. Но чтобы могли познать Христа и услышать призыв Его, мы должны сначала удалиться от господствующего в мире растле­ния похотью. Если же не удалимся, то оста­немся слепыми пред Ним, пред Его славой и добродетелями, и глухими к Его призыву.

О братья, сколь превелика милость Божия к нам! По этой превеликой милости Божией нам, смертным, предлагает усыновление Бессмертный, и нам, грешным, предлагается восхождение в Прославленное Тело Господа Иисуса. Но только при условии, которое не является ни большим бременем, ни тяжким крестом.

О Господи Иисусе, Исполнение всех обеща­ний и Источник всех благ, исцели нас от слепо­ты и глухоты наших, и придай нам сил, чтобы удалиться от господствующего в мире растления похотью. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь.

Источник: Поучения свт. Николая Сербского на каждый день года (из «Охридского пролога») [в 2 ч.] / Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч. 2. – Мн.: Изд-во Дмитрия Харченко, 2014. - С. 56-57. 


29 Июля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...