«Пост – время всепрощения»

«Пост – время всепрощения»

В аскетической литературе молитва и пост представляются как два крыла, возносящие подвижника от земли на Небо. Пост рассматривается не только как ограничение в пище, но, главным образом, как духовное очищение — напоение души от духовной трапезы — трудом во славу Божию и любовью, всепрощением к ближнему. Подобное присутствует и в пись­мах святого Афанасия, проведшего почти всю жизнь в особом подвиге, где ограничение было не только его волеизъявле­нием, но и «заботой» стражей «порядка».

«Вчера, — пишет строгий блюститель Церковного Уста­ва, — рыбки я закусил. По моему уставу святой мученице Вар­варе я правлю службу со славословием. А так как ныне... пя­ток, то рыба не разрешается. А вчера я тоже правил службу со славословием преподобному Савве Звенигородскому, и вчера был четверток, можно было иметь и рыбку на трапезе. У вас же сегодня должна быть служба по храмовой главе и, следова­тельно, трапеза с рыбой. Впрочем, и я сегодня оскоромил­ся, — не заметил, что пирожок с рисом и с рыбой, — думал, что только с луком, и начал было есть. Но за любовь прислав­шей Господь не поставит сего в грех ни мне, ни вам. А к шо­коладным конфектам (так писал святитель. — Ред.) у меня с детства предубеждение, что они на молоке, поэтому при­сланную коробочку поберегу до Рождества. Что же касается бутылочки, то я отсылаю ее в ближайший храм, чтобы за ваше здравие была совершаема Божественная литургия... С первого класса семинарии я стал принципиальным абсентеистом и, кроме богослужения, не употреблял ни капли вина. Впрочем, должен признаться, что все-таки за всю жизнь я выпил две бу­тылки портвейна, когда болел тифом».

Святитель советует проводить Великий пост в проникно­венном слушании и чтении Постной Триоди, в прощении всех, в очищении от греха, в достойном соединении со Христом Спасителем.

«Приветствую с началом Триоди Постной. Дай Бог вам всем в течение Великого поста обильно, сытно и с услажде­нием питаться от трапезы духовной, в Триоди Святой Церковью предлагаемой». «Пост — время всепрощения. По­сему надеюсь, что и вы простите меня». «Помоги вам Господь Пост добре совершить и... со Христом соединиться во Святых Тайнах».

Будучи насильно оторван от духовных чад, святитель паки приветствует их с Великим постом и свидетельствует, что он в Пасхальную ночь, мысленно их всех обойдет с радостным приветствием: «Приветствую всех с наступающим Великим постом. А в Светлую ночь внимайте и моему пасхальному привету. Если Господь даст дожить до Пасхи, мысленно, как всегда в великие праздники и в памятные дни, обойду все ке­лейки моих родных и друзей. Побываю везде, где по воле Божией рассеялись они, побываю с праздничными молебнами, с радостным пасхальным приветствием. Побываю и на дорогих могилках».


Профессор К.Е. Скурат. Алфавит духовный. Новые исповедники Святой Руси. О вечном. - М., «Ковчег», 2013.


STSL.Ru


Теги: Скурат К.Е.
13 Февраля 2018

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

По указу для Приказа
По указу для Приказа
6 февраля 1701 года, исполняя указ Петра I о сборе с церквей и монастырей
103 года Доходному дому
103 года Доходному дому
103 года назад Троице-Сергиева Лавра завершила строительные и отделочные работы в четырехэтажном каменном здании на углу Красногорской площади и Александровской...
Возвращение Лавре монастырских зданий
Возвращение Лавре монастырских зданий
2 сентября 1956 года Постановлением Совета Министров РСФСР №577 Свято-Троицкой Сергиевой Лавре возвращено 28 зданий ( с учетом переданных в 1946 -1948 годах)...
Освящение надвратной Церкви после пожара
Освящение надвратной Церкви после пожара
14 июня (н.ст.) 1763 года в присутствии Екатерины II...
Визит Петра I
Визит Петра I
10 июня (н.ст.) 1688 года шестнадцатилетний Петр I посетил Троице-Сергиев монастырь. Юного царя сопровождала свита из тридцати думных людей...