Посланник Троицкого Игумена

Сегодня, 11 июня, в Троице-Сергиевой лавре празднуется память преподобного Илии-келаря. 


Преподобный Илия Келарь, Радонежский.
Роспись Свода братской трапезной Троице-Сергиевой Лавры
 

Сведений о его жизни почти не сохранилось. Известно, что Илия принадлежал к числу самых первых учеников Преподобного Сергия и до конца жизни сохранял верность месту своего пострига – Троицкой обители. 

С его именем связаны события осени 1380 года. Вскоре после победного возвращения Великого князя Дмитрия Донского с Куликова поля, Москву всколыхнула новая тревожная новость – на город надвигалось литовское войско во главе с князем Ягайло. На стороне литовцев выступал противник Дмитрия - рязанский князь Олег.

Эту новость 21 сентября 1380 года, по просьбе князя Дмитрия, Преподобному Сергию принес архимандрит Симонова монастыря Федор, племянник старца. Преподобный немедленно отправил своего келаря – второго человека в обители после самого игумена – к Олегу Рязанскому с наказом остановить захватчиков. 

В тот же день вслед за Федором Симоновским из Москвы прибыл Исакий Андроников. Вероятно, это был инок московского Андроникова монастыря — духовной «отрасли» Троицкой обители. Не зная о миссии Федора, он счел своим долгом сообщить Преподобному Сергию те же тревожные вести.  



В старинной рукописной книге Троицкого монастыря (Стихирарь 1380 года) сохранилась запись на полях — беглые заметки, сделанные писцом под впечатлением череды тревожных событий того дня: «Месяца сентября в 21 день, в пяток, на память о агиос апостола Кондрата, по литургии почата бысть писати татрать (тетрадь). В то ж день Симоновский приездил. В то ж день келарь поехал на Резань. В то ж день нача чернца увеща… В то ж день Исакий Андроников приехал к нам. В то ж день весть приде, яко Литва грядуть с агаряны (татары)…».

Рязанский князь принял прибывшего к нему келаря Илию и не посмел ослушаться Троицкого Игумена. Олег убедил литовского князя Ягайло повернуть восвояси. Но сам не смирился: то и дело объединялся с Мамаем и Тохтамышем, с Ольгердом Литовским ¬и выступал против Москвы. 

Второй и последний раз имя келаря Илии упоминается в летописи Троицкой обители под 1384-м годом: «преставися в пентикостной неделе старец Илия, келарь Троицкого монастыря, добрый и послушливый». Через год после этого Преподобный Сергий, по просьбе князя Дмитрия Донского, сам пешком ходил в Рязань, чтобы просить Олега о прекращении усобиц. И убедил князя: смирил его гордыню тем, что показал отсутствие гордыни в собственном сердце. Позже примирение Рязани с Москвой было закреплено браком княжеских детей. 


Источник: STSL.Ru
11 Июня 2015

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии
Издание Указа Павлом I о возведении Вифанской пустыни в степень монастыря 2-го класса и утверждении при нем Духовной семинарии

Указом императора Павла I в 1797 году Спасо-Вифанской пустыни был дарован статус мужского монастыря 2-го класса со штатом в 16 монашествующих. Тогда же был устроен порядок, согласно которому настоятелем Вифанского монастыря считался наместник Лавры, а непосредственное управление монастырем осуществлял Вифанский казначей.

Уволен на покой
Уволен на покой

22 мая по 1694 года по указу царей-соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей уволен на покой во Владимирский Рождественский монастырь архимандрит Лавры Викентий.

Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре
Встреча царя Михаила Феодоровича Романова в Троицком монастыре

3 марта 1613 г. в Москве на Великом Земском и Поместном соборе произошло долгожданное событие: Михаил Федорович Романов (1596-1645) был избран русским царем. 23 апреля того же года государь прибыл в с. Сватково, недалеко от Сергиева Посада. Перед Святыми вратами Троице-Сергиева монастыря состоялась торжественная встреча царя монастырской братией во главе с архимандритом Дионисием (Зобниновским, 1570-1633). Последнюю седмицу апреля Михаил Романов проживал в монастыре преподобного Сергия.

Первая Пасха
Первая Пасха

21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года.

Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители

20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест.