Сегодня, 5 декабря, исполняется пол года со дня кончины насельника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Виталия (Мешкова)

Сегодня, 5 декабря 2014 года, исполняется пол года со дня кончины одного из старейших насельников Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Виталия (Мешкова).

Отец Виталий скончался 5 июня 2014 года после тяжелой болезни. Старец, народный духовник и молитвенник, он всей своей жизнью проповедовал Слово Божие. 

Предлагаем Вашему вниманию одну из ранних проповедей, сказанных будущим архимандритом на 1-м курсе Московской Духовной академии. 

20140624_001.jpg

Виктор Мешков. 1963 год

Какова должна быть исповедь?

Во имя Отца и Сына, и Святого Духа!

Братия и сестры! В наступающие важные минуты, когда мы готовимся приступить к исповедании грехов своих, вникнем в свою жизнь, в свое поведение, в состояние души своей. Если мы теперь не вспомним о своих грехах и не покаемся, то там, перед Господом, увидим их перед нашими глазами во всей ясности и наготе, и будем плакать тщетно и напрасно. Пророк Давид говорит: Во аде кто исповестся Тебе (Пс.6, 6)? – не потому, чтобы мы там не исповедовались, но что делаем это напрасно. А Господь наш Иисус Христос поучает тому же посредством притчи о богаче и Лазаре, что грешники, хотя сокрушаются о грехах, переменяются и делаются лучшими от геены, но от этого нисколько не получают пользы для удаления пламени; потому что это покаяние безвременно. Поэтому, братия и сестры, будем скорбеть и плакать о грехах здесь. Блажении, говорит Господь, плачущие, яко тии утешаться (Мф.5,4); горе вам смеющимся, яко возрадаете (Лк.6, 25). Мы не должны стыдиться и стесняться высказать грехи свои, если даже при людях нужно было высказать и открывать их, и тогда не следовало бы стыдиться; потому что стыдно – грешить, а не исповедывать их.

Поставим себя перед судом Евангелия и Церкви, сравним свою жизнь с жизнью Спасителя нашего и святых Его. Тогда ясно увидим, как многого не имеем, что должно иметь каждому из нас, а заимствовали, усвоили, возрастили в себе то, что не подобает христианину. Больной, нечяенно увидев себя в зеркало, приходит в страх от болезненного состояния лица своего, и от ужаса начинает скорбеть. Быть может и мы, увидевши себя в мрачном виде, с ужасом убежим от себя самих, возгнушаемся своей прежней жизнью и пожелаем жизни лучшей. Но если при всех усилиях своих мы все-таки не почувствовали своей греховности, то нужно прибегнуть к молитве и просить Господа, чтобы Господь помог увидеть всю наготу души нашей, открыл перед нами безмерное множество прегрешений наших и просить, чтобы Господь смягчил сердце наше окамененное, дал нам слезы покаяния, которыми могли мы омыть грехи наши. Братия и сестры, мы не должны отчаиваться, хотя и совершили тяжкие грехи. Господь прощает любой грех если мы каемся. Апостол Павел был хулитель, и гонитель, и обидчик христиан; но как возревновал и не предался он отчаянию, но и восстал и сделался равным Ангелам. Напротив, Иуда был Апостолом, но предавшись безпечности, сделался предателем. А разбойник не отчаялся после такой злой жизни и поэтому прежде всех других вошел в рай. Не будем отчаиваться, но имея благие надежды на Господа, и помышляя о Его неизреченной любви к людям, изгоним из совести все злое, с великим усердием и надеждою возьмемся за христианские добродетели, чтобы нам совершенствоваться. А самая первая добродетель смиренномудрие, оно есть как бы золотая цепь, которая, если взять за ее начало держится вся. Если мы будем исповедовать грехи, как должно исповедовать, то душа смирится; ибо совесть, терзая ее, делает смиренную. И как молился пророк Давид: Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс.50,19). Ибо сердце сокрушенное не возмущается, не оскорбляет других, но всегда готово терпеть страдания, а само не восстает ни на кого. В том и состоит сокрушение сердца, когда оно само бывает оскорблено, хотя терпит зло, остается спокойным и не возбуждается к мщению. После смиренномудрия нужны непрестанные усиленные молитвы. После усиленных молитв, нужно великое милосердие. Оно в особенности делает сильным врачество покаяния. Как во врачебных средствах, лекарство хотя много трав содержит в себе, но главную – одну: так и в покаянии подобной многоцелебной травой бывает милосердие, и даже от него зависит все. Милостынями и верою очищаются грехи (Притч. 15,17). А Господь говорит: дадите милостыню, и се вся чиста вам будет (Лк. 11,41). Милосердие заключается в том, чтобы не гневаться, не памятозлобствовать и прощать всем грехи.

Возьмемся с великим усердием за христианские добродетели и покаемся самым глубоким покаянием, чтобы здесь сложить все грехи, с дерзновением могли предстать пред судилищем Христовым и получить Царство Небесное. Аминь.



5 декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
«Дело бывших монахов Троице-Сергиевой Лавры»
17 февраля 1938 года — особенный день в истории Троице-Сергиевой Лавры и Радонежской земли. В этот день были расстреляны несколько человек лаврской братии, а также духовенства, монахинь и мирян Сергиево-Посадского благочиния.
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
Подписание Екатериной II указа об учреждении Сергиевского посада
22 марта (2 апреля н. ст.) 1782 года императрица Екатерина II подписала указ, одним из пунктов которого повелевалось учредить из сел и слобод близ Троице-Сергиевой Лавры лежащих, «посад под имянем Сергиевской и в нем ратушу...».
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
Учреждение братского кладбища Троицкой обители
23 марта 1861 года митрополит Московский и священноархимандрит Троице-Сергиевой Лавры Филарет (Дроздов) благословил учреждение на восточной окраине Посада «киновии усопшей братии Лавры» или, другими словами, братского кладбища Троицкой обители...
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
Исцеление крестьянки И. В. Фомичевой у мощей преподобного Сергия
20 марта 1909 г. крестьянка Тверской губернии Ирина Васильевна Фомичева, 25 лет, получила исцеление ног у мощей преподобного Сергия.
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
Крестный ход вокруг Сергиева Посада
В праздник Покрова Божией Матери в 1812 году по благословению митр. Платона (Левшина) наместник Троице-Сергиевой лавры совершил крестный ход вокруг Сергиева Посада для избавления города и обители от французов.