Жизнь обители с древних веков связана с именами преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. Здесь они провели последние дни своей жизни, приняли постриг и в 1337 году были погребены. Их святые мощи с 1337 года почивают в Покровском соборе монастыря и лишь на период закрытия были захоронены рядом с храмом. Паломники с верой приезжают помолиться Преподобным, испросить их помощи во всех своих нуждах.

Св. прп. Сергий у гроба родителей прпп. Кирилла и Марии Радонежских

Первоначально в монастыре подвизались старцы и старицы. В 1504 году преобразован в женский.  В  1544  году  обитель  была  приписана  к  Троице-Сергиевой  лавре. Во время польско-литовского нашествия в 16081610 годах Хотьковская обитель подверглась разорению, ее насельницы укрылись в Лавре преподобного Сергия, испытав все тяготы и ужасы осады. В середине 1620-х годов она была восстановлена при поддержке Сергиева монастыря. Впоследствии в 1764 году монастырь стал самостоятельным.

Вид монастыря в нач. XX века

В начале ХХ века в обители  подвизалось около 400 сестер. После революции монастырь был закрыт и разорен. Храмы и монастырские здания стали использоваться в хозяйственных целях. Была разрушена колокольня, уничтожен некрополь в крипте Никольского собора и склеп близ Покровского собора, где почивали настоятельницы монастыря. В 1928 году всех насельниц изгнали из монастыря, многих осудили на ссылку в лагеря. Последнюю игумению Варсонофию II арестовали в 1931 году, она скончалась на этапе в Казахстан. Уже после восстановления обители стало известно имя одного из священнослужителей монастыря – сщмч. Николая (Покровского), расстрелянного в Бутове в 1937 году, а ныне прославленного в лике святых новомучеников.

Последняя игумения Варсонофия II

    Сщмч. Николай (Покровский)

В 1960 году полуразрушенный Хотьков монастырь был признан историко-архитектурным памятником и взят под охрану государства.

Незадолго до возвращения Покровского собора Православной Церкви в нем вспыхнул сильный пожар, уничтоживший химический цех, который в нем располагался, и всю настенную живопись. В 1989 году храм был передан в ведение Московской Патриархии. Начались восстановительные работы.

Начало реставрационных работ

В год 600-летия со дня преставления преподобного Сергия – 1992 – на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви совершилось общецерковное прославление местночтимых святых преподобных Кирилла и Марии, Радонежских чудотворцев.

С 1 августа 1992 году в монастыре возобновилась монашеская жизнь, назначена настоятельница игумения Олимпиада (Баранова). В настоящее время в обители 100 сестер, которые несут различные послушания.

Настоятельница монастыря игумения Олимпиада (Баранова)

В 2000 году при монастыре создан Православный детский пансион. Здесь девочки получают все предусмотренные школьной программой знания, а главное, приобщаются к сокровищам православной духовности, постигая законы нравственного совершенства. Немалое внимание уделяется музыкальным занятиям, на которых воспитанницы обучаются пению и музыкальной грамоте. Под руководством своих воспитательниц, сестер монастыря, девочки готовят спектакли и концерты, посвященные православным праздникам, с которыми выступают перед сестрами и гостями обители. Для престарелых и немощных насельниц монастыря устроена богадельня. Для детей разного возраста открыта Воскресная школа, занятия в которой проходят по субботам и воскресеньям. Также в выходные дни открыта библиотека, располагающая большим книжным фондом. При монастыре действует воскресный лекторий для взрослых, проводятся беседы с чаепитием о различных вопросах православной веры и духовной жизни.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл с детьми пансиона

Настоящий день обители полон всевозможных забот. Реставрируются храмы и монастырские здания. В обители ежедневно совершаются богослужения, на которых, по возможности, присутствуют все сестры. Насельницы исполняют традиционные монастырские послушания: церковное пение, работу в иконописной и швейной мастерских, в подсобном хозяйстве и скотном дворе, благоустройство территории, выпечку просфор и хлеба, приготовление пищи и др. Много различных дел необходимо выполнить сестрам за день, и в основание всех монастырских занятий положена молитва, которой начинается и заканчивается день в монастыре. Подвизаясь в обители, насельницы ясно осознают, что все их заботы имеют одну главную цель: через преодоление греховных немощей души и тела наследовать Царствие Небесное.

 

 Монастырские послушания

Схимонахиня Мария (Салтыкова, +1844 г.), подвизавшаяся и скончавшаяся в Хотьковском монастыре, оставила наставление: «От послушания не отказываются, какое бы оно ни было… Дрова ли рубишь, землю ли копаешь, комнату ли метешь, хлебы ставишь в печь, входишь в сделки с мирянами…при всех этих трудах вовсе не духовного свойства, тебе ежеминутно присуща мысль: мой простой труд нужен обители, обитель нужна Церкви, ибо монастыри суть звезды Церкви, от которых далеко льется свет на весь Православный мир».

Сестры получают наставления о монашеской жизни от настоятельницы, духовника и старших сестер монастыря. Кроме того, насельницы стараются читать писания святых отцов, находя в них духовную мудрость, образ иноческого жития и молитвенного делания.

 

День в обители начинается в 05.30. В 06.00 в храме совершается общемонастырское молитвенное правило, в 07.30 – часы и Литургия. На Литургии присутствуют все сестры, не занятые на послушаниях. Далее следуют первая трапеза, общие послушания, затем вторая трапеза, и в 17.00 начинается вечернее богослужение, которое посещают все свободные сестры.

Ежедневно в монастыре поется нараспев акафист Божией Матери, по четвергам – акафист свт. Николаю,  архиепископу Мир Ликийских, Чудотворцу. В воскресные дни служится молебен с акафистом прпп. Кириллу и Марии, Радонежским чудотворцам.

В обители читается неусыпаемая Псалтирь. Два раза в неделю для насельниц монастыря священнослужители проводят лекции по богословским предметам.

Молитвенное правило сестер состоит из утренних и вечерних молитв, полунощницы, акафистов Господу Иисусу Христу и Божией Матери, трехканонника, кафизм, глав из Евангелия и Апостола, а также чтения четок и поклонов. Смотря по силам сестер, правило, как и труд, может быть различным. Всякое послушание в монастыре выполняется, по возможности, с непрестанным призыванием имени Божия, чтобы, по слову свв. отцов, «каждый свой вздох посвятить Господу».

У мощей прпп. Кирилла и Марии

Стремление к иночеству приводит в обитель новых сестер, и, прожив некоторое время в монастыре, не все из них остаются, поняв, что не смогут понести подвига монастырской жизни. Однако находятся и те, кто желает посвятить свою жизнь Богу под Покровом Божией Матери, возлагая упование не на свои слабые силы, но на помощь и заступничество преподобных Кирилла и Марии и их великого сына преподобного Сергия Радонежского.