Покаяние

Покаяние

Сердце чисто созижди во мне, Боже, 

и дух прав обнови во утробе моей.

„Покаяться" значит то же, что „охаять себя", осудить, произвести над собою строгий суд и признать свою жизнь дурною. Обычно мы всегда бываем довольны собою. Как бы мы скверно ни жили, мы не сознаем этого, не мучаемся этим. Мы часто возмущаемся поряд­ками, устройством жизни, негодуем на лю­дей, но себя ни в чем не виним, оставляем в сторон. Это неправильно. Нам не дано быть судьею других. „Не судите, да несудимы будете". Всем нам Судья — Господь. Наше дело — знать прежде всего себя; думать не о том, что и как делают другие, а как следует жить нам самим. Жизнь не по­стоялый двор, гдe все приходят, требуют ce6е удобства, грязнят и мусорят, а убирать за собою оставляют другим. Жизнь — забро­шенная усадьба, запущенное Божье поместье, куда общий Хозяин — Господь посылает нас на работу.

В нашем углу много непорядков, в жизни много невзгод и неурядиц, — посмотрим на себя, проверим, — то ли мы делаем, что следует, так ли работаем, как повелел Хозяин? На что мы употребили данный нам Богом силы? Жизнь, как река, которая тя­нется тысячи верст. По берегам ея много сел, городов, фабрик и заводов. Bce они грязнят и отравляют воду, и река, что далее течет, то все становится мутнее. Но время от времени в разных местах являются люди, которые словно плотиной перегораживают реку жизни, задерживают ея мутныя воды, фильтруют их, пропускаюсь, как сквозь очистительный прибор, сквозь свое чистое, светлое сердце, и воды жизни текут далee светлее и чище. Что сделали мы за годы нашей жизни, замутили или очистили те струи, что текли мимо нас? С какой душой подходим мы к жизни? Какой посудой черпаем воды ея? Самыя чистыя струи можно за­мутить грязной посудой. И жизнь наша плоха прежде всего потому, что сами мы плохи. На земле возможна и даже обязательна совсем иная жизнь, чем та, какую мы ведем, но для этого необходимо, чтобы мы стали иными, чтобы мы поняли, что теперь мы живем грубо, безбожно, безчеловечно; чтобы мы по­чувствовали, наконец, что в той жизни, где миллионы людей тысячи лет дышали неправдой, насилием и распутством, нельзя не задохнуться. Необходимо, чтобы нам противна стала вся мерзость нашей обычной жизни, чтобы нас из нашей духоты неудержимо потянуло на Божий простор. Необходимо, чтобы мы переменили наши мысли, чувства, дела; чтобы мы на все смотрели и все делали по-новому, пo-Божьи, по учению Христову. Бочку, кото­рую долгое время держали под гнилой водой или старым разсолом, необходимо выпарить, прежде чем пустить под чистую, свежую воду. Необходимо выпарить и из людей старый звериный дух грубости, насилия и себялюбия, языческий дух распутства. Новая Божья жизнь возможна на земле, но для этого надо, чтобы мы сами стали новыми, Божьими людьми. Надо покаяться. „Покайтесь, — говорил Спа­ситель,— ибо приблизилось Царство Божие" (Mф. IV, 17). „Если не покаетеся, не можете войти в Царство Божие" (Иоан. III, 5).


Источник: Беседы о Боге и Божией правде. Священник Г. Петров. - М., Типография Т-ва И.Д. Сытина. Валовая ул. свой д., 1903.


STSL.Ru


5 Февраля 2019

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...