Поиски Счастья. Беседа на Новый год

Поиски Счастья. Беседа на Новый год

Существует обычай в Новый год приветствовать друг друга желанием счастья. Таковой обычай перешел к нам от старых времен и неуклонно сохраняется и передается из рода в род. Уже из одного этого можно заключить о том, что не безрассудно утвердился этот обычай.

Если внимательно вдуматься в смысл новолетних благожеланий; то легко будет найти для них разумные основания. Когда мы говорим один другому: «С Новым годом, с новым счастьем то, конечно, мы про­износим эти слова не как пустые звуки, но сознаем, что в них заключается не только смысл, ной некоторая сила. Если не все, то весьма многие, произнося слова: «С Новым годом — новым счастьем», уразумевают, что наставший новый год, каков бы он ни был, есть уже и новое счастье, ибо каждый день бытия нашего несравнимо превосходит дни небытия: жизнь сама по себе есть уже счастье, она дана благим Творцом для блага. Если же для кого-либо она, эта жизнь, становится несчастьем, то виновен в этом не Тот, Кто дал ее, а сам человек, превративший светлые дни счастья в темные ночи несчастий.

С другой стороны, приветствуя друг друга пожеланиями счастья, мы, хотя быть может и не всегда сознательно, выражаем то убеждение, присущее нашей разумной природе, что слово человеческое, от души сказанное, не есть один пустой звук, как биение воздуха, но в нем — этом разумном, живом слове — заключается жизнь и сила. Силу человеческого слова мы испытываем иногда на себе почти сознательно: тогда, например, когда любящее нас лицо выражает слова ласки, благо- желания, любви: в это время душа наша как бы согревается, оживает, сама исполняется теми же чувствами любви. Напротив, кому не известна сила слова недоброжелательства, проклятия? Иногда грубое, жесткое слово действует на нас сильнее удара по телу. Благо тому, кого все благословляют, но горе тому, кого многие или все проклинают. Не потому ли это бывает так, что слово человеческое есть образ живого, творческого, Ипостасного Слова Божия?

Нашими новолетними приветствиями мы выражаем желание друг другу счастья. Это потому, что людям свойственно желать себе и другим счастья, ибо они созданы для счастья. Только человеку врождено стремление к счастью, только ему ведомо понятие о счастье. С другой стороны, в желании нашем друг другу счастья не выражается ли сознание и того, что человек, созданный для счастья, не имеет того, к чему он стремится, что он потерял то, чего теперь ищет,— потерял счастье. И как много теперь ищущих счастья и не обретающих его! Наш век изобретательности самых разнообразных удовольствий есть в то же время век крайнего недовольства своей жизнью, недовольства, происходящего от сознания невозможности найти счастье; все как бы ходят в темную ночь со светильниками, разыскивая счастье и спрашивая друг у друга: не видел ли ты счастья? Ищут — и не находят. А не находят счастья потому, что не там его ищут, где следует искать, и не так его ищут, как следует искать. Люди ищут счастье вне себя, а следовало бы искать его внутри себя. Ходят со светильниками, которыми освещается то, что находится вне их, а следовало бы позаботиться возжечь тот светильник, который освещает внутренность их, душу их. Ищут счастье на земле, а оно обретается на небе. Ищут счастья в том, что питает гордость житейскую, а оно обретается в смиренной нищете, так как блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное (Мф. 5,3),— в этом-то Царстве и обретается счастье. Хотят найти счастье в веселье, в утехах, в удовольствиях — а оно обретается скорбямии слезами, так как плачущим обещано утешение (Мф 5, 4) и многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Ведут истребительные войны, чтобы сделать приобретение новых земель, толкают друг друга, чтобы одному стать на место другого, овладеть достоянием его,— а не хотят поверить тому, что только кротким обещано обладание землей (Мф. 5, 5). Гонят праведника, так как он служит обличением для грешника и нечестивого, глумятся над благочестием — а забывают то, что не гонителям правды, а изгнанным правды ради обещано Царство Небесное (Мф. 5,10): счастливы гонимые за правду и поносимые за имя Того, Кто благо­волил именоваться Сыном Человеческим (Мф. 5,11), тогда как Он наименован был гласом с небес, исшедшим от Отца, Сыном Божиим (Мф. 3,17 и др.).

Счастье обретается в мирной семейной жизни, в супружеском согласии, в добром воспитании детей, а люди хотят найти его вне таковой жизни, в незаконных сожительствах, в притонах греха, в прене­брежении супружескими и родительскими обязанностями. Счастье — в храмах Божиих, в собраниях благочестивых, в деннонощном поуче­нии в законе Господнем, а люди хотят найти его в домах греховных увеселений, около игорных столов, в чтений соблазнительных книг, с изгнанием из домов и книгохранилищ всего, напоминающего о Боге, о долге, о нравственности, о Церкви и христианстве.

Итак, будем искать и желать друг другу истинного счастья; будем искать его там, где оно обретается. Будем искать его в истинном благочестии, в храмах Божиих, в поучении в законе Господнем. Присовокупим ко всему сказанному еще следующие слова царственного пророка: Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, Чтобы видеть благо?. . Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их. Но лице Господне, грозное лице Его, против делаю­щих зло, чтобы истребить с земли память о них(Ис. 33:13,15-17). Блажен муж бояйся Господа, в заповедех Его восхощет зело — то есть возлюбит Его. Сильно на земли будет семя его... слава и богатство в дому его, и правда его пребывает в век века… В память вечную будет праведник. От слуха зла, то есть молвы худой не убоится (Пс. 111:1-3, 6-7).

Такого счастья пожелаем друг другу в наступающий Новый год.


Святитель Макарий Невский, митрополит Московский и Алтайский. Единое на потребу. Проповеди, слова, речи, беседы и поучения, том 1-й



Источник: STSL.Ru
31 Декабря 2014

< Назад | Возврат к списку | Вперёд >

Интересные факты

Начало строительства Каличьей башни Лавры
Начало строительства Каличьей башни Лавры

4 июня (22 мая) 1759 года в Троице-Сергиевой Лавре началось строительство Каличьей башни (1759–1778). Строилась она по проекту московского архитектора И. Жукова на деньги, сэкономленные при возведении колокольни (РГАДА. Фонд Лавры. Балдин В.И. - М., 1984. С. 210) (Летопись Лавры).

Первая Пасха
Первая Пасха
21 апреля 1946 г., в праздник Светлого Христова Воскресения, в Троице-Сергиевой Лавре состоялось первое после 26-летнего перерыва праздничное богослужение. С этого дня в Троицкой обители был возобновлен богослужебный круг церковного года... 
Первый благовест Троицкой обители
Первый благовест Троицкой обители
20 апреля 1946 года в Великую Субботу Страстной седмицы из Троицкого собора в Успенский собор Лавры в закрытой серебряной раке перенесены мощи Преподобного Сергия. В 23.00 часов вечера того же дня впервые за четверть века с лаврской колокольни раздался благовест...
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
Визит великой княгини Александры Петровны Романовой
20 апреля 1860 г., по свидетельству исторических хроник, в Троице-Сергиеву Лавру, по дороге в Ростов, прибыла великая княгиня Александра Петровна Романова, известная своей обширной благотворительной деятельностью...
Первое богослужение в возрожденной Лавре
Первое богослужение в возрожденной Лавре
19 апреля 1946 г. в возвращенном братии Троице-Сергиевой Лавры Успенском соборе прошло первое богослужение – утреня Великой Субботы с обнесением Плащаницы вокруг собора...